Современная ювенальная юстиция имеет глубокие корни в традициях скандинавских стран, особенно Швеции. После принятия в 1979 году, впервые в мире, закона, не просто запрещавшего, но превратившего в уголовное преступление наказание детей, ювенальная юстиция стремительно развивалась, превратившись во влиятельный и всепроникающий государственный институт, обладающий огромными административными и финансовыми ресурсами. А скандинавская модель ювенальной юстиции стала предлагаться остальному миру как образцовая.
Начинавшаяся как благое дело защиты детей от насилия со стороны отдельных нерадивых родителей, система ювенальной юстиции породила проблемы, которые сегодня поднимают многие правозащитники, юристы, психологи и педагоги.
Почти три года назад с критическим докладом о случаях изъятия детей из семей в Швеции и соседних Скандинавских странах к Генеральному секретарю Совета Европы Турбьёрну Ягланду обратилась целая группа шведских и норвежских юристов, правозащитников, академических правоведов, врачей, психологов и педагогов. Всего в составлении доклада приняли участие и подписали его 32 человека, годами занимавшиеся проблемами детей в Скандинавии.
В центре доклада, адресованного и в Совет Европы, и в Еврокомиссию, и в Европарламент, была важнейшая проблема ювенальной юстиции – проблема изъятия детей из их родных семей, последствия этого изъятия и чинимые властями препятствия для решения этой проблемы обычным правовым путем.
В Скандинавии государство отнимать детей у родителей, часто по произвольным причинам, начало давно – почти сто лет назад. По данным Скандинавского комитета по защите прав человека в одной только Швеции за последние 90 лет власти изъяли и насильно поместили в замещающие семьи свыше 300 000 детей. То есть по три-четыре тысячи детей в год.
Особо вопиющие случаи ювенальной юстиции становились достоянием гласности, пресса возмущалась - как, например, в случае семьи Блумквистов, у которых в далёком 1957 году отняли восьмерых детей. Тогдашний шведский министр назвала подобные семьи «отбросами общества».
После принятия в 1979 году так называемого «закона против порки» возможностей у органов социальной опеки стало больше, но вот ответственности не прибавилось. Но тогда же правозащитники одержали первые победы в Европейском Суде по правам человека (ЕСПЧ). Власти на успехи правозащитников ответили давлением и запугиванием адвокатов, защищавших интересы детей и семей против органов социальной опеки. Вопиющим стало и пренебрежение властей к решениям ЕСПЧ. Ряд судей ЕСПЧ в Страсбурге даже указали в приложенном к приговору по делу Олссенов против Швеции особом мнении, что «…своим поведением чиновники шведских органов опеки едва ли не открыто высказывали неуважение к судам своей страны и Европейскому Суду… В своих действиях чиновники органов опеки не обращали ни малейшего внимания на несомненную любовь родителей к своим детям».
В 2009 году шведской ювенальной юстицией заинтересовался Комитет ООН по правам ребёнка. В ООН очень обеспокоились большим числом случаев изъятия детей из семей и передачи их в приёмные семьи или детские дома. Комитет ООН рекомендовал ( заставить он не может) сосредоточиться на защите семьи как естественной для ребёнка среды.
В Финляндии, подобно другим Скандинавским странам, также часты случаи, когда чиновники считают тех или иных родителей (родителей-одиночек, малоимущих или иммигрантов) неспособными исполнять свои обязанности. Также часто становятся мишенью для соцработников больные дети и дети-инвалиды, а заодно и дети с низкой успеваемостью в школе. За последнее время в Финляндии было несколько случаев с изъятием детей из семей, где хотя бы один из родителей имеет российское происхождение. Даже Финская Православная церковь осудила жестокое обращение властей с этими семьями. Но заметных изменений в финской ювенальной политике не последовало.
Шведские юристы-правозащитники, такие как президент Скандинавского комитета по правам человека Руби Харальд-Клёссон, опираясь на свой многолетний профессиональный опыт, считают, что шведские, датские и финские органы опеки нацелены, в основном, на молодые или неполные семьи, семьи малообеспеченные или имеющие проблемы со здоровьем, а также семьи иммигрантов. Соцработники также зачастую отнимают детей у родителей, чьи религиозные или философские убеждения кажутся чиновникам политически неприемлемыми. Но риска попасть под каток ювенальной юстиции не лишены и те семьи, где родители имеют высшее образование и престижную работу. Ведь в сферу социальной опеки, замещающим семьям, в детские дома и приюты власти Северных стран вкладывают огромные деньги, которые успешно осваиваются, несмотря на психологические травмы, которые чиновники неизбежно наносят детям и их родителям