Современные вызовы относительно недискриминации национальных меньшинств на Украине

16.10.2019

За предыдущие годы нами проводился мониторинг фактов дискриминации и нетерпимого отношения к национальным меньшинствам на Украине, в частности к русским национальным общинам, что выражалось в неоднократном обращении граждан с жалобами на притеснения их конституционных прав по национальному признаку, а также публичных угрозах расправы как на бытовом уровне, также от представителей радикально настроенных националистических организаций, так и от представителей органов власти.

К сожалению, и сейчас с помощью распространения предубеждений относительно русских на Украине, отдельные представители общественности и политических партий  усиливают чувство собственной значимости.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 5 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации государства-участники обязуются запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в особенности в отношении осуществления права на свободу передвижения и проживания в пределах государства.

Также согласно статье 18 Закона Украины «О национальных меньшинствах в Украине» любое прямое или косвенное ограничения прав и свобод граждан по национальному признаку запрещается и карается законом.

Вопрос запрета дискриминации является актуальным для всех государств-участниц Конвенции. Не составляет исключение и Украина. Следует напомнить, что согласно ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без дискриминации по любому признаку - пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по другому признаку.

Согласно ст. 1 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» от 06 сентября 2012 года №5207-VI, дискриминация - ситуация, при которой лицо и/или группа лиц по их признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, возраста, инвалидности, этнического и социального происхождения, гражданства, семейного и имущественного положения, места жительства, языковыми или другими признаками, которые были, есть и могут быть действительными или припущенными (далее - определенные признаки), претерпевает ограничения в признании, реализации или пользовании правами и свободами в любой форме, установленной этим Законом, кроме случаев, когда такое ограничение имеет правомерную, объективно обоснованную цель, способы достижения которой являются надлежащими и необходимыми.

Косвенная дискриминация - ситуация, при которой вследствие реализации или применения формально нейтральных правовых норм, критериев оценки, правил, требований или практики для лица и/или группы лиц по их определенным признакам возникают менее благоприятные условия или положение по сравнению с другими лицами и/или группами лиц, кроме случаев, когда их реализация или применение имеет правомерную, объективно обоснованную цель, способы достижения которой являются надлежащими и необходимыми.

Статьей 2 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» определено, что законодательство Украины основывается на принципе недискриминации, предусматривающий независимо от определенных признаков: 1) обеспечения равенства прав и свобод лиц и/или групп лиц; 2) обеспечение равенства перед законом лиц и/или групп лиц; 3) уважение достоинства каждого человека; 4) обеспечение равных возможностей лиц и/или групп лиц.

Предубеждения возникают не только через деление общества, но и через эмоциональные порывы, если что-то не складывается, начинаются поиски виновных. Что характерно для современного правого у ультра правого украинского политикума, а именно это проявляется в отождествлении этнических русских с государством Россией и политикой должностных лиц иностранного государства.

Наличие стереотипов в обществе является основой для манипуляции общественным мнением, что используется пропагандой.

Среди основных критериев по которым нами фиксируются факты дискриминации по национальному принципу, среди предусмотренных как международным так и национальным законодательством мы считаем преследования связанные с нарушением права на образование на родном языке, общения на родном языке, религиозные убеждения.    

Считаем необходимым призвать органы государственной власти Украины к недопущению фактов дискриминации представителей русских общин, обеспечение надлежащего расследования фактов дискриминации, а также гармонизации украинского законодательства об образовании в соответствии международных нормативно-правовых актов относительно соблюдения прав национальных меньшинств. 

За предыдущие годы нами проводился мониторинг фактов дискриминации и нетерпимого отношения к национальным меньшинствам на Украине, в частности к русским национальным общинам, что выражалось в неоднократном обращении граждан с жалобами на притеснения их конституционных прав по национальному признаку, а также публичных угрозах расправы как на бытовом уровне, также от представителей радикально настроенных националистических организаций, так и от представителей органов власти.

К сожалению, и сейчас с помощью распространения предубеждений относительно русских на Украине, отдельные представители общественности и политических партий  усиливают чувство собственной значимости.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 5 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации государства-участники обязуются запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в особенности в отношении осуществления права на свободу передвижения и проживания в пределах государства.

Также согласно статье 18 Закона Украины «О национальных меньшинствах в Украине» любое прямое или косвенное ограничения прав и свобод граждан по национальному признаку запрещается и карается законом.

Вопрос запрета дискриминации является актуальным для всех государств-участниц Конвенции. Не составляет исключение и Украина. Следует напомнить, что согласно ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без дискриминации по любому признаку - пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по другому признаку.

Согласно ст. 1 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» от 06 сентября 2012 года №5207-VI, дискриминация - ситуация, при которой лицо и/или группа лиц по их признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, возраста, инвалидности, этнического и социального происхождения, гражданства, семейного и имущественного положения, места жительства, языковыми или другими признаками, которые были, есть и могут быть действительными или припущенными (далее - определенные признаки), претерпевает ограничения в признании, реализации или пользовании правами и свободами в любой форме, установленной этим Законом, кроме случаев, когда такое ограничение имеет правомерную, объективно обоснованную цель, способы достижения которой являются надлежащими и необходимыми.

Косвенная дискриминация - ситуация, при которой вследствие реализации или применения формально нейтральных правовых норм, критериев оценки, правил, требований или практики для лица и/или группы лиц по их определенным признакам возникают менее благоприятные условия или положение по сравнению с другими лицами и/или группами лиц, кроме случаев, когда их реализация или применение имеет правомерную, объективно обоснованную цель, способы достижения которой являются надлежащими и необходимыми.

Статьей 2 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» определено, что законодательство Украины основывается на принципе недискриминации, предусматривающий независимо от определенных признаков: 1) обеспечения равенства прав и свобод лиц и/или групп лиц; 2) обеспечение равенства перед законом лиц и/или групп лиц; 3) уважение достоинства каждого человека; 4) обеспечение равных возможностей лиц и/или групп лиц.

Предубеждения возникают не только через деление общества, но и через эмоциональные порывы, если что-то не складывается, начинаются поиски виновных. Что характерно для современного правого у ультра правого украинского политикума, а именно это проявляется в отождествлении этнических русских с государством Россией и политикой должностных лиц иностранного государства.

Наличие стереотипов в обществе является основой для манипуляции общественным мнением, что используется пропагандой.

Среди основных критериев по которым нами фиксируются факты дискриминации по национальному принципу, среди предусмотренных как международным так и национальным законодательством мы считаем преследования связанные с нарушением права на образование на родном языке, общения на родном языке, религиозные убеждения.    

Считаем необходимым призвать органы государственной власти Украины к недопущению фактов дискриминации представителей русских общин, обеспечение надлежащего расследования фактов дискриминации, а также гармонизации украинского законодательства об образовании в соответствии международных нормативно-правовых актов относительно соблюдения прав национальных меньшинств. 

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии