Сегодня многие неравнодушные к жизни наших общин в русском зарубежье люди, наблюдая разлад и сотрясение воздуха вокруг местных координационных советов, начинают предлагать свои методы решения наболевших проблем. Спектр мнений широк – от «давайте все разрушим, все равно хуже не будет!», до «ничего не надо делать, так как будет еще хуже!».
Если немного вспомнить, то вначале создание КСРС в странах, где существовала русская диаспора, было естественным ответом на инициативу России по консолидации и укреплению своего хранящегося за рубежом «золотого запаса». В своих надежных партнерах Россия хотела видеть, конечно, не «пятую колону», не объединение маргиналов, а структурированное сообщество успешных русских людей, хоть и живущих вдали от России, но при этом сохраняющих свой язык и идентитет. Полностью столь глобальную задачу выполнить в течение прошедших 10-15 лет было невозможно, так как практически сразу же после развала СССР отвалившиеся части большой страны оказались объектом воздействия недружелюбных к России и к ее соотечественникам структур.
Многие из нас решили остаться жить при новом национал-капиталистическом укладе, но при этом не каждый смог перенастроиться. Началась совершенно другая жизнь, в том числе, и жизнь наших общественных организаций. Многим пришлось на себе познать, что любое непрофессиональное объединение по интересам, будь то соотечественники, антиглобалисты или политики, если они сами не будут вести поиск средств для достижения своих целей, то такие объединения не жизнеспособны. Наряду с инициативными организациями с их лидерами, появилось и немалое количество «соотечественнических структурок», на базе которых наплодилось такое же количество фальсифицированных союзов, и люди, их когда-то возглавившие, создали удобную им систему своего вечного присутствия во всех этих органах. Причем никаким фандрайзингом и привлечением государственной или частной поддержки «начальники» заниматься не умели и не хотели.
Гора родила мышь или, можно сказать, наплодила мышей. Как на это реагировали в России? Пока там наблюдают и корректно пытаются поправить ситуацию, помочь.
Вопрос: кому надо помогать? Безусловно, Россия должна в индивидуальном порядке поддерживать своих незащищенных соотечественников-сограждан, содействовать желающим вернуться, помогать ветеранам и пенсионерам. Но в то же время, сильная Россия должна строить сильную, а значит, самостоятельную зарубежную диаспору, успешную во всех направлениях, в том числе, гуманитарном, финансовом, информационном. Взращивая несамостоятельную диаспору, Россия не становится сильнее. Надо создавать новый современный инструментарий для достижения поставленной цели, и в этом Россия идет вперед большими шагами. В гуманитарно-культурном пространстве действует фонд «Русский мир», создан Фонд правовой защиты соотечественников за рубежом, работает программа помощи в переселении и Фонд народной дипломатии им.Горчакова...
Но этого все-таки оказалось мало. Сама жизнь подсказывает, что в ближайшее время необходимо создать фонд поддержки наших СМИ. То, что большинство коммерческих русскоязычных СМИ за рубежом России принадлежат в лучшем случае к равнодушным, а в худшем - к недружественным к России структурам, это очевидный факт.
На одной из встреч с коллегами в Москве я услышал поразившую меня историю, которую рассказала Ирина Мучкина, издатель журнала соотечественников «Шире круг!», который выходит в Вене. Подходит к Ирине Николаевне на конгрессе в Петербурге человек и говорит: «Вы издаете хороший журнал, вы умеете писать. Я умею зарабатывать деньги. Давайте, я вам буду платить, а вы будете писать про Россию плохо». Услышав рассказ Ирины, председатель нашей комиссии при Генсовете партии «Единая Россия» в Госдуме Отар Аршба произнес: «Он сказал - плохо или честно?» «Нет, именно – плохо», повторила Ирина Николаевна.
Много и давно уже говорилось о создании специального фонда содействия контактам соотечественников с российским бизнесом, вкладывающим деньги в экономику стран нашего проживания. Сотрудничество российских предпринимателей обязательно следует увязать с необходимыми и первоочередными консультациями в среде соотечественников. Давно следует учредить фонд по уходу за памятниками и захоронениями русских воинов, павших за рубежом, и совсем уже запаздывает создание фонда помощи русским школам. Надо переносить акценты и рассредоточить ответственность в этом деле, а не грузить все навалом на МИД, Россотрудничество, посольства и российские диппредставительства.
Хорошей возможностью по наращиванию работы России с соотечественниками являются постоянные программы специального сотрудничества в планах субъектов Российской Федерации. Например, есть необходимость и желание принять 200 соотечественников из Эстонии в гости в Мордовию, Дагестан, Краснодарский край или Ленинградскую область – вот и пусть принимают, пусть встречают, сопровождают, а потом – отчитываются перед Владимиром Владимировичем, что провели важное и необходимое мероприятие.
Почему все должно делаться в Москве и Питере? Пусть и в остальной России знают, какие в зарубежье есть русские и какой жизнью они там живут. Из Германии, Великобритании, Франции и прочих дальних европейских стран в российскую глубинку вряд ли поедет много желающих, поэтому рассчитывать надо, как правильно заметил президент России, на наших русских из СНГ и ближнего зарубежья. В подтверждение можно привести официальную статистику, что из 505 тысяч проживающих в Германии российских граждан, имеющих право голосовать, выбирать президента России пришли лишь 22 тысячи, в Израиле из 156 тысяч проголосовали чуть больше 11 тысяч, а из 120 тысяч российских граждан в Эстонии - 31 тысяча. Безусловно, русский народ, реально оказавшийся в непростой ситуации своего разделения, сможет собраться, как это было всегда в трудные времена нашей истории, поддерживая друг друга, ни под кого не прогибаясь.