«Сохранение массового безгражданства в Латвии и Эстонии используется властями для ликвидации русской культуры»

30.10.2012

Выступление директора Балтийского центра исторических и социально-политических исследований Виктора Гущина на пленарном заседании Всемирного конгресса российских соотечественников, Санкт-Петербург, 26 октября 2012 года.

Об укреплении тоталитарных тенденций в политике Латвийского 

государства в первой половине 2012 года

 Уважаемый президиум! 

Уважаемые участники конгресса!

Сформировавшийся в Латвии после 1991 года политический режим демократическим не является. Созданный на основе ликвидации всеобщего избирательного права и отказа от принципа национального равноправия, этот режим пропагандирует идеологию национального превосходства и национального реванша, основой которой является тезис о строительстве так называемой «Латышской Латвии», т.е. строительства в традиционно многонациональной, мультикультурной и мультилингвальной Латвии моноэтнического, монокультурного и монолингвального государства, в котором национальным меньшинствам предлагается только одна модель существования – модель насильственной и быстрой ассимиляции.

Следует признать, что сформировавшаяся после 1991 года в результате ликвидации всеобщего избирательного права новая латышская правящая элита никогда не была лояльной к демократии, но при этом она всегда очень терпимо относилась к недемократической национальной политике этнократического режима К.Ульманиса и к латышским коллаборационистам периода нацистской оккупации Латвии.

На протяжении всего периода после 1991 года в идеологии и практике Латвийского государства присутствовали и присутствуют проявления русофобии и антисемитизма. Принятые законы о гражданстве, о языке и об образовании существенно ущемляют права национальных меньшинств.

Характеризуя идеологические настроения в латышском обществе, нужно признать, что русофобия и неонацизм сегодня поддерживаются не только горсткой правых радикалов, оказавшихся во власти. Эти настроения уже овладели сознанием определенной (и не малой!) части латышского общества. Носителем этой идеологии становится все больше латышской молодежи. Именно этим объясняется скандальная выходка латышских неонацистов, которые 16 марта этого года в одном из детских садиков Риги рассказывали малышам о героизме латышских эсэсовцев, а также инициатива латвийских правых снести памятник Освободителям Риги и Латвии от немецко-фашистских захватчиков, который находится в рижском Задвинье.

После состоявшегося 18 февраля 2012 года референдума по вопросу признания русского языка вторым государственным стал очевидным курс на дальнейшее ужесточение национальной политики в Латвии.

Правящая элита объединилась вокруг предложения об ужесточении законодательства по вопросу проведения референдумов. Кроме того, отвергнув любой компромисс по вопросу о статусе русского языка, правящая элита, начала обсуждать вопрос о закрытии русских детских садиков. Министр юстиции Янис Борданс (Visu Latvijai-ТБ/ДННЛ) потребовал ужесточить санкции за неиспользование латышского языка в должном объеме, а также выделить дополнительное финансирование на работу репрессивного Центра госязыка.

Наконец, правящая элита повела решительное наступление на свободу слова, как институт, который пока еще оказывает решительное сопротивление укреплению в политике Латвийского государства тоталитарных тенденций.

Со свободой слова в Латвии сегодня борется не только правящая элита, но и часть латышской бюрократии. Подтверждением этому служит пример преподавателя Латвийской морской академии, латыша Георга Куклиса-Рошманиса, которого руководство академии с 13 сентября уволило формально по сокращению штатов, а на деле из-за того, что он публично неоднократно высказывался в поддержку русских Латвии, а также участвовал в мероприятиях 9 мая у памятника Освободителям Риги и Латвии от нацизма в парке Победы в Риге.

Еще один скандальный пример последнего времени – политическое давление на учителя 40-й рижской средней школы Владислава Рафальского, который публично заявил о своей нелояльности к существующему в Латвии политическому режиму.

Взятый Латвийским государством после 1991 года курс на строительство так называемой «латышской Латвии» не мог не привести к тому, что государство ведет сегодня борьбу с теми, кто отстаивает идеалы демократии.

Следует отметить еще одну тенденцию в политической жизни Латвии. Правящая элита активизировала усилия по продвижению в латвийское информационное пространство концепции, которая должна якобы примирить солдат, воевавших в годы войны по разные линии фронта, хотя на самом деле главная ее задача состоит в том, чтобы оправдать бывших нацистских коллаборационистов. Озвучил эту концепцию накануне 8 мая 2012 года президент Латвии А.Берзиньш, который заявил: «В МИНУВШЕЙ ВОЙНЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕ БЫЛО, ВСЕ УЧАСТНИКИ – ЖЕРТВЫ.

Таким образом, в 2011 году – первой половине 2012 года тоталитарные настроения и готовность действовать тоталитарными методами укрепились не только среди представителей правящей элиты Латвии, но и встречают все большую поддержку среди части латышей.

Европейский Союз на словах высказывает озабоченность подобным состоянием дел, но все рекомендации со стороны Европейского Союза категорически отвергаются латвийскими властями на том основании, что ЕС не понимает трагической истории латышского народа в 20-м веке. Соединенные Штаты о дефиците демократии а Латвии вообще ничего не говорят. Для них сегодняшняя Латвия – молодое, демократическое и вполне успешное в экономическом отношении государство.

Единственным государством, которое все более активно выступает в защиту прав национальных меньшинств и против возрождения нацизма в Латвии является Россия. Но сказать, что эта деятельность является последовательной, пока еще нельзя. В политике России не устранено главное противоречие: жестко критикуя институт массового безгражданства, как институт недемократический и позорный для современной Европы, Россия после очередных выборов, в которых не имеют права участвовать сотни тысяч постоянных жителей, фактически соглашается с тем, что ТАКИЕ выборы отвечают принципам демократии. Подобная позиция делает критику массового безгражданства изначально неэффективной.

В свете сказанного считаю необходимым еще раз повторить то, что уже неоднократно говорилось на наших конференциях. Равные права – это главное условие сохранения Русского мира за рубежом, в том числе в странах Балтии.

Сегодня Латвия стоит на пороге нового референдума – на этот раз по вопросу о ликвидации массового безгражданства. Но правящая элита прекрасно осознает, что ликвидация массового безгражданства будет означать для нее потерю власти и поэтому делает все для того, чтобы не допустить проведения этого референдума.

В этих условиях Совет общественных организаций Латвии, который сегодня объединяет большинство русских общественных организаций, ставит перед собой следующие задачи:

  1. Продолжать информационную и организационную подготовку к референдуму.
  2. Укреплять в информационном пространстве Латвии, а также доводить до Совета Европы, ОБСЕ и ООН мнение гражданского общества о том, что выборы, в которых не имеют права участвовать сотни тысяч постоянных жителей Латвии, не могут признаваться международным сообществом демократическими. Соответственно, и Латвийское государство не может быть сегодня признано демократическим.
  3. Добиваться поддержки международным сообществом тезиса о том, что существование в Латвии и Эстонии долговременного дефицита демократии – это не правовая, а политическая проблема, и, соответственно, ее решение может быть только политическим.

В заключение хочу сказать, что скорейшая ликвидация долговременного дефицита демократии в Латвии и Эстонии в интересах не только российских соотечественников, проживающих в этих странах, но и в интересах всего международного сообщества. Сохранение массового безгражданства в Латвии и Эстонии прямо используется властями не только для ликвидации традиционных для этих стран русской культуры и русского образования, но и для реабилитации нацизма и усиления праворадикальных политических сил в Европе и мире.

Спасибо за внимание!

Виктор Гущин,

директор Балтийского центра исторических и

социально-политических исследований,

кандидат исторических наук

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии