Сенатор от Севастополя: Крым оказался в составе Украины вопреки желанию значительной части населения

07.12.2017

Выступление члена Совета Федерации от города Севастополя Ольги Тимофеевой на XI Европейском русском форуме в Брюсселе. XI Европейский русский форум прошел в Брюсселе, в здании Европарламента 3-4 декабря 2017 года. Его организатором выступил Европейский русский альянс. В работе форума приняли участие Постоянный представитель Российской Федерации при Европейском союзе Владимир Чижов, члены Федерального Собрания, депутаты Европарламента, представители российских и западноевропейских СМИ.

100-летие революции 1917 года.  Право наций на самоопределение

В этом году исполнилось 100 лет со дня Октябрьской революции 1917 года. Эта дата прошла в России спокойно, можно сказать – незаметно, если не считать многочисленные публикации, посвященные этой теме. Между тем революция в России стала событием, навсегда изменившим не только ход русской истории, но и  общий миропорядок в ХХ веке. 

Остановимся на одном из аспектов этой обширной темы – реализации права наций на самоопределение. Через историческую призму оценим события наших дней. 

Финляндское княжество – Финляндская республика:

ot 1.jpg

Впервые, термин «самоопределение наций» был озвучен в 1878 году на Берлинском конгрессе, а «право наций на самоопределение» менее чем через 20 лет, в 1896 году было признано Лондонским Конгрессом II Интернационала. Поворотным моментом в развитии права послужила Первая мировая война.

Значительное влияние на международной арене произвело предоставление Россией независимости Польше и Финляндии.

Декрет Народных Комиссаров:

ot 2.jpg

ot 3.jpg

Государственное устройство Финляндского княжества в составе Российской империи:

ot 4.jpg

Конституция Финляндского княжества  не была разработана и принята.

После распада Российской империи и образования самостоятельного государства Финляндия у последней возник спор со Швецией о том, имеют ли право жители Аландских островов (преимущественно шведы) путём плебисцита определить, должен ли этот архипелаг остаться под суверенитетом Финляндии или же он войдёт в состав Швеции. Жители островов после революции 1917 года выразили желание выйти из состава Российской империи и воссоединиться со Швецией. В декабре 1917 года прошёл плебисцит в пользу воссоединения со Швецией, повторный в 1919 году. В июне 1920 года делегация Аландских островов обратилась в Лигу Наций за решением своей проблемы. К  сентябрю 1929 года было вынесено определение: «С точки зрения внутреннего и международного права формирование, трансформация и расчленение государств в результате революций и войн создают фактические ситуации, которые в значительной степени не могут быть разрешены путём применения обыкновенных норм позитивного права...». Комиссия признала, что данный вопрос «не может быть передан международным правом в сферу внутренней юрисдикции Финляндии»!

Данная ситуация наглядно показывает, что политическая нестабильность в (недавно возникшем) суверенном государстве, незавершённость процесса его формирования являются достаточными основаниями для того, чтобы вопрос о выходе из его состава какой-либо территории решался исходя из норм не внутреннего, а международного права.

Почти столетие спустя, в марте 2014 года, путем всенародного референдума жители Севастополя и Крыма проголосовали за воссоединение Крыма с Россией  на правах субъекта РФ.

Автономная Республика Крым в составе Украины. Республика Крым – субъект Российской Федерации:

ot 5.jpg

ot 6.jpg

Проводя параллели с выходом из состава Российского государства Финляндии, можно отметить следующее: провести референдум в Крыму, с последующим воссоединением с Российской Федерацией, т.е. реализовать крымчанам «право на самоопределение» стало возможно по причине государственного переворота, который произошел в г.Киеве в ночь с 21 на 22 февраля 2014г.; несмотря на гарантии стран-гарантов, произошел захват власти националистическими группировками. Крымчане не приняли факт переворота, как и действия новой киевской власти, начавшей свое управление государством с принятия пакета антирусских законов, допустившей бойню под Корсунью: нападение  националистов на автобусы с крымчанами - гражданскими и сотрудниками МВД, которые возвращались из г.Киева домой в Крым.

Основной тезис несогласия западного политикума с Крымскими событиями сводился к тому, что референдум «нарушил украинскую конституцию и международное право». Действительно, в статье 73 Конституции Украины прописано, что изменение территории Украины решается «исключительно всеукраинским референдумом». Но не будем забывать, что Конституция Украины была уже попрана режимом, захватившим власть в Киеве в феврале 2014 г.

Понять стремление крымчан к воссоединению с Россией, их последовательность, настойчивость и неистребимую веру в возвращение полуострова в состав российского государства возможно только на основе  изучения и анализа истории Крыма. 

Крым в составе Российской Империи – Союза Советских Социалистических Республик:

ot 7.jpg

ot 8.jpg

Крым в составе УССР.

19 февраля 1954 г. Постановлением Президиума ВС РСФСР полуостров был передан в состав УССР.

Согласно Конституции РСФСР 1937 г. Президиум Верховного Совета РСФСР не обладал полномочиями решать вопросы территориальной целостности РСФСР. Более того, в 16 ст. Конституции РСФСР содержится положение о том, что территория РСФСР не может быть изменена без согласия РСФСР. Ни Президиум Верховного Совета РСФСР, ни сам Верховный Совет не обладали полномочиями давать согласие РСФСР. Вопрос об изменении территории РСФСР можно было решить только путём референдума, но его в 1954 г. не проводили.

Подводя итог, можно сказать, что все акты 1954 г. о передаче Крыма Украине были приняты государственными органами, не имеющими полномочий решать подобные вопросы, соответственно, эти акты нарушили действующее законодательство и юридической силы не имеют. 

Референдум 2014 года стал решением проблемы, которая была прямым следствием распада СССР – проблемы статуса Крыма на постсоветском пространстве. Как было показано ранее, Крым фактически был лишен возможности реализовать свои права и оказался в составе Украины вопреки желанию значительной части населения. Эту проблему можно было бы решить путем предоставления Крыму широкой политической и культурной автономии, но руководство Украины предпочло поступить наоборот – урезать автономию. Рассмотрим подробнее период с 1992-го по 1998 год – период утраты жителями Крыма самостоятельности в принятии решений.

Крым в составе Украины – редукция государственности Автономной Республики Крым:

ot 9.jpg

ot 10.jpg

Руководство Украины проигнорировало проведённый в Крыму референдум 1991, на котором большая часть жителей полуострова проголосовала за воссоздание Крымской АССР как субъекта СССР. И заблокировала проведение референдума 1995 года.

Государственное устройство АРК в составе Украины:

ot 11.jpg

ot 12.jpg

События на Украине начались майданом в г.Киеве, а затем прокатились по всем западным областям Украины, когда область за областью  в качестве элемента давления на центральную власть делались заявления: «о своем неподчинении преступной киевской власти в лице Януковича».

Государственный переворот на Украине, февраль 2014 года: 

ot 13.jpg

Еще раз хочу подчеркнуть, «парад суверенитетов» в январе  2014 г. начался с западной Украины. Бойня, устроенная в отношении сотрудников внутренних войск в Киеве, и последующий госпереворот стали для крымчан точкой невозврата, последним аргументом, побудившим жителей полуострова взять на себя ответственность за свое будущее. Эти события предопределили логический процесс возвращения Севастополя и Крыма в состав России.

События, предшествующие референдуму в Крыму, март 2014 года:

ot 14.jpg

Современное международное право признаёт в случае наступления определённых условий возможность осуществления каким-либо народом права на самоопределение не только внутри государства, в котором он пребывает, но и путём выхода из него. При этом на все государства возлагается уважать право на самоопределение и не препятствовать его реализации. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций, одобрена 24 октября 1970 года Генеральной Ассамблеей ООН. Декларация провозглашает: «Каждое государство обязано воздержаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы … права на самоопределение, свободу и независимость. Защищаясь против таких насильственных действий и оказывая им сопротивление, эти народы в порядке осуществления своего права на самоопределение вправе добиваться поддержки и получать её в соответствии с целями и принципами Устава».

Крымский сюжет соответствует положениям Декларации, поскольку не только предостерегает государства от насильственных действий, но и делает совершившиеся или возможные насильственные действия этого государства достаточным основанием для сопротивления им.

Резолюция Митинга «Народной воли»:

ot 15.jpg

Митинг «Народной воли»:

ot 16.jpg

Постановление внеочередной сессии Городского Совета о проведении Референдума:

ot 17.jpg

При этом само международное право, хотя напрямую и не увязывает самоопределение народа с правом на сецессию, но и не запрещает её. Каждый конкретный случай такого метода самоопределения должен рассматриваться с учётом реальных обстоятельств, сопровождающих данное событие. События на Украине 2014-2017 годов (Донбасс) наглядно показали, что угроза силового вмешательства Киева, применения им регулярной армии против жителей Крыма была абсолютно реальной. С этой точки зрения присутствие российских войск на территории Крыма во время референдума являлось законной формой защиты крымчан от планировавшихся насильственных действий государства Украина с целью лишения их права на проведение плебисцита.

Игнорирование либо недопонимание этого факта не лишают легитимности результаты крымского референдума 2014 года, который подтвердил свободное волеизъявление граждан Севастополя и Крыма, реализовавших свое право на самоопределение, защитивших свое неотъемлемое право на жизнь и свободу.

Референдуму быть:

ot 18.jpg

В ожидании оглашения итогов Референдума 16 марта 2014 года:

ot 19.jpg

 Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от города Севастополя Ольга Леонидовна Тимофеева

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии