Сергей Лавров: соотечественники будут получать более комфортные возможности для посещения страны

Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Уважаемая Валентина Ивановна,

Уважаемые члены Совета Федерации,

Благодарю за возможность очередной раз выступить перед вами. Мы ценим внимание Совета Федерации к деятельности российского внешнеполитического ведомства, дорожим традициями взаимодействия между верхней палатой парламента, ее профильным комитетом и МИД России. Убеждены, и это подтверждается практикой, что такая совместная работа является важным фактором эффективной реализации внешнеполитического курса страны.

Международная ситуация остается непростой и даже усложняется. Как отметил Президент Российской Федерации В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию 12 декабря с.г., мировое развитие становится более противоречивым, усиливается глобальная конкуренция во всех ее проявлениях. В этих условиях объективно повышается ответственность России как одного из ключевых центров влияния в мире, активно участвующего в формировании новой полицентричной международной системы, в решении ключевых глобальных и региональных проблем.

Мы стараемся опираться на выверенную внешнеполитическую доктрину, пользующуюся широкой поддержкой в обществе. Главной задачей международной деятельности страны является создание благоприятных внешних условий для социально-экономического развития, в целом для перевода экономики на инновационные рельсы для повышения уровня жизни людей. Работа МИД России направлена на выполнение задач, поставленных в Указе Президента № 605 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», на осуществление целей и принципов, сформулированных в новой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации, одобренной Президентом В.В.Путиным в феврале с.г.

Обновленная Концепция аккумулирует огромный исторический опыт нашего государства и отражает сформировавшееся за последние годы ясное видение приоритетов России в стремительно меняющемся современном мире. Ключевые принципы российской внешней политики, доказав на практике свою востребованность и эффективность, остаются неизменными - это прежде всего самостоятельность, независимость, прагматизм, открытость, многовекторность, готовность вести дела взаимовыгодно и на равных со всеми, кто к этому готов, последовательное, но без конфронтации продвижение национальных интересов.

Особое внимание уделяем верховенству международного права, укреплению центральной координирующей роли ООН в международных отношениях. Опора на право и справедливость, способность вырабатывать и последовательно реализовывать взвешенные, объективные и логичные подходы к наиболее острым вопросам международной повестки дня ведут к повышению востребованности роли России на мировой арене. Все это вносит реальный вклад в нахождение взаимоприемлемых решений мировым сообществом. Все более универсальный характер приобретают такие последовательно продвигаемые нами подходы, как обеспечение равной и неделимой безопасности, недопустимость укрепления своей безопасности за счет ущемления безопасности других, нацеленность на углубление межцивилизационного партнерства, уважение права народов самостоятельно определять свое будущее, укрепление нравственной основы международных отношений.

Руководствуясь задачей обеспечения устойчивой управляемости мирового развития, Россия принимает деятельное участие в работе таких многосторонних форматов как «Группа двадцати», где наша страна в нынешнем году выполняла функцию председателя, «Группа восьми», председателем которой мы становимся в наступающим году, БРИКС и ШОС, саммиты которых примем в России 2015 г.. Объединение РИК, включающее Россию, Индию и Китай, также имеет свое самостоятельное и весьма важное для нас значение. Несомненным успехом, по общему признанию, стал состоявшийся в Санкт-Петербурге в сентябре саммит «двадцатки», в ходе которого одобрен ряд новаторских инициатив, касающихся, в том числе, путей ускорения экономического роста, фискальной консолидации, расширения занятости, содействия международному развитию.

Удовлетворены тем, что в последнее время обозначилась позитивная динамика на сирийском и иранском направлениях на основе отхода от концепции силового давления в пользу здравого смысла и коллективных политико-дипломатических действий. Россия с самого начала сирийского кризиса твердо отстаивала необходимость мирного урегулирования конфликта через инклюзивный межсирийский диалог при полном уважении суверенитета и территориальной целостности этой арабской страны.

Последовательная позиция Россия способствовала достижению прорывных решений и запуску практической работы по постановке сирийского химоружия под международный контроль с целью его последующего уничтожения. Сейчас эта работа идет полным ходом в соответствии с намеченным графиком. Первая часть этого процесса успешно завершена. Начинается второй этап, который потребует решения уже более сложных задач, объединения усилий многих стран и станет важным шагом в укреплении режима нераспространения оружия массового уничтожения. Основные параметры второго этапа - уничтожение химоружия Сирии – были одобрены 17 декабря с.г. на заседании исполнительного совета ОЗХО.

Мы стремимся параллельно всемерно содействовать политическому урегулированию сирийского кризиса, работаем в интересах созыва международной конференции по Сирии. Успеху этих усилий способствовало бы объединение сирийского правительства и оппозиции в противодействии экстремистским силам и террористам, которые все больше осваиваются в этой стране. Отмечу, что призыв к правительству и оппозиции вместе дать «отпор» террористам в САР содержится в заключительном коммюнике саммита «Группы восьми», который состоялся в Лох-Эрне в июне этого года.

Широкую международную поддержку получили инициативы России по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП) на основе принципов поэтапности и взаимности, которые сыграли важную роль в обеспечении успеха переговоров в Женеве 24 ноября, завершившихся достижением сбалансированной договоренности, которая стала важным, но лишь первым шагом на пути к развязке одного из самых сложных узлов мировой политики. Вместе с партнерами будем продолжать поиск более широкого, взаимоприемлемого решения, обеспечивающего восстановление доверия международного сообщества к исключительно мирному характеру ИЯП и гарантирующего неотъемлемые права Ирана на развитие мирной ядерной энергетики под контролем МАГАТЭ и безопасность всех стран региона, включая Израиль.

Такое развитие событий призвано благоприятно воздействовать в целом на ситуацию в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, которые переживают непростые времена. Думаем, что это будет способствовать продвижению усилий по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения, в пользу чего высказались все члены мирового сообщества в 2010 г., а до этого была принята соответствующая резолюция СБ ООН.

Исходим из того, что закрытие вопросов, связанных с иранской ядерной программой, должно привести к переосмыслению концепции системы ПРО США в Европе – ведь по сути исчезает повод, который использовался для обоснования необходимости создания ЕвроПРО.

Продвижение на сирийском и иранском направлениях в очередной раз показывает, что, несмотря на расхождения во взглядах, удается добиваться вполне конкретных результатов, когда логика мира превалирует над конъюнктурными соображениями, над логикой силовых действий и борьбы за освоение геополитического пространства. Россия готова действовать таким образом и на других направлениях мировой политики, разумеется, на основе равноправия, взаимного уважения и учета интересов друг друга.

Наши партнеры не всегда руководствуются такими соображениями. Вызывают удивление попытки оказания неприкрытого давления на правительство Украины, которые продолжаются, несмотря на решения, принятые по итогам заседания Российско-Украинской межгосударственной комиссии 17 декабря в Москве. Киеву адресуются безапелляционные требования сделать свободной выбор в пользу Европы. В самой этой фразе и призыве содержатся внутренние противоречия. При этом суверенному государству отказывают в праве внимательно разобраться в ситуации и действовать в соответствии со своими законами и национальными интересами.

Позиция России основана на уважении суверенного выбора украинского народа. Рассчитываем, что ему удастся преодолеть накопившиеся проблемы в конституционном, правовом поле и принять собственное решение.

Как подчеркнул Президент В.В.Путин, мы никому ничего не навязываем. Евразийский интеграционный проект основан на равноправии, на реальных экономических интересах, способствует развитию плодотворного сотрудничества, укреплению региональной и международной стабильности. Россия, Белоруссия и Казахстан твердо нацелены на выполнение графика, предусматривающего выход с 1 января 2015 г. на новую стадию интеграции – Евразийский экономический союз. Поддерживаем стремление Армении и Киргизии к участию в данных интеграционных усилиях. В настоящее время разрабатываются соответствующие «дорожные карты», и я уверен, что их реализация будет отвечать интересам всех участников этого процесса.

Подчеркну особо, мы не противопоставляем евразийский и иные интеграционные процессы, в том числе подходы Евросоюза, готовы работать над их гармонизацией. Наша стратегическая задача, и об этом также говорил Президент В.В.Путин, – создание в перспективе единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана. В этом контексте мы выступаем против закрепления в Европе разделительных линий, против навязывания европейским народам искусственного выбора «с нами или против нас».

Придаем большое значение сотрудничеству с Европейским союзом. Это отношения стратегического партнерства. 16 декабря состоялась очередная встреча России и стран-членов ЕС на уровне министров иностранных дел, в ходе которой был подтвержден обоюдный интерес к углублению нашего партнерство в экономике, в т.ч. в энергетической отрасли, в гуманитарной сфере и сфере общения между людьми в целом, в области сотрудничества во внешнеполитических делах. Этот интерес присутствует, он реален, и мы будем всячески его продвигать.

У нас, безусловно, есть определенные сложности в диалоге с ЕС. Прежде всего, это касается попыток политизировать проблематику продвижения к безвизовому режиму, агрессивно и ретроспективно задним числом применять «Третий энергопакет», что сказывается на обязательствах, которые были взяты раннее не ухудшать условия ведения бизнеса в рамках соглашений о защите инвестиций. Эти вопросы мы рассматриваем, идет интенсивный диалог по всем направлениям. Рассчитываем, что определенного прогресса удастся достичь к саммиту Россия-ЕС, который состоится в январе 2014 г. в Брюсселе.

Убеждены, что философия коллективной работы должна лежать в основе формирования в евроатлантическом регионе системы неделимой безопасности. На это нацелено наше взаимодействие в рамках Совета Россия-НАТО, где осуществляется немало полезных, практических и совместных проектов. Но, конечно, задача, которая была поставлена в 2010 г. на саммите Россия-НАТО в Лиссабоне - создание в Евро-Атлантике единого пространства мира, безопасности и стабильности - пока далека от своего решения. Сохраняются определенные концептуальные проблемы, связанные с тем, чтобы не все наши партнеры преодолели инерцию мышления «холодной войны», система ПРО является одной из них. Повторю, мы нацелены на то, чтобы активно работать над продвижением именно равноправных подходов, касающихся обеспечения на практике неделимости безопасности. Под этим все подписались, и эти обязательства нужно выполнять.

Считаем, что более активную и эффективную роль могла бы сыграть ОБСЕ, которая и создавалась для устранения барьеров и разделительных линий любого рода. Последнее заседание СМИД ОБСЕ в г.Киев подтвердило, что у членов Организации есть стремление подготовить к 40-летнему юбилею Хельсинкского Заключительного акта важный документ «Хельсинки плюс 40», в котором постараться сформулировать общие подходы на всех направлениях и использовать Организацию именно для гармонизации усилий всех стран Евроатлантики, а не для того, чтобы выискивать «соринки в чужом глазу» по каждому поводу и без повода.

Наши отношения с США объективно занимают особое место. Это отношения непростые, но имеющие ключевое значение для многих международных проблем. Главное, чтобы мы их развивали на основе невмешательства во внутренние дела, взаимного уважения, учета интересов друг друга. Я уже говорил о ПРО, есть и другие «раздражители», включая попытки бесконечно расширять т.н. «список Магницкого», проблемы с усыновленными российскими детьми. По всем этим вопросам мы ведем регулярный диалог. Наши озабоченности касаются и целого ряда региональных проблем. Я упоминал о Сирии и Иране, есть еще Афганистан и фактор 2014 г. В связи с прогнозируемыми рисками мы ведем активную работу в рамках ОДКБ и ШОС. Считаем, что было бы полезным наладить наконец практическое взаимодействие между ОДКБ и НАТО.

Нельзя не упомянуть возрастающее значение для России Азиатско-Тихоокеанского региона в контексте наших внешнеполитических задач. Президент России в своем послании Федеральному Собранию говорил о том, что этот регион, в который перемещается центр глобального экономического роста, будет одним из наших приоритетов на предстоящий период. Интерес этот долгосрочный. Мы хотим подключаться к интеграционным процессам в этом бурно развивающемся регионе, в т.ч. для активного задействования его потенциала для содействия подъему Сибири и Дальнего Востока. Выступаем за создание в регионе надежных рамок обеспечения безопасности и сотрудничества. Хотел бы с удовлетворением отметить, что на последнем Восточноазиатском саммите в Брунее в октябре с.г. была одобрена российская инициатива о начале работы над рамочными принципами новой региональной архитектуры.

В данном регионе нашими ключевыми партнерами являются, прежде всего, Китай, Индия, Вьетнам, Республика Корея, Япония. Со всеми этими странами мы плодотворно развиваем экономические, инвестиционные, инновационные связи. Таможенный союз также осваивает эту территорию, ведет переговоры о заключении соглашений о зоне свободной торговли с Вьетнамом и Новой Зеландией. Если этот опыт будет удачен, в частности с Вьетнамом, то размышляем над тем, чтобы такую работу провести и с членами АСЕАН в целом.

Важнейшей частью нашей внешнеполитической деятельности неизменно является защита прав и законных интересов наших граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, а также российских компаний с тем, чтобы они не подвергались дискриминации на мировых рынках, а наши люди, которые оказываются в непростых ситуациях, получали незамедлительную и эффективную помощь.

Продолжаем активную целенаправленную работу по совершенствованию и модернизации инструментария внешней политики для более эффективного использования современных средств реализации внешнеполитических приоритетов, включая экономическую дипломатию, задействование возможностей «мягкой силы», информационное сопровождение международной деятельности.

Выражаю признательность за сотрудничество между Советом Федерации Федерального Собрания и МИД России, которое развивается по многим направлениям. Заинтересованы в его продолжении.

Благодарю за внимание.

Вопрос: Вы упомянули в своем докладе предстоящий в 2014 г. вывод войск НАТО из Афганистана. В этой связи экстремистские проявления в среднеазиатских государствах (речь идет, прежде всего, об Узбекистане, Киргизии, Таджикистане) увеличатся. Усилится и наркотрафик через территорию этих стран в Россию. Какие конкретные шаги предпринимаются МИД России для предотвращения этих угроз?

С.В.Лавров: Для решения этих проблем только шагов МИДа недостаточно. Здесь требуются комплексные действия по линии государства и по линии структур, которые объединяют нас с нашими союзниками. В рамках ОДКБ и ШОС этим вопросам уделяется первостепенное внимание.

По линии ОДКБ выработаны конкретные меры, направленные на укрепление внешних границ с Таджикистаном. Вы упомянули Узбекистан, который сейчас не является членом ОДКБ, однако у нас есть двусторонний союзнический договор с этой страной. На основе этого документа также предпринимаются конкретные шаги для того, чтобы минимизировать угрозы, которые, наверняка, возрастут после 2014 г., когда нынешний международный контингент будет выведен. Сейчас обсуждается вопрос, связанный с формированием нового международного присутствия, которое будет в значительной степени менее многочисленным. Оно будет состоять из двух частей: натовская группировка, в задачи которой будет входить обучение и подготовка афганских силовиков, и группировка США, которая по своему мандату будет заниматься антитеррористической деятельностью.

Для реализации присутствия США на территории Афганистана создаются порядка 9 мощных военных баз. Соответствующее соглашение между американцами и афганскими властями пока не подписано. Руководство Афганистана настаивает на обеспечении всех суверенных прав своего государства в случае правонарушений со стороны участников иностранных военных присутствий.

В любом случае, останутся там наши западные партнеры в новом качестве или нет, для нас принципиально важно полагаться на себя. В данном контексте ОДКБ является ключевым инструментом. Все чаще проводятся регулярные операции. К примеру, операция «Канал» по перехвату наркопотоков, идущих из Афганистана в Центральную Азию, а затем в Россию и Европу. Осуществляются операции по перехвату нелегальных мигрантов и финансовых потоков, которые используются для финансирования терроризма.

В целом, мы заинтересованы, чтобы Афганистану помогали все члены международного сообщества, но делали это при полном уважении суверенитета этой страны и не выборочно, а по всему спектру тех угроз, с которыми сталкивается это государство. Для России наркотрафик является серьезнейшей угрозой. Мы неоднократно призывали тех западных партнеров, которые продолжают работать внутри Афганистана (костяк группировки международных сил содействия безопасности составляет НАТО), к тому, чтобы наладить сотрудничество с ОДКБ в режиме реального времени. К примеру, натовские контингенты внутри Афганистана выявляют очаги наркопроизводства и маршруты наркокараванов, а члены ОДКБ по внешнему периметру афганских границ могут их перехватывать. Такие действия, безусловно, приведут к повышению эффективности в антинаркотической борьбе. К огромному сожалению, натовцы, по моему убеждению, исключительно по идеологическим причинам, отказываются от такого сотрудничества, несмотря на то, что более половины членов НАТО в национальном качестве участвуют как наблюдатели в упомянутой операции «Канал». Это означает, что интерес к ней есть, однако идеология сдерживает НАТО как организацию от того, чтобы на равных сотрудничать с ОДКБ.

Помимо наркотрафика сохраняется террористическая угроза. Все чаще от терактов гибнут мирные граждане. Некогда относительно спокойные северные районы Афганистана тоже становятся ареной подобного рода акций. В ходе моего недавнего визита в Тегеран мы вместе с иранскими коллегами обсуждали эту ситуацию. Они уже ощущают, что западная граница с Афганистаном становится более проницаемой в том, что касается попадания в Иран нежелательных экстремистских элементов.

Никуда не исчезла «Аль-Каида». Движение талибов, которое пытаются представить как потенциального партнера афганского правительства, пока на такие партнерские отношения не идет и хочет диктовать свои условия. Попытки организовать диалог за рубежом не увенчались успехом. Предложение Президента Афганистана Х.Карзая организовать диалог на территории страны также было отвергнуто талибами. Существует оценка, суть которой заключается в том, что талибы не заинтересованы в мирных договоренностях и просто ждут, когда основные мирные контингенты покинут Афганистан, и они получат возможность не просто участвовать в разделе власти, а захватить ее целиком. Это не может не вызывать опасений, учитывая, что продолжают поступать сообщения о том, что талибы не прервали контакты с «Аль-Каидой».

На территории Афганистана есть структура «Исламское движение Узбекистана», также известная под названием «Исламское движение Туркестана», которая напрямую использует своих боевиков, проходящих подготовку на афганской и частично пакистанской территории, для вылазок в Центральной Азии, а порой и на нашем Северном Кавказе.

Вопрос: Недавно в Совете Федерации состоялась презентация проектов развития скоростных железных дорог в России. Одним из них был проект Москва-Минск-Берлин, реализация которого должна состояться до 2020 г. В данном контексте интерес представляет ответвление на г.Калининград. Одним из вариантов сокращения маршрута является безостановочный транзит через территорию Литвы. Ведутся ли переговоры на эту тему?

С.В.Лавров: Переговоры с Литовской Республикой по поводу беспрепятственного транзита и скоростного движения в Калининградскую область и обратно ведутся не только в связи с этим относительно новым проектом. Этот вопрос стоит на повестке дня уже многие годы. Были достигнуты договоренности о некоторых упрощениях, однако мы хотим, чтобы движение через Литву было еще более комфортным, тем более что речь идет о безостановочном транзите. Литовские коллеги ссылаются на соображения безопасности, возникают некоторые технические проблемы. Встает вопрос о скорости поезда, которая должна быть такой, чтобы потенциальные нарушители не имели возможности спрыгнуть и спрятаться где-нибудь в литовских лесах.

Мы хотели бы получить более конструктивную реакцию на наши предложения. Литва – член НАТО. Россия предоставляет этой организации очень комфортные условия военного транзита в Афганистан и из этой страны. России на определенном этапе (пока не была создана паромная переправа) из порта Балтийск был необходим военный транзит для того, чтобы вывозить устаревшее вооружение и в целом оптимизировать наше военное присутствие в Калининградской области. Мы так и не смогли договориться с литовцами о нормальных и достойных условиях такого военного транзита, хотя предлагали ровно те же параметры, которые мы предоставляем натовцам для транзита в Афганистан. Это вызывает сожаление, ведь у нас не было никаких задних мыслей. Литовская сторона в итоге не заработала деньги, которые мы могли платить за возможность транзитного сообщения, а мы справились с нашими проблемами собственными силами, создав паромную переправу.

Мы и дальше будем продолжать эту работу, хотя литовцы – сложные партнеры и не всегда занимают разумную позицию.

Вопрос: Известно, что к Таможенному союзу собираются присоединиться Армения и Киргизия. Какова позиция Грузии по этому вопросу в связи с изменением политической обстановки в этой стране? Как развивается ситуация с визовыми режимами и товарооборотом между Россией и Грузией?

С.В.Лавров: Ситуация хорошо известна. Грузинская сторона ввела визовый режим в одностороннем порядке еще при прежнем правительстве и президенте. При этом в самом начале эти действия носили несколько дискриминационный характер, потому что визовый режим вводился только для тех россиян, которые проживают на Северном Кавказе. Потом этот подход был расширен и стал универсальным.

Мы выступаем за то, чтобы контакты между людьми продолжались. Россия пока не готова отменить визовый режим, введенный в качестве ответной меры на действия грузинских властей. Однако мы существенно либерализовали процедуры выдачи виз. Особенно в тех случаях, которые требуются для гуманитарных поездок: посещения родственников, культурных и молодежных обменов. Сейчас каких-либо нареканий со стороны желающих в этих целях посетить Российскую Федерацию грузинских граждан мы не слышим.

В том, что касается торговли, наши страны являются членами Всемирной торговой организации. Двусторонняя договоренность с Тбилиси в контексте нашего присоединения к ВТО показала, что при наличии доброй воли можно находить решения в весьма непростых ситуациях, которые позволят обеспечивать нормальные отношения между государствами в той или иной области. Торговля идет, грузинские товары в России все более заметны. Работают и наши экономические операторы в Грузии, энергетики и другие представители наших промышленных групп.

Вопрос: Вопрос слежки со стороны США за всем миром уже набил оскомину. А вот европейская слежка и передача после этого персональных данных своих граждан другой стране является нарушением огромного числа документов: конституций европейских стран, Хартии о правах человека 2000 г., 108 Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, их федеральных законов в области защиты персональных данных. Планирует ли Россия заниматься этим вопросом в части того, что права значительного числа европейцев были грубо нарушены?

С.В.Лавров: Мы, прежде всего, должны заботиться о правах наших граждан. У нас есть инициатива, которую мы продвигаем в ОБСЕ и начали это делать задолго до того, как разразился скандал вокруг «Викиликс» и Э.Сноудена. Инициатива нацелена на подтверждение права на личную жизнь. Она продвигается со скрипом, потому что наши западные партнеры, которые в иных ситуациях выступают против ограничения любых прав и свобод, здесь проявляют достаточно сдержанное отношение.

Мы должны понимать, что в современных условиях информационно-коммуникационной революции и глобализации, резкого возрастания трансграничных угроз, прежде всего терроризма, правоохранительные органы обязаны принимать меры, которые будут предотвращать как можно больше террористических актов. Это неизбежно связано с необходимостью получать информацию. Но при этом необходимо находить очень выверенную грань между тем, что реально требуется правоохранительным органам для выполнения своей работы и защиты мирных граждан, и тем, где начинается вторжение в личную жизнь без каких-либо ограничений и какого-либо контроля. Именно это и произошло в ситуации с американским АНБ, когда вместо решений нормального суда, позволяющего спецслужбам вести те или иные действия, существовала «тройка» - такое специальное судебное присутствие (нам оно знакомо по нашей не столь давней истории). Без всякого контроля со стороны кого бы то ни было они просто подписывали представителям АНБ соответствующие разрешения без правовой базы.

Ситуацию надо менять. Верховный суд США уже назвал такую практику незаконной. Например, ОБСЕ - это политический форум, на котором вырабатываются политические обязательства, они юридической силы не имеют, но, тем не менее, они должны иметь какую-то моральную силу. Мы будем добиваться подтверждения всеми членами ОБСЕ права на частную жизнь.

Встает во весь рост вопрос об управлении Интернетом. Он давно обсуждается по инициативе России в Международном союзе электросвязи. Западные коллеги тщательно противятся тому, чтобы были транспарентные и понятные процедуры формирования международной межправительственной структуры, которая обеспечивала бы контроль за недопустимостью злоупотребления Интернетом в каких бы то ни было целях. А целей, которые не совместимы с принципами морали, нравственности, международного права много: экстремизм, терроризм, детская порнография, педофилия и т.д. Эта работа сейчас получает второе дыхание. По следам ситуации со Э.Сноуденом в ООН по инициативе Германии и Бразилии была принята резолюция, которую мы поддержали в качестве соавторов, требующая прекращения незаконного вторжения в частную жизнь без каких-либо оснований. Сейчас в мире сформировалась достаточно серьезная коалиция в пользу того, чтобы в этой сфере навести порядок и обеспечить транспарентность.

Вопрос: В этом году в Совете Федерации совместно с МИД России, Россотрудничеством в рамках ПКДСР, которую Вы возглавляете, активизировали работу с соотечественниками. На всех региональных конференциях, в которых мы участвовали: в Южной Африке, Северной Европе, СНГ и на последней всемирной тематической конференции соотечественники говорили об одних и тех же проблемах. И одна из них – упрощение процедуры оформления многократных льготных виз для них. Планирует ли МИД в 2014 г. решить эту проблему наших соотечественников, которые давно этого ждут и говорят об этом на всех мероприятиях?

С.В.Лавров: Вы знаете, что мы приняли решение о безвизовом режиме для сотни тысяч русскоязычных «неграждан» Латвии и Эстонии. Статус «негражданина» - это позорное явление - вообще отсутствует в международном праве. Есть масса рекомендаций ОБСЕ, Совета Европы, ООН о том, чтобы решать эту проблему, но она решается крайне медленно. Эта категория соотечественников определена самим фактом отсутствия у них гражданства стран, в которых они хотят жить, и на основе этого критерия они имеют право на безвизовой въезд в Россию без каких-либо ограничений.

Что касается других соотечественников, то для того, чтобы сделать их поездки в Россию максимально комфортными, мы заключаем соответствующие соглашения со страной их проживания. Соотечественников как таковых выделить из числа других граждан той страны, где наши соотечественники живут и работают, по какому-то критерию невозможно.

Когда принимался закон о соотечественниках, была непростая дискуссия о том, выписывать ли соответствующие удостоверения, каков будет статус этого удостоверения. В результате было принято решение, что невозможно четко обозначить критерии, по которым соотечественник будет документироваться, причем документом, позволяющим получать многократную визу на льготной основе или какие-то другие льготы. Тема удостоверения для соотечественников оставлена на рассмотрение страновых советов соотечественников, которые по своему усмотрению выдают книжечки определяемого ими формата. Такой документ не имеет юридической силы. Он является скорее свидетельством моральной, нравственной причастности к Родине. Наши действия в отношениях с другой страной по облегчению визового режима и переходу к безвизовому режиму всегда занимают приоритетное место, и именно в этом контексте наши соотечественники будут получать более комфортные возможности для посещения страны. Но могу вас заверить, что и в тех случаях, когда льготных режимов не существует, соотечественники, которые активно работают на ниве развития гуманитарных, культурных, образовательных, научных связей с Российской Федерацией, хорошо известны, и визы им выдаются без каких-либо бюрократических задержек.

Вопрос: Уже много лет действует закон о порядке въезда в Российскую Федерацию, согласно которому иностранные граждане, которые прибывают на борту иностранных круизных судов, 72 часа могут находиться без визы в Российской Федерации. Год назад я Вас спросил, не хочет ли Правительство расширить список и позволить гражданам, прибывающим другим транспортом, находиться у нас 72 часа. Вы тогда сказали, что МИД не поддерживает это решение, потому что это лишает мотивации зарубежные страны, в том числе страны ЕС, осуществить такую же зеркальную методику в отношении россиян. Но в то же время два месяца назад Правительство внесло на рассмотрение закон, который уже принят в Думе, дающий возможность иностранным гражданам, прилетающим к нам самолетом, получить разрешение на въезд на 72 часа. Изменилась ли позиция МИД по этому поводу, и что делает российское правительство, чтобы россияне тоже имели возможность находиться 72 часа в других странах?

С.В.Лавров: Вы фактически ответили на свой вопрос. Позиция МИД излагалась в том виде, в котором я ее здесь презентовал примерно год назад. Мы убеждены, что принцип взаимности является ключевым во всех сферах международных контактов. Односторонние шаги обычно не побуждают партнеров к такому же встречному альтруизму, и наши контакты с ЕС по безвизивому диалогу это подтверждают. Но есть точка зрения Министерства культуры (и я ее уважаю), которое заинтересовано в дополнительном притоке туристов. Наверное, города, которые попали в список льготного посещения транзитными пассажирами, тоже заинтересованы в притоке туристов. МИД пошел на это, изложив свою позицию. После того, как решение было принято, оно начало выполняться.

Но я остаюсь при своем мнении, что принцип взаимности все-таки должен более тщательно оберегаться. Можно получить какую-то выгоду в конкретном вопросе, скажем, увеличить число туристов (надо посмотреть на статистику после того, как эта практика поработает какое-то время) или заняться решением принципиальной задачи стирания всех граней для общения людей, в частности на Евроатлантическом пространстве, тем более в рамках ОБСЕ принятые почти 40 лет назад документы провозгласили задачу свободы передвижения. Это было сделано по настоянию наших западных партнеров. Тогда Советский Союз, как вы можете представить, сопротивлялся. Но сейчас этот принцип, провозглашенный в разгар «холодной войны», блокируется уже теми, кто его записал в Хельсинкский заключительный акт. Поэтому надо добиваться взаимности.

Как раз сегодня мы ожидаем доклада Еврокомиссии по оценке тех действий, которые были предприняты на основе перечня «совместных шагов», согласованных нами ранее с ЕС, в качестве основы для принятия решения о переходе к безвизовому режиму. Мы свой доклад уже представили. Он позитивный. Рассчитываем, что доклад Евросоюза будет тоже иметь такое значение. Если это произойдет, то принцип взаимности возобладает, и мы сможем подготовить соглашение о безвизовом режиме.

Вопрос: Около двух лет назад в ходе заседания российско-монгольской межправкомиссии было внесено предложение об открытии в Барнауле консульства Монголии, но пока результата нет. В ходе недавних контактов с Великим государственным хуралом Монголии представители соответствующего комитета этого госоргана сделали конкретные предложения по возобновлению былого объема связей. На наш взгляд, открытие консульства было бы очень своевременным. Каковы перспективы решения этого вопроса?

С.В.Лавров: Не могу сказать с абсолютной уверенностью, но, как мне кажется, официального обращения МИД Монголии об открытии консульства в Барнауле не было. Идут разговоры, но они не формализованы. Для того, чтобы рассматривать этот вопрос в практическом плане, нужно формализовать такой запрос. Если такое обращение поступит, то не вижу больших проблем в решении этой задачи.

Вопрос: Как Вы отметили, одним из приоритетов внешней политики России является Азиатско-Тихоокеанский регион. Мы, представители Дальнего Востока, видим, как блестяще на этом направлении применяется весь дипломатический арсенал. Одновременно молодежь Приморья считает, что в этой сфере можно задействовать новые возможности, если использовать Дипломатическую академию МИД России и Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), на базе которого можно было бы реализовывать уже состоявшиеся научные исследования и разрабатывать новые совместные проекты в области региональной безопасности, поиска новых форм многостороннего сотрудничества со странами АТР в сфере внешней политики. Что Вы думаете об этих предложениях?

С.В.Лавров: Это прекрасная идея. В учебных планах Дипломатической академии, ректор которой тоже специалист по этому региону, азиатско-тихоокеанская тематика расширяется. Мы заинтересованы в том, чтобы всячески поднимать роль и значение ДВФУ, чтобы там учились студенты из АТР. Если будет обращение от руководства ВУЗа, то мы подпишем соглашение о сотрудничестве с Дипакадемией, где будут зафиксированы конкретные формы такого взаимодействия: обмен профессорами, студентами, стажировки и т.д.

Вопрос: Одним из российских внешнеполитических приоритетов является защита экономических интересов страны. На вчерашнем заседании комиссии Совета Федерации по ВТО была озвучена озабоченность тем, что за полтора года членства России в Организации до сих пор не было развернуто наше представительство. Можно ли рассчитывать, что представительство Российской Федерации при ВТО будет обладать достаточным потенциалом, в том числе кадровым, чтобы обеспечить должное взаимодействие с органами государственной власти и коммерческими структурами? В более широком плане мы заинтересованы в изучении зарубежного опыта участия в ВТО и рассчитываем на активную позицию российских диппредставительств.

С.В.Лавров: Как известно, существуют указы Президента России о создании представительства нашей страны при ВТО и назначении представителя. Небольшая задержка была вызвана как раз тем, о чем Вы упомянули, а именно, изучением мирового опыта участия в ВТО.

Форма представительства государств при ВТО в Женеве не едина, их множество. С самого начала мы понимали, что головным ведомством будет Министерство экономического развития, и это зафиксировано. МИД России будет соисполнителем и соучастником этого процесса наряду с другими ведомствами, т.к. проблематика ВТО охватывает и отраслевые вопросы, когда возникают споры, которые решаются с помощью арбитражных механизмов Организации.

Юридически представительство существует. Отведен небольшой срок для того, чтобы представить предложения по персональному составу сотрудников, ведется работа по подбору помещений, хотя уже сейчас есть возможность разместиться на территории Постоянного представительства России при международных организациях в Женеве. Со временем это будет решено на более долгосрочной основе. Это важный вопрос. Мы хотим как можно скорее иметь полноценное представительство, поскольку уже предъявляются иски как России, так и встречные с нашей стороны.

Вопрос: Вы справедливо заметили, что в современном мире особое значение имеет «мягкая сила» и ее эффективное использование. Достаточно ли у нас на сегодня механизмов и средств в этой сфере, например, на европейском направлении? Что могут сделать российские парламентарии в этом отношении?

С.В.Лавров: В принципе, ничто никогда не бывает достаточным особенно в том, что касается повышения эффективности работы. Нет предела совершенству.

Мы начинали осваивать инструменты мягкой силы, в том числе на европейском направлении, гораздо позже, чем собственно изобретатели этих инструментов – наши западные партнеры. Тем не менее, у нас есть телеканал «Russia Тoday», информационные агентства, которые активно работают, фонд «Русский мир», российские центры науки и культуры, которые с приходом нового руководства Россотрудничества заработали более творчески и эффективно, используя самые современные технологии. Например, проект виртуальных музеев, который мне очень понравился. Сидя в кабинете российского центра науки и культуры, допустим в Берлине, Бишкеке или любой другой точке мира, можно посмотреть полную экскурсию в «3D» по Русскому музею или любому другому российскому музею.

Роль парламентариев бесценна. Откровенно говоря, наибольшее количество сложностей в наших отношениях с той же Европой возникает на уровне европейского парламента. Именно эта структура рьяно «продавливает» инициативу создания европейского «списка С.Магнитского» и принимает ряд других решений, направленных на то, чтобы учить Российскую Федерацию демократии, причем, достаточно агрессивно, а не через взаимоуважительный диалог, в ходе которого с обеих сторон должны высказываться озабоченности. Ни в Европе, ни в мире никто не идеален с точки зрения сферы прав человека. Об этом мы подробно говорили в ходе встречи с министрами иностранных дел стран Евросоюза 16 декабря в Брюсселе.

Российские парламентарии – очень серьезная сила. Мы видим, насколько эффективно они распоряжаются своим богатым опытом, участвуя в работе Парламентской ассамблеи Совета Европы, ОБСЕ, НАТО, на встречах с Европарламентом. Мы тесно взаимодействуем, всегда откликаемся на просьбы предоставить свежую информацию, имеющуюся по линии МИД России, и очень внимательно читаем отчеты ваших делегаций по итогам соответствующих мероприятий. Взаимовлияние законодательных структур и парламентских ассамблей, с одной стороны, и исполнительной власти – с другой, очень серьезное. В Европе это закреплено более жестко, с учетом функций Европарламента, и поэтому максимальное погружение во все эти процессы, умение не руководствоваться логикой, наподобие, «раз мы здесь в меньшинстве, то вообще не будем с ними разговаривать», а умение ввязаться в дискуссию и завоевать сторонников очень важно. Такие примеры есть. Это ценнейшее качество, которое вырабатывается только в практической работе. Мы благодарим вас за это, будем и дальше активно поддерживать и ждать ваших подсказок о том, что из парламентских приемов можно использовать на уровне классической дипломатии.


***


С.В.Лавров (добавляет после выступлений членов Совета Федерации): Спасибо за добрые слова в адрес МИД России, мы постараемся отработать этот аванс. Искренне считаю, что во взаимодействии наших ведомств заложен огромный потенциал, который мы будем использовать на благо Родины.

Хотел бы сказать несколько слов в порядке реакции на выступление членов Совета Федерации. Я целиком за возобновление совещаний, которые проводились между МИД и Советом Федерации. Желательно, чтобы они проходили по конкретным темам, были актуальны и помогали обоим ведомствам вырабатывать свои подходы.

Мы бы хотели участвовать в мониторинге межправительственных соглашений после их ратификации, если вы организуете такой механизм. В некоторых документах МИД России – головной орган. О выполнении соглашений, в которых головными являются другие структуры, они должны докладывать Совету Федерации.

Мы прекрасно понимаем ответственность за обеспечение правовых гарантий тем нашим гражданам, которые работают за рубежом на сооружении объектов, тем более, тех что являются результатом межправительственных соглашений, как, например, уникальный проект атомной электростанции «Аккую» в Турции. Не только МИД, но и Президент России лично уделяет огромное внимание этому вопросу. В ходе последнего визита Премьер-министра Турции Р.Т.Эрдогана в Россию до деталей обговаривались правовые аспекты физической защиты, обеспечения безопасности всех технологий, надежного периметра для работы, а также надежного тарифа с точки зрения окупаемости этой станции.

Что касается прозвучавших замечаний по Монголии, вынужден не согласиться. Все, о чем договорились 2009 г., было нацелено на качественный прорыв в двусторонних отношениях. В ходе нашей встречи с Министром иностранных дел Монголии Л.Болдом в сентябре он признал, что договоренности не выполняются по их вине. Мы выразили надежду, что соглашения, заключенные на высшем уровне, все-таки будут работать. Приведенные Вами примеры о контактах наших монгольских друзей с другими странами из того же ряда. Договоренности с Россией не имеют того приоритета, как интересы сотрудничества с другими государствами.

Полностью согласен с Вами по вопросу о безвизовом режиме. Беда в том, что именно монгольская сторона в одностороннем порядке вернула визовый режим. На наше ежегодное напоминание об этом пункте и предложение о безвизовых поездках до нынешнего года ответа не было. В этом году вроде был ответ о готовности рассмотреть такую возможность. Мы искренне относимся к братскому монгольскому народу и хотим, чтобы традиции многолетней дружбы, взаимного уважения и симпатий оставались в основе наших отношений и проявлялись и в тех шагах, которые мы предпринимаем вместе, и в соблюдении договоренностей, которых мы сообща достигаем. 

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии