В Портлендском школьном округе в Kelly Elementary School ученики могут параллельно обучаться и на русском, и на английском языках. Несмотря на многочисленное русскоязычное сообщество, желающих не так много. Округ говорит, что недостаточно интереса, а преподаватели винят администрацию в отсутствии продвижения. В чем же кроется основная причина?
Программа Russian Immersion Program работает в Портлендском школьном округе наравне с въетнамской, испанской, китайской, японской. В таких программах дети параллельно учатся на двух языках. В нынешнем учебном году в русской программе обучались 205 школьников. Все они не только из Портлендского школьного округа, но и из других районов. Некоторые родители даже везут своих детей из Sellwood, West Hills, North Portland. А так как школа находится на юго-западе Портленда, то их путь в одну сторону занимает 30-40 минут. Но они готовы тратить это время, ведь по двуязычной русской программе могут учиться только жители трех штатов США: Орегона, Колорадо и Аляски.
Администрация округа не выходит на контакт с преподавателями программы
Каждый год программа сталкивается с неопределенностью ее будущего. Администрация Портлендского школьного округа заявляет, что недостаточно интереса к программе, поэтому нулевой класс на следующий учебный год будет набран только один. Это очень опасно для программы, так как половина ее учеников – дети из других школьных округов. И если в нулевой класс пойдут только 25 человек, то, возможно, в средних классах останутся десять учащихся, а в старших вообще некого будет обучать. И тогда программа перестанет существовать.
В этом году в марте Ивона Куртис (Yvonne Curtis), заместитель главы Портлендского школьного округа по вопросам образовательного процесса и развития школьных сообществ (Deputy Superintendent Instruction and School Communities), в электронном письме преподавателям программы заявила, что в 2019/20 учебном году будет только один нулевой класс. Причина – отсутствие интереса к программе. Преподаватели предложили ей встретиться и обсудить дальнейшие действия, чтобы сохранить два класса. Реакции не последовало, и учителя решили выступить на Совете директоров Портлендского школьного округа.
Совет состоялся в середине мая, и за несколько часов перед началом, после двух месяцев молчания, Куртис отправила электронное письмо, в котором предложила для открытия второго нулевого класса набрать еще 31 ученика. На встрече выступали Яна Сухатерина, мама учеников программы, и Олеся Бордюг, преподаватель. Их пришли поддержать 35 человек, среди которых дети, родители, другие учителя. Они держали в руках плакаты с надписями «Четыре пустых классных комнаты в школе Kelly в 2019-20 году, но нет места для одного нулевого?», «Нет планов усилить программу».
Сухатерина и Бордюг просили администрацию разработать план поддержки Russian Immersion Program и ее продвижения. Как сказала Бордюг, каждый год преподаватели в неведении, будет программа существовать или нет.
«Каждый год русское сообщество сталкивается с неуверенностью, будет в программе два класса или нет. А это важно для существования средних и старших классов. Русская программа и русскоязычное сообщество не должно лишаться возможности образования из-за организационных провалов администрации округа», —отметила она.
Мама ученика Инна Казак тоже считает, что программу каждый год намеренно пытаются закрыть: «В прошлом году мы приходили на такие же митинги, постоянно одни и те же проблемы. У них не хватает детей, у них не хватает то места, то еще что-то. Тяжело понять, почему они это делают, почему именно русская программа становится их мишенью, когда другие программы в этом округе расцветают. Например, в прошлом году говорили, что открыли восемь классов испанской программы. Почему хотят уничтожить русскую, когда она существует только в трех штатах? Это странно, ведь в Портленде русских живет не меньше, чем испанцев».
Недопонимание между округом и программой возникло, так как администрация видела одно число зарегистрировавшихся учеников, а преподаватели – другое. Но по словам Куртис, администрация не может рассчитывать на детей вне округа, так как неизвестно, смогут ли они получить разрешение на переход из своей школы. А желающих дошкольников в округе недостаточно.
Каждую весну родители и преподаватели борются за новый класс
Наталья Гантер стояла у истоков программы. В 2007 году в школу пришли ученики первого нулевого класса, она была их преподавателем. Наталья называет весенний период набора «весенней революцией», так как каждый год округу необходимо доказывать интерес к программе. Несмотря на большую местную диаспору русскоговорящих, она считает, что немногие знают о программе, поэтому каждый год не набирается много учеников. Вторая причина в том, что округ не хочет отпускать ученика. «Здесь большая диаспора русскоговорящих, которые приехали из бывшего Советского Союза, в Портленде и в округе города. Но здесь есть несколько моментов. То, что нас много, не значит, что все знают об этой русской программе. По своему личному опыту могу сказать, люди удивляются, и они не знают о программе Kelly в школе. Есть также правило про детей вне округа. Необязательно, что округ их отпустит. Это связано с бюджетом, так как каждый ученик приносит определенное количество долларов в фонд», – считает Гантер.
Русскоязычная программа в Вудбурне
Двуязычная программа есть и в Вудбурне. Ее ученики, преимущественно, – дети из семей староверов. Если в Kelly School учащиеся приходят, чтобы после русскоязычной среды дома постепенно интегрироваться в американскую культуру, то в Вудбурне – наоборот. Там в семьях не говорят по-русски, единственное его применение – это церковь. Поэтому в Heritage Elementary School учат «унаследованный» русский язык.
Двуязычные испанская и русская программа были запущены в 96/97 учебном году. Сейчас в каждом классе по две параллели, и программа не находится под риском закрытия. По словам директора Heritage Elementary School Шерилин Роусон (Sherrilyn Rawson), проблема в том, чтобы ученики продержались до старших классов: «Самое сложное – удержать учеников во всей программе, потому что часто родители, доучившись до третьего класса, хотят уйти. Они считают, что уже выучили русский язык, и приходится проводить серьезную работу», –говорит она.
Особых методов продвижения у программы тоже нет, так говорит Роусон. У них работает гостевой центр, и раз в год проводится русский фестиваль.
Как продвигает программу Портлендский школьный округ
Ответ на вопрос о том, как продвигает программу Портлендский школьный округ, пришлось ждать месяц. Пресс-секретарь долго получал комментарии, потом перестал реагировать на письма и звонки, в итоге оказалось, что он больше там не работает. Майкл Бэйкон, директор департамента двуязычных программ, считает, что лучше всего продвигают программу сами родители: «Наиболее эффективный метод продвижения – это, когда родители делятся информацией с друзьями и другими семьями. Родительский комитет в русской программе играет очень важную роль в формировании интереса», – сказал он. Еще в январе и феврале школьный округ обычно организовывает открытые встречи для родителей, во время школьной лотереи проводит Kindergarten connect для новых учеников, нанимает человека, который работает с семьями, поддерживает веб-сайт, проводит летний лагерь.
Теперь преподавателям до 16 августа нужно набрать 50 учеников, тогда в Russian Immersion Program смогут открыть еще один нулевой класс. Его наличие позволит сохранить программу.