США охотятся за россиянами по всему миру

Власти Финляндии приняли решение о выдаче США задержанного по американскому запросу россиянина Максима Сенаха. Он стал двенадцатой жертвой охоты за гражданами РФ, которую Соединенные Штаты ведут по всему миру.

Несмотря на подписанный Москвой и Вашингтоном в 1999 году договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам, США предпочитают не использовать имеющиеся правовые механизмы, а действовать по законам джунглей. Не уведомляя российских коллег об имеющихся у них подозрениях в отношении российских граждан, американцы направляют запросы о задержании россиян всем 111 странам, с которыми Соединенные Штаты подписали соглашения об экстрадиции. В результате граждан России задерживают и отправляют на суд в США.

У всех на слуху выдача Литвой Соединенным Штатам россиянина Дмитрия Устинова, экстрадиция Францией Владислава Хорохорина, вывоз в США из Тайланда Виктора Бута, задержание в Либерии и последующая доставка в Америку российского летчика Константина Ярошенко. Во всех этих случаях Вашингтон действовал по своим ковбойским законам, совершенно не принимая в расчет международное право и подписанные с Россией договоры.

Казалось бы, что проще, чем направить в Москву запрос в соответствии с договором 1999 года? Как, кстати, американские власти сделали в отношении совершившего на территории США преступления россиянина Николая Ракосия. В результате совместной работы американских и российских правоохранительных органов, в ноябре прошлого года Тульский областной суд приговорил этого гражданина России к 19 - летнему тюремному заключению за преступления, совершенные им на территории США.

То есть прецеденты успешной работы в рамках договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам есть. Так почему Вашингтон не отправил подобный запрос Москве в отношении Максима Сенаха, которого американцы подозревают в мошенничестве с использованием компьютерных технологий? Если, как в случае с Ракосии, американские правоохранительные органы представили бы российским коллегам убедительные доказательства его вины, то россиянин предстал бы перед российским судом.

Но США не собираются тратить время на правовые формальности. Ведь легче поступать по закону джунглей, похищая как в голливудских боевиках граждан других стран. Только вот способствует ли это укреплению мира и системы международного права?

Задержание Сенаха в Суоми уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов еще в августе прошлого года квалифицировал как очередное проявление развязанной американскими властями противоправной практики задержания российских граждан в других странах. "Очевидно, что если бы речь шла о необходимости пресечения преступной деятельности, логичнее было бы сначала направить соответствующую информацию в страну гражданства подозреваемого, тем более что у России и США имеется договорная база для сотрудничества в уголовно-правовой сфере. Однако этого не делается", - отметил российский дипломат.

Полгода назад Долгов заявил, что МИД РФ исходит из того, что Максим Сенах не может быть выдан в США. К сожалению, в Хельсинки предпочли прислушаться к очередному окрику из Вашингтона, а не правым аргументам российского дипломата.

Напомним, что еще в апреле 2014 года министерство иностранных дел РФ порекомендовало россиянам не ездить в страны, имеющие с США договоры о взаимной выдаче. ""правосудие по-американски" отличается предвзятым отношением к российским гражданам, а сами судебные процессы над теми, кто был фактически похищен и вывезен в США, обычно заканчиваются обвинительными приговорами с длительными сроками тюремного заключения, как это произошло с Бутом и Ярошенко", - предупреждают в российском дипломатическом ведомстве.

Досье "РГ"

У США заключены договоры об экстрадиции со странами: Австралия, Австрия, Албания, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бельгия, Болгария, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гамбия, Гана, Гватемала, Германия, Гондурас, Гренада, Греция, Дания, Доминика, Доминиканская Республика, Египет, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Иордания, Ирак, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кения, Кипр, Кирибати, Колумбия, Конго, Коста-Рика, Куба, Латвия, Лесото, Либерия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Малави, Малайзия, Мальта, Маршалловы острова, Мексика, Микронезия, Монако, Мьянма, Науру, Нигерия, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Пакистан, Палау, Панама, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Румыния, Сальвадор, Сан-Марино, Свазиленд, Сейшельские острова, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Сингапур, Словакия, Словения, Соломоновы острова, Суринам, Сьерра-Леоне, Таиланд, Танзания, Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, Турция, Уругвай, Фиджи, Филиппины, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Эквадор, Эстония, ЮАР, Южная Корея, Ямайка, Япония. 

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии