Создан проект «дорожной карты» для российских соотечественников

31.07.2012

Руководитель ассоциации «Европейское русское сообщество», ответственный секретарь Бельгийской Федерации русскоязычных организаций Сергей Петросов завершил работу по созданию «Дорожной карты». По его мнению, ее следует принять за основу повестки дня Всемирного конгресса российских соотечественников, который пройдет в октябре 2012 года в Санкт-Петербурге.

«Благодарю всех своих товарищей и коллег из Комиссии по взаимодействию и сотрудничеству с соотечественниками при генсовете партии «Единая Россия», в сотрудничестве с которыми писалась эта статья. Отдельная благодарность Сергею Середенко и Сергею Пантелееву, а также Валерию Мошеву, а вместе с ним и всем другим экспертам, мнения и идеи которых были учтены при ее написании», - сообщает Петросов на официальном портале Бельгийской Федерации русскоязычных организаций.

Публикуем проект «дорожной карты»:

Одним из первых поручений избранного Президента России В.В.Путина стала разработка "дорожных карт" на ключевых направлениях развития страны, которые ранее были обозначены им в программных предвыборных статьях.

Поскольку соотечественники, содействие их возвращению в Россию и другие, напрямую связанные с этим вопросы, были в этих статьях ("Строительство справедливости" и "Россия: национальный вопрос") неоднократно упомянуты, а совсем недавно необходимость переосмысления роли соотечественников В.В.Путин особо подчеркнул в своем выступлении в МИДе, мы можем и должны расценивать эти заявления Президента, как призыв выработать "дорожную карту" и по нашему направлению. В преддверии Всемирного конгресса соотечественников, который должен состояться в октябре текущего года, выработка «дорожной карты» могла бы стать важным подспорьем для того, чтобы сделать работу Конгресса эффективной и результативной.

Анализ ведущихся в последние годы экспертных дискуссий, а также критических замечаний, высказываемых в СМИ и Интернете, позволяет достаточно точно сформулировать основные вопросы, которые требуют решения или, как говорит Президент, переосмысления. Однако, ответы на них как не были, так и не будут найдены, если мы будем пытаться решать каждый из них в отдельности, не сформулировав стратегическую, наиболее важную, но при этом простую и понятную цель, достижению которой должны быть подчинены, и в свете которой должны вестись поиски ответов на все существующие сегодня, и могущие возникнуть в будущем вопросы. При тех задачах, которые формулирует на сегодня для России ее Президент, и объективно стоящими перед Россией вызовами, такой целью может быть только одна:

Собирание разделенного геополитическими катаклизмами ХХ века великого народа России. Настало время перестать делить нас на тех, кто живет на территории страны и за ее сегодняшними границами. Мы - единый народ, у нас одно Отечество и общие задачи по его благоустройству.

Отсюда логично вытекает то, что именно благоустройство, радение за Отечество должно быть провозглашено главным смыслом деятельности соотечественников и их организаций, а вектор государственной политики России в отношении соотечественников за рубежом, и, соответственно, их поддержка, должны быть развернуты и направлены на содействие реализации их потенциала на пользу России, или, говоря другими словами, на интеграцию соотечественников в социальную, экономическую и политическую жизнь страны.

Определившись с целью, нам будет гораздо легче проложить на дорожной карте маршруты движения, или предложить такие ответы на существующие сегодня вопросы, которые, будучи логично увязаны между собой, поведут нас к нашей цели кратчайшей дорогой.

Достижение согласия по определению цели, а также утверждение способов ее достижения мы и предлагаем поставить задачей перед предстоящим Конгрессом соотечественников.

Статус соотечественника

Первым, главным и самым дискуссионным на сегодня вопросом, является необходимость внести, наконец, ясность в определение самого понятия "соотечественник", без чего становится бессмысленным любое дальнейшее движение. Действительно, вся, более, чем десятилетняя история дискуссии и поиска взаимоприемлемых и устраивающих всех формулировок к результату не привели. Происходит это от того, что также как и сама Россия, русский мир огромен, полиэтничен и разностронен, и любая попытка вместить все это разнообразие в рамки универсальных законодательных формулировок, заведомо обречены на неудачу.

"...Проблема возникает, когда на законодательном уровне мы начинаем прописывать соответствующий механизм и сразу сталкиваемся с тем, с чем не сталкиваются страны, где категория соотечественника естественным образом формируется по этническому принципу. Для Германии это немцы, для Израиля евреи, для Польши поляки. В случае с многонациональной Россией такой критерий практически невозможен. Поэтому для нас дефиниция «соотечественник» очень сложна с точки зрения юридического оформления". Константин Косачев

Мы предлагаем пойти другим путем и, отказавшись от попыток сформулировать дефиницию "соотечественник", сосредоточиться на определении дефиниции "организация соотечественников", критерии и требования к которым, а также обязательную процедуру признания которых можно и нужно четко и подробно прописать.

Соотечественниками, таким образом, будут считаться люди, подтвердившие свой свободный и осознанный выбор путем участия в, или создания своих собственных русскоязычных общественных объединений и ассоциаций. Речь идет именно о русскоязычных организациях, так как именно владение русским языком и членство в одной из организаций соотечественников должны являться необходимыми и достаточными условиями признания соотечественником.

Преимущества такого подхода очевидны: все, кто действительно сделал свободный и осознанный выбор, смогут реализовать его через простую и понятную процедуру вступления в русскоязычную общественную организацию, а в лице таких организаций, встроенных в стройную систему горизонтального и вертикального взаимодействия, Россия получит прозрачного и понятного партнера. Русский мир, таким образом, оформится структурно и обретет свой общественный и политический авангард. Подробнее на этом вопросе мы остановимся позже.

Роль русского языка

В долгих поисках критерия принадлежности к соотечественникам, почему-то нелогично и незаслуженно было обойдено вниманием владение русским языком. А ведь именно владение русским языком, при доказавших свою полную бесперспективность «этническом» или «историческом» подходах, могло бы стать тем универсальным качеством, дающим основание причислять кого-либо к российским соотечественникам.

Теперь рассмотрим два основных направления государственной политики в отношении соотечественников, которые должны лечь в основу нашей дорожной карты. Это:

I. Содействие в переселении в Россию для тех соотечественников, которые хотят переселиться в Россию

II. Содействие в защите прав и реализации гуманитарных потребностей соотечественников, остающихся за рубежом

I. Оказание содействия переселению соотечественников в Россию

Содействие переселению в Россию является краеугольным камнем всей государственной политики в отношении соотечественников за рубежом. Закрепив законодательно это обязательство России по отношению к соотечественникам, мы не просто повысим статус существующей (и заканчивающейся в текущем году) Государственной программы, но и придадим ей бессрочный характер.

При этом, само содействие переселению должно обрести совершенно иные логику и смысл, органично вписывающиеся в целостную концепцию решения проблематики соотечественников. Применительно к содействию их переселению в Россию, наша дорожная карта, по сравнению с существующей государственной программой, предлагает предусмотреть следующие основные изменения:

1. Упрощение и дебюрократизация процедуры переселения

Необходимо отказаться от привязки процедуры переселения к рабочему месту и к региону, и, в целом, от патерналистского подхода к вопросу переселения. Соотечественник и потенциальный гражданин сам должен подготовить свое переселение в Россию и нести ответственность за свое трудоустройство и решение жилищных проблем. Другой вопрос, что в этом ему надо оказать реальное содействие. В чем это может выражаться? В радикальном упрощении и сокращении сроков процедуры согласования. В прямой оплате всего переезда, включая перевозку багажа и имущества, в освобождении от уплаты таможенных пошлин на любое имущество, включая автотранспорт. В выплате реальных, а не символических подъемных.

Стимулировать же переселение соотечественников в регионы, нуждающиеся в притоке рабочих рук можно другим способом - организацией там центров временного размещения, или созданием фондов временного жилья. Денег на Программу выделяется немало, и, уйдя от уравниловки и финансирования бессмысленных бюрократических затрат, можно будет сконцентрировать бюджетные средства для строительства временного жилья в тех регионах, которые нуждаются в привлечении рабочих рук более всего. Таким образом, там оно послужит для соотечественников хорошим стимулом для выбора именно этих регионов как территории вселения.

2. Предоставление соотечественникам, переселяющимся в Россию гражданства

Для соотечественников – граждан иностранных государств и лиц без гражданства, переселяющихся на постоянное место жительство в Россию, необходимо законодательно закрепить право на приобретение российского гражданства по максимально упрощенной и укороченной процедуре. Но только для тех, кто переселяется реально, то есть, имеет подтвержденные жилье и работу и зарегистрирован по месту постоянного проживания в России.

Такой подход положит конец многолетним спорам вокруг вопроса об упрощенном порядке предоставления гражданства России соотечественникам!

Действительно, предоставление российского гражданства (в данном случае второго) соотечественникам, проживающим и продолжающим проживать за рубежом, ничего, кроме юридических коллизий и претензий к России со стороны государств проживания соотечественников, вызвать не может. Даже выдача свидетельства соотечественника могла бы привести к серьезным внешнеполитическим осложнениям (из-за чего из новой редакции закона о соотечественниках исчезла соответствующая статья). Идея же выдавать паспорта соотечественникам, часто не имеющим ничего общего с Россией и чей статус четко не определен, представляется достаточно абсурдной.

В то время как для соотечественников, уже переселившихся в Россию, наличие гражданства является жизненно необходимым условием их скорейшей и эффективной интеграции в общество. Здесь речь еще раз идет о соотечественниках, и роли признанных русскоязычных организаций, которые в данном случае будут играть с одной стороны, роль моста, который поможет соотечественнику подготовиться и переехать в Россию, а с другой стороны, роль фильтра, который защитит Россию от переселения в нее людей, не знающих русского языка и не имеющих навыков общения и интеграции в русскоязычной среде.

" ...Думаю, в этом вопросе надо активнее задействовать организации соотечественников за рубежом. Именно они могут стать своеобразной сертифицирующей структурой, подтверждающей право того или иного человека на получение нашего гражданства в упрощённом порядке. Такая вот форма государственно-общественного партнёрства..." К.Косачев

Конечно, переселенцам – новым гражданам России, кроме предоставления гражданства РФ, потребуется дополнительная поддержка и забота. И здесь должна проявиться роль общественных организаций, также работающих в тесном взаимодействии как друг с другом, так и с государством. Это явится еще одной важнейшей функцией институтов представительства соотечественников в органах государственной власти, речь о которых пойдет далее.

II. Содействие в защите прав и реализации гуманитарных потребностей соотечественников, остающихся за рубежом

Содействие в защите прав и реализации гуманитарных потребностей соотечественников, остающихся за рубежом, является вторым крылом государственной политики в отношении соотечественников. Равную с возвращением соотечественников важность и значимость ему придает тот факт, что именно соотечественники, проживающие за рубежом, являются для России проводником ее "мягкой силы", или новой политики расширения своего гуманитарного влияния в мире. Однако, ни о какой роли диаспоры невозможно говорить до тех пор, пока не будет создана работоспособная модель организационной структуры взаимодействия России с соотечественниками и соотечественников с Россией

Россия - соотечественники

В настоящее время работой с соотечественниками и их поддержкой занимается целый ряд государственных и негосударственных структур и организаций и их количество постоянно растет. Поддержка идет по линии МИДа, собственные программы поддержки соотечественников реализуют российские регионы, работают фонды "Русский мир" и правовой защиты, свои мероприятия проводит комитет по делам СНГ и соотечественников, есть контакты по линии различных ведомств. При небольших и к тому же распыленных бюджетах, а также отсутствии должного уровня межведомственной координации и согласованной политики, направленной на реализацию потенциала диаспоры, все эти усилия не приносят ожидаемых результатов, а зачастую имеют обратный эффект, не способствующий консолидации диаспоры.

Очевидно, что динамично развивающиеся отношения России со своей диаспорой нуждаются в новых организационных подходах. Очевидно и то, что понимание этого есть и в высшем руководстве России. Доказательством служит произошедшее недавно учреждение института специального представителя Президента России по взаимодействию с организациями соотечественников за рубежом и назначение на этот пост А.Бабакова.

Безусловно, нашей решительной поддержки заслуживают инициативы руководителя Россотрудничества К.И.Косачева, направленные на закрепление за этим федеральным агентством всех полномочий, связанных с взаимодействием и объединением соотечественников за рубежом и координацией деятельности соответствующих фондов.

Претворение в жизнь такого подхода позволит осуществить и другую, давно востребованную соотечественниками концепцию "одного окна", реализация которой значительно упростит и облегчит взаимоотношения и взаимодействие соотечественников и их организаций с различными структурами в России.

Соотечественники - Россия

1. Организации соотечественников

Как мы писали выше, именно организация соотечественников должна стать основной структурной единицей русского мира, статус которой должен быть закреплен законодательно. При этом, также законодательно должен быть определен набор объективных критериев, соответствие которым должно стать необходимым условием для официального признания какой-либо организации организацией соотечественников. Критерии эти можно обсуждать, но среди базовых должны быть такие как минимальное количество членов и ведение их реестра, сбор членских взносов, участие в координирующих структурах и совместных акциях, готовность предоставлять отчетность, в том числе финансовую, жесткое соблюдение законодательства страны пребывания и так далее. В обязательном порядке в уставах таких организаций одной из целей должно быть прописано продвижение русского языка.

Практика «признания» является общепринятой мировой практикой построения отношения между спонсорами и получателями грантов или субсидий. Получение какой-либо финансовой помощи общественными организациями зависит от соответствия этих организаций каким-то определенным условиям и критериям. Точно такую же практику Россия в лице своих уполномоченных органов должна использовать, выстраивая отношения с организациями соотечественников.

Похожий подход применен в проходящей сейчас согласование концепции "Русская школа за рубежом" и это вселяет определенный оптимизм и надежду на то, что предлагаемая модель, как единственно разумная и эффективная будет применена и в более широкой системе взаимодействия соотечественников с Россией. Как и концепция русских школ, концепция, предусматривающая построение системы признанных организаций соотечественников будет направлена на формирование типовых моделей как низовых, так и координирующих организаций и системы их взаимодействия. Как и в концепции "Русская школа", организации соотечественников, в зависимости от количества их членов, можно разделить на несколько категорий (такой подход применялся, в частности, Международным советом российских соотечественников при определении размеров поддержки своих членов).

Заявки о признании могут рассматриваться Правительственной комиссией, по согласованию с Всемирным координационным советом и с учетом мнения посольств, представительств Россотрудничества, страновых координирующих структур и других заинтересованных сторон. Признанные организации должны получить право на минимальный, из расчета количества членов, объем ежегодного финансирования для поддержания своей жизнедеятельности. Кроме этого, наличие признания должно стать необходимым и первым условием для получения любых грантов или субсидий со стороны российских государственных или негосударственных органов и структур.

Свой статус признанных, организации должны будут подтверждать через определенные промежутки времени. Отказ в признании может быть обжалован.

Признанные организации должны также получить право выдавать своим членам членские удостоверения, что явится решением одной из самых застарелых и острых проблем во взаимоотношениях России и соотечественников.

2. Удостоверение соотечественника

Как известно, и как мы уже неоднократно отмечали выше, отсутствие документального подтверждения принадлежности к соотечественникам является одним из самых больных и спорных вопросов соотечественной повестки дня. Тем не менее, встроенное в общую дорожную карту, оно может послужить одной из ключевых развязок.

Выдача свидетельства соотечественника была предусмотрена действующей до принятия поправок 2010 года редакцией Закона о соотечественниках, однако на практике не осуществлялась. Именно поэтому при обсуждении поправок к закону эта проблема находилась в центре общественной дискуссии. При этом, практически все форумы соотечественников, на которых обсуждался этот вопрос, высказывались не просто за сохранение, а за незамедлительное начало претворения этой нормы закона в жизнь. Эти пожелания нашли свое отражение и в рекомендациях соответствующей секции Всемирной конференции соотечественников 2008 года.

Однако, несмотря на все высказанные соотечественниками пожелания, эта норма не только не начала реализовываться, но вообще в новой редакции закона была упразднена. Причем, по вполне обоснованной и понятной причине. Действительно, документирование Россией граждан иностранных государств или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранных государств вызвало бы вполне предсказуемую и резко отрицательную реакцию всего мирового сообщества. Кроме того, подтверждение документом государственного образца ничем не наполненного и не конкретного статуса его обладателя выглядело действительно нелогичным и несущим только риски и проблемы решением.

Предлагаемая нами в рамках дорожной карты система признания организаций соотечественников позволит решить и эту проблему, причем так, чтобы:

- с одной стороны, исключить какие-либо возможные претензии к России со стороны государств проживания соотечественников

- с другой стороны, обеспечить обладателя такого удостоверения, а значит, и статуса соотечественника, реальным и осязаемым наполнением и содержанием

Как мы писали выше, признанная организация соотечественников должна стать основной структурной единицей и соответствовать определенному набору критериев, среди которых обязательство вести реестр своих членов и собирать членские взносы. Уплатившим членские взносы участникам такие организации смогут выдавать/продлевать членские билеты единого для всех организаций соотечественников за рубежом образца.

Являясь юридически не более чем подтверждением членства в одной из общественных организаций страны пребывания, эти удостоверения единого, утвержденного Правительственной комиссией и Конгрессом соотечественников, согласованного с органами государственной власти России образца, номерные, выпущенные в одном эмиссионном центре, обладающие защитой и несущие персональные данные владельца, явятся, тем не менее, тем самым зримым подтверждением принадлежности их обладателей к российским соотечественникам.

Возможность регистрироваться в общественных организациях соотечественников и получать соответствующие свидетельства, прописана и в ныне действующей редакции закона о соотечественниках. Однако, не являющаяся частью целостной концепции организационной структуры взаимоотношений России и соотечественников, не несущая никакого наполнения и не имеющая единой, установленной и согласованной формы, выдача таких свидетельств не представляет никакого интереса и пользы ни для организаций соотечественников, ни для самих соотечественников.

Кроме того, несущие в себе функции дисконтной карты (как, например, карты Diners Club), предоставляющей своим владельцам различные скидки и бонусы при получении определенных видов услуг, такие карты станут дополнительным стимулом оформлять членство в общественных организациях соотечественников.

3. Поддержка организаций соотечественников

Только наведение порядка с организациями соотечественников путем применения понятной и демократической процедуры признания, позволит, наконец, внести ясность и избавиться от набивших оскомину подозрений и обвинений в такой щекотливой теме как финансовая поддержка зарубежных организаций российскими правительственными и неправительственными структурами. Создание списка признанных организаций, кроме этого, позволит сразу же сэкономить определенные средства, которые сегодня бессистемно распыляются и фактически уходят в песок, в то время, как могут быть сконцентрированы и перенаправлены на поддержку действительно значимых программ и проектов.

Главным же вопросом, требующим сегодня решения, является вопрос о финансировании расходов по поддержанию жизнедеятельности, или ежедневному функционированию организаций.

Действительно, о каких системных подходах, серьезных проектах или росте влияния организаций соотечественников в мире можно говорить, если даже координирующие структуры в странах не имеют бюджетов на покрытие самых необходимых повседневных расходов? Прежде всего, это затраты на персонал и помещения. Возмещение расходов по этим, самым дорогим статьям бюджета организаций соотечественников не предусмотрено, и не может быть компенсировано даже частично. А ведь бюро и два-три сотрудника – это основа деятельности организации, то, без чего ее существование никто не признает.

Более того, инструкция Минфина, которой руководствуются посольства при рассмотрении заявок организаций, не позволяет компенсировать затраты даже по таким статьям, как связь и интернет. И это при том, что связь и интернет являются сегодня основными и необходимыми средствами консолидации соотечественников, провозглашенной главной целью государственной политики по отношению к ним.

В результате организации соотечественников находятся в хроническом состоянии балансирования между жизнью и смертью. Ни о какой созидательной или системной деятельности в такой ситуации речь вести, конечно же, нельзя. Множество организаций, возникая как результат патриотической инициативы, столкнувшись с полным отсутствием средств даже для самых элементарных вещей, вынуждены прекращать свое существование, или, что еще хуже, продолжают существовать в виде фантомов (улучшая статистику для тех, кто эту ситуацию использует, но ухудшая реальное положение дел).

Вынужденные бороться за каждую копейку, организации соотечественников не консолидируются, а конфликтуют между собой. Эти конфликты, выливающиеся на страницы местных СМИ и интернета, в среде простых соотечественников формируют совершенно определенный негативный имидж организаций и движения российских соотечественников в целом. Необходимо честно признаться, что именно бедность и конкуренция организаций соотечественников между собой служат причиной отношения к ним не как к инструментам отстаивания прав и интересов простых людей, а как к инструментам распиливания якобы огромных бюджетных средств (этот тезис с успехом используют для дискредитации всего движения соотечественников его идеологические противники). Эти безосновательные подозрения подпитываются также отсутствием прописанных процедур выделения денежных средств посольствами и публичной отчетности за их использование.

Как мы писали выше, признанные организации должны получить право на определенный, из расчета количества членов, объем ежегодного финансирования для поддержания своей жизнедеятельности. Как минимум, определенный пакет, предусматривающий компенсацию (в определенных рамках, конечно) расходов на аренду помещения, зарплату штатных сотрудников, и поддержку интернет-ресурса, должны получить координирующие структуры. Размер пакета может быть рассчитан отдельно для каждой страны пребывания в зависимости от количества организаций и общего количества в них членов.

В каждой стране, а в больших странах в каждом регионе такие координирующие структуры должны иметь функционирующие на постоянной основе общественные приемные (реализация концепции "одного окна"), что единственно может визуализировать и оправдать существование общественных структур соотечественников и их поддержку со стороны России.

4. Представительство соотечественников в органах государственной власти России

Еще на Конгрессе 2006 года В.В.Путин говорил о том, что соотечественники должны быть представлены в Общественной палате. Вопрос так и остался открытым. Однако сегодня мы должны говорить не только, и не столько об Общественной палате. Реализация концепции воссоединения народа должна обязательно предусматривать представительство соотечественников во всех важнейших органах законодательной и исполнительной власти.

Прежде всего, это относится к Федеральному Собранию Российской Федерации, где, по примеру других стран, имеющих многочисленную диаспору, соотечественники должны иметь своих, подотчетных им депутатов. На период, необходимый для внесения соответствующих поправок в избирательное законодательство, свое присутствие в Госдуме и Совете Федерации соотечественники должны получить через организацию постоянно действующего представительства. Обязательным должно стать участие представителей соотечественников в заседаниях Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и открытого правительства. И уж конечно, соотечественники должны быть представлены в общественных советах министерств и ведомств, которые занимаются их проблематикой, а также в руководящих и исполнительных органах структур, целиком направленных на поддержку соотечественников (например, фонд Русский мир, Фонд защиты прав соотечественников), где соотечественники сегодня отсутствуют даже в факультативном качестве.

Сегодня, в соответствии с действующим законом о соотечественниках, высшим представительным органом соотечественников является Всемирный Конгресс, собираемый раз в три года. Необходимо повышать роль и влияние Конгресса, в том числе путем придания системности в выработку повестки дня Конгрессов и проводящихся в паузах между ними всемирных конференций, а также в претворение в жизнь принятых Конгрессами решений. В этом контексте представляется необходимым пересмотреть некоторые подходы к формированию и роли представительного органа Конгресса, которым сегодня является Всемирный координационный совет.

Прежде всего, это относится к практической возможности исполнять Всемирным советом своих, предусмотренных положением о нем главных функций - координации деятельности страновых и международных объединений соотечественников и осуществления представительства соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации. Не имея работающего на постоянной основе аппарата сотрудников и средств коммуникации, ВКС такой возможности лишен.

Существуют вопросы и к порядку формирования персонального состава ВКС. Сегодня, вопреки действующему закону, ВКС, являясь представительным органом Конгресса, самим Конгрессом не выбирается (или утверждается), и ему не подотчетен. Этот факт, вместе с лишенной логики процедурой выборов членов ВКС на региональных конференциях (на которых представители стран, в которых проживает всего несколько десятков соотечественников имеют равное право голоса с представителями стран с многотысячными и хорошо организованными диаспорами), вызывает обоснованные сомнения в легитимности совета в глазах соотечественников, что подтверждается результатами опросов общественного мнения.

В этой связи представляется предлагается внести на утверждение предстоящего Конгресса поправки к действующему положению о ВКС, предусматривающие:

а. Формирование персонального состава ВКС не на представительской, а на экспертно-представительской основе с вхождением в него, наряду с представителями регионов проживания соотечественников (по 1 представителю, избираемому на региональных конференциях), вышеупомянутых представителей соотечественников в Федеральном собрании, Большом правительстве, общественных советах министерств и ведомств по их представлению.

б. Персональную отчетность членов ВКС перед Всемирным Конгрессом, а также процедуру представления и утверждения Конгрессом его персонального состава.

Вместе с созданием работающего на постоянной основе секретариата, эти поправки, гарантирующие нахождение членов ВКС в постоянном контакте и взаимодействии с организациями соотечественников на местах, органами государственной власти России и друг с другом, могли бы обеспечить Всемирному координационному совету статус эффективного и легитимного инструмента представительства соотечественников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подытоживая все вышесказанное, и предлагая представленную «дорожную карту» как основу для повестки дня Всемирного конгресса и всей дальнейшей работы, мы хотим еще раз отметить ее преимущества:

1. Дорожная карта формулирует простую и понятную конечную цель всего движения

2. Вносит ясность и определенность в понятия «российский соотечественник» и «организация соотечественников»

3. Определяет роль русского языка как главного и универсального ключа к решению имеющихся и могущих возникнуть вопросов

4. Формулирует внятную концепцию оказания содействия переселению соотечественников в Россию

5. Предлагает решение по предоставлению соотечественникам российского гражданства в упрощенном порядке

6. Представляет организационную модель и систему финансирования организаций соотечественников

7. Находит решение застарелой проблемы «удостоверения соотечественника»

8. Решает вопросы по осуществлению представительства соотечественников в органах государственной власти России

Необходимо еще раз и особо подчеркнуть, что все предложенные решения взаимно связаны и дополняют друг друга.

Таким образом, предлагаем:

1. Представленную дорожную карту принять за основу повестки дня предстоящего Всемирного конгресса соотечественников

2. По результатам работы Конгресса принять обращение к органам государственной власти России о необходимости разработки и утверждения новой редакции Концепции поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом (текст действующей Концепции здесь), которая должна стать основой для всей дальнейшей законодательной и практической работы с соотечественниками».


Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии