Сергей Лавров: ООН должна сохранять свою центральную роль в сфере обеспечения и защиты прав человека

21.04.2015

20 апреля в МГИМО состоялось торжественное открытие XVI Московской международной модели ООН (MIMUN-2015). В мероприятии, которое проходит в юбилейный для ООН год, принимают участие 650 делегатов из 28 стран мира.

Открыл церемонию ректор Университета Анатолий Торкунов. Он отметил, что Московская международная модель ООН является одной из самых крупных в мире, кроме того, с каждым годом она принимает все более результативный характер. Ректор подчеркнул, что для участия в Модели было подано более полутора тысяч заявок, но секретариат MIMUN-2015 отобрал 650 самых достойных участников из 28 стран. Гостями МГИМО стали представители Европы, Китая, Южной Кореи, Мексики, Вьетнама и других стран мира.

Важность проведения Московской международной модели ООН подчеркивало и присутствие на церемонии открытия министра иностранных дел России Сергея Лаврова.

Предлагаем вашему вниманию выступление главы МИД Российской Федерации Сергея Лаврова на открытии Московской международной модели ООН. 

Уважаемый Анатолий Васильевич,

Дорогие друзья,

Всегда приятно быть в МГИМО, особенно по такому нестандартному поводу, как проведение модели ООН, увидеть столько молодых, красивых, заинтересованных лиц, как только что сказал ректор, с самых разных континентов. Это уже стало доброй традицией. Уверен, это, наверное, одна из лучших моделей ООН, существующих в мире, а таких процессов практикуется немало в других высших учебных заведениях.

Вам предстоит «примерить на себя тогу» участников переговоров в различных органах Организации Объединенных Наций – Совете Безопасности, Генеральной Ассамблее, Экономическом и Социальном Совете, Совете по правам человека, других структурах и механизмах. Убежден, что если вы «прошли через сито» серьезного конкурса, чтобы оказаться на этом мероприятии, наверное, вы интересуетесь внешней политикой, международными отношениями. Я не хотел бы очень долго говорить о том, что они из себя представляют, но некоторые базовые вещи из принципиальных подходов Российской Федерации к мировым делам освежу в вашей памяти.

Мы не открываем какую-то истину, когда говорим, что международные отношения вступили в переходный, а, возможно, в переломный этап развития. Связано это с объективным процессом формирования новой полицентричной, более справедливой, демократичной системы международных отношений, которая должна отражать географическое и цивилизационное разнообразие современного мира. Иначе говоря, структуры, претендующие на роль глобального управления, должны отражать тот мир, которым они хотят управлять.

Понятно, что этот процесс развивается непросто, сталкивается с многочисленными препятствиями, в том числе на пути стремления народов самим определять свое будущее и модель развития своих стран. Некоторые наши партнеры до сих пор не могут избавиться от вредных привычек, стремятся любой ценой сохранить свое доминирование на мировой арене, навязывать собственные мнение, волю и ценности другим участниками международного общения. Стремлению не упускать своего монопольного положения в мире приносится в жертву необходимое сотрудничество, коллективные усилия по противодействию существующим для всех действительным угрозам в результате нарастания рисков в международных отношениях. Такая линия, которая ставит собственный ложно понятый престиж выше борьбы с реальными угрозами, ведет к тому, что хаос в международных отношениях нарастает, множатся очаги нестабильности.

Мы должны добиваться создания справедливой системы глобального управления, которая основывалась бы на равноправии, коллективных началах в интересах поиска оптимальных ответов на многочисленные угрозы и вызовы, которые, повторю, за последние годы только множатся. Выдумывать особо ничего не надо, потому что человечество, наученное трагедией Второй мировой войны, создало ООН именно для того, чтобы она была центром выработки коллективных решений.

В этом году Организации исполняется 70 лет, это будет очень крупный юбилей, заставляющий всех нас посмотреть, что же получилось с задумкой отцов-основателей ООН, которые, повторю, продвигали именно коллективную модель управления миром, а не основанную на диктате одного государства. ООН обладает универсальной легитимностью – практически все страны являются членами этой Организации, которая имеет в своем распоряжении эффективные механизмы для решения любых проблем: военно-политических, экономических, социальных, в области прав человека. В Уставе ООН сформулированы базовые принципы, на которые опирается современное международное право: суверенное равенство государств, право наций на самоопределение, невмешательство во внутренние дела, мирное урегулирование споров. За семь десятилетий существования ООН доказала свою востребованность, способность вырабатывать эффективные подходы к целому ряду проблем. Уверен, вы хорошо знакомы с историей Организации и будете учитывать эти примеры, состязаясь в Модели ООН и отстаивая интересы своих стран.

Мы рассматриваем ООН как главную структуру в контексте обеспечения верховенства международного права, о чем неоднократно говорил Президент Российской Федерации В.В.Путин. Наши западные партнеры любят говорить о верховенстве права, когда речь идет о ситуации в том или ином государстве. Призывая к верховенству права, они, как правило, имеют в виду необходимость для соответствующего правительства осуществить реформы, которые нашим западным партнерам кажутся правильными. Когда речь заходит о верховенстве права на международной арене, у них энтузиазма гораздо меньше. Мы считаем это неправильным. Для нас международное право остается главной опорой и стабилизатором международных отношений, которое необходимо уважать.

Российская Федерация как государство-основатель ООН принимает в ее работе самое активное участие. Это важнейший элемент реализации нашего внешнеполитического курса. Продвигаем в Генеральной Ассамблее и других структурах многочисленные инициативы, пользующиеся поддержкой большинства государств, которые, как правило, становятся предметом принимаемых консенсусом решений, в том числе по вопросам противодействия распространению гонки вооружений в космическом пространстве, международной информационной безопасности, борьбы с современными формами проявлений расизма и против попыток героизации нацистов, переписывания итогов Второй мировой войны. Уделяем большое внимание укреплению взаимодействия ООН с региональными организациями – СНГ, ОДКБ, ШОС.

К сожалению, за последние пару десятилетий неоднократно грубо нарушались принципы и нормы Устава ООН. Достаточно вспомнить бомбардировки Югославии, оккупацию Ирака, грубое искажение мандата СБ ООН по Ливии. Сегодня некоторые наши партнеры пытаются превратить Совет Безопасности в орган, который штампует решения, принимаемые за его пределами и не являющиеся предметом компромиссов, консенсуса. Если такие решения не удается провести, пытаются отодвинуть СБ ООН, действуют в обход этого главного органа ООН. Когда вы будете дискутировать в рамках модели, думаю, необходимо помнить, что решения, которые принимает Совет Безопасности, как правило, становятся результатом достаточно трудного, сложного переговорного процесса, компромиссов, и они должны быть реалистичными. Если решение не опирается на универсальную поддержку членов СБ ООН и международного сообщества, то оно будет непрактичным и трудно реализуемым в реальной жизни.

Наверняка, вы будете обсуждать право вето. Нас часто обвиняют в том, что, когда нашим западным друзьям не удается провести одностороннее решение, Россия и Китай пользуются своим правом вето, а также в том, что по нашей вине парализован Совет Безопасности. Следует иметь в виду, что отцы – основатели ООН неслучайно записали в Уставе необходимость совпадения позиций пяти постоянных членов СБ. В этом главнейшем положении Устава ООН отразилось несколько моментов. Первый из них – печальный опыт Лиги Наций, которая не обеспечивала особые роль и ответственность ведущих держав и не смогла нормально функционировать. К ней потеряли интерес США, и Лига Наций благополучно «почила в бозе». Второй момент, который учитывался при согласовании положения о праве вето для постоянных членов СБ ООН, заключается в необходимости баланса, недопустимости того, чтобы международная система подчинялась чьему бы то ни было диктату и одновременно, чтобы она не была слабой.

Памятуя печальный опыт Лиги наций, в то время без права вето наши американские партнёры вообще отказывались обсуждать какую-либо международную организацию. Поэтому, если хотите, вето – это не привилегия, а большая ответственность. Благодаря вето, которое несколько раз применяли Россия и Китай, мы сейчас можем сказать, что по сирийскому кризису наметился шанс перехода к политическому урегулированию. И уж совершенно точно, благодаря российско-китайскому вето, удалось не допустить превращения Сирии в Ливию, которая распалась как государство. Это произошло потому, что вместо того, чтобы перекрыть воздух для авиации бывшего лидера Ливии М.Каддафи, наши западные коллеги из стран НАТО в нарушение мандата Совета Безопасности ООН стали участвовать в войне и добивать лично лидера суверенного государства. Подискутируйте о том, полезно право вето или, наоборот, вредно, но на конкретных примерах, которые покажут, что было бы, если бы вето не использовалось в том или ином случае.

В год 70-летия ООН очень важно отдать должное усилиям организации на экономическом и социальном направлениях. Благодаря Организации стало возможным формирование глобального партнёрства, которое объединило мировое сообщество вокруг согласованных, чётких, понятных целей. В конце сентября в Нью-Йорке накануне юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоится саммит, где, надеюсь, будет утверждена глобальная повестка дня в области развития на период после 2015 г. Мы активно участвуем в этой работе. Значение этого документа трудно переоценить – он наметит повестку дня в области развития на 15 лет (до 2030 г.) для определения магистральных путей работы ООН на перспективу.

Конечно, ООН должна сохранять свою центральную роль в сфере обеспечения и защиты прав человека. Есть соответствующие юридическая и институциональная основа, Совет ООН по правам человека, многочисленные декларации, излагающие универсальные принципы в этой области. Не секрет, что порой правочеловеческая тематика используется, чтобы оправдать те или иные действия, которые не соответствуют обязательству не вмешиваться во внутренние дела других государств.

Мы традиционно выступаем против того, чтобы права человека как общая для всех нас тема политизировалась, чтобы какую-то страну или страны выбирали в качестве предмета для постоянного бичевания, принятия многочисленных резолюций. Не через осуждение, а через диалог можно решать проблемы, которых в области прав человека, конечно, немало. Как мы практически ежедневно можем убедиться, такие проблемы есть в любом государстве. Поэтому нужны не изоляция и осуждение, а втягивание в разговор. Убеждён, что, когда такой метод будет применяться, все проблемы будут становиться более решаемыми. Иначе получается, что для тех, кто прибегает к постоянному осуждению (то Ирана, то Северной Кореи, то Венесуэлы, которую недавно признали главной угрозой для США, в частности потому, что там не обеспечиваются права человека, то кого-то ещё), важно, чтобы их гневная отповедь прозвучала во внутриполитических целях, чтобы избиратели больше симпатизировали им. А те, кто заинтересован, чтобы в других странах меньше страдали люди, пользуются другими методами – они просто пытаются втянуть соответствующие правительства в разговор. По-моему, так и нужно работать в Совете ООН по правам человека. Кстати, при его создании так и договаривались.

Мы думаем, что в ходе вашей работы было бы важно также учесть возрастающую роль гражданского общества в деятельности Организации Объединённых Наций. Неправительственные организации вносят значительный вклад в деятельность ООН по решению самых разных проблем современного развития, дополняют процесс межгосударственного взаимодействия. Есть специальный форум, который ежегодно собирает НПО в Нью-Йорке, специальный комитет по неправительственным организациям, который готовит рекомендации для большего учёта позиций гражданского общества в работе межправительственных органов.

Мы активно поддерживаем российские неправительственные структуры, которые направляют делегатов для участия в этих мероприятиях, включаем их в состав российской делегации на основе ротации представителей отдельных неправительственных организаций, помогаем им получить консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН. Пока всего несколько десятков наших структур получили такой статус – это «капля в море» по сравнению с западными НПО, которых там тысячи.

В заключение хочу сказать, что мы бы очень хотели, чтобы вы использовали эту неделю для приобщения к пониманию того, что представляет из себя переговорная работа. Это очень интересное дело, которое захватывает, и потом трудно отказаться в своей профессиональной деятельности от этой многосторонности, если вы избираете дипломатию в качестве своей будущей карьеры.

Уверен, что «хозяева» из МГИМО организовали всё на высшем уровне, как это всегда происходит в нашем любимом институте, а дальше – вам «карты в руки»: вы сами будете организовывать дебаты, выбирать председателей различных структур, убеждать друг друга в качестве представителей соответствующих государств в правоте своей позиции. Это очень интересно, полезно, формирует личность лучше, чем многие часы занятий в библиотеке.

Желаю вам успехов. У вас всё должно получиться!

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии