«С Русским миром наши партии и общественно-политические движения работают недостаточно»

Завершившаяся избирательная кампания в Госдуму высветила ряд проблем, которые напрямую касаются российских граждан за рубежом. Как в полном объёме обеспечить реализацию избирательного права? Какие из предложений наших соотечественников по улучшению выборного процесса могут быть использованы в будущем? На эти вопросы «Русскому миру» ответил член ЦИК, чрезвычайный и полномочный посол Василий Лихачёв.

– Как Вы оцениваете – насколько успешно прошла избирательная кампания по выборам в Государственную Думу РФ среди соотечественников, проживающих за рубежом?

– Вы знаете, мне хотелось бы придерживаться совершенно объективных фактов. А эти факты говорят о том, что на этом направлении у нас ещё много серьёзных проблем, которые, естественно, надо решать.

На прошлой неделе вся команда ЦИК во главе с Эллой Памфиловой встречалась с Президентом Российской Федерации. Разговор по итогам этой избирательной кампании у нас получился неформальный, очень предметный и я бы сказал – прагматичный. Мне было предоставлено слово одному из первых, и я, естественно, говорил о международных делах – о том, как мы организовывали голосование за рубежом. Владимиру Путину очень понравился мой тезис о том, что на этом направлении принимали участие все заинтересованные российские министерства и ведомства – ЦИК, МИД, Министерство обороны, ФСБ, пограничная служба.

В качестве примера я привёл тот факт, как мы добивались, чтобы – пусть и в усечённом виде, но юридически мотивированное голосование состоялось бы и в Украине. Кроме того, рассказал ему о своей поездке в Сирию, где также пришлось заниматься организацией голосования, которое прошло очень хорошо: этот регион показал один из самых лучших результатов по итогам голосования за рубежом. Я имею в виду и военную базу, и другие участки, организованные, в частности, в Дамаске, приписанные к российскому посольству.

И второй момент, который я осветил перед главой государства, – это проблемы международного наблюдения за избирательным процессом. Вы говорите о результатах голосования за рубежом, но я должен подчеркнуть, что эта сторона связана с другой – с тем серьёзным, большим интересом, которое международное сообщество проявило к этой избирательной кампании. И естественно, сейчас на Западе идёт очень пристальный анализ результатов этого голосования – для того чтобы понять социально-политические тренды, которые развиваются в нашей стране, оценить настроение людей. И конечно, эти результаты, в анализе которых принимают участие и дипломаты, и политологи, и юристы, будут прикидываться и экстраполироваться на перспективу – на выборы президентской кампании 2018 года.

Я сидел недалеко от главы государства и видел его реакцию на те цифры, которые я называл. Международных наблюдателей участвовало 774 человека – это выше, чем на выборах 2011 года. Принимали участие представители 63 стран – это тоже рекорд своего рода. И конечно, очень важно, что 10 авторитетных международных организаций проявили интерес к выборам в Госдуму – это ОБСЕ, БДИПЧ ОБСЕ, Межпарламентская ассамблея Совета Европы, СНГ, ШОС, представители Европейского парламента.

Теперь непосредственно о проблематике проведения выборов за рубежом. Мы с вами общались незадолго до дня голосования, хотел бы поблагодарить портал «Русский мир» за интервью – оно хорошо разошлось, и коллеги из МИД говорили мне, что оно очень вовремя появилось. С точки зрения качества организации и работы с нашими соотечественниками мы действительно сделали очень много – вместе с МИД России и Россотрудничеством. Вся техническая работа была проведена на хорошем организационном уровне – казённая фраза, но она соответствует действительности. Вовремя были составлены списки, посланы бюллетени, марки, открепительные талоны и так далее.

Но с чем мы столкнулись и чем сейчас нам необходимо впрямую заниматься? Я счёл необходимым эту проблему поставить и обозначить. Это вопросы агитации. Оказалось, что с Русским миром наши партии и общественно-политические движения всё-таки работают недостаточно. Я пытаюсь вспомнить примеры, когда представители той или иной партии выезжали за границу для встречи с соотечественниками, – три-четыре примера, не больше. В США были представители «Единой России» и «Яблока», в Латвии был один представитель «Единой России», от КПРФ ездили в Эстонию – это, конечно, совершенно недостаточно. Понятно, что такой интеграционной работой нужно заниматься не за три месяца до выборов, а может быть, надо начинать её сразу после того, как подведены официальные итоги голосования.

– В предыдущем интервью Вы рассказали, что получили немало конкретных предложений от наших соотечественников из-за рубежа по поводу совершенствования выборного процесса.

– Да, это второй момент, который я хотел бы отметить и через ваш портал передать сигнал нашим соотечественникам. Идеи, которые они высказывали по совершенствованию электорального цикла, электоральных процедур, будут очень пристально рассматриваться и изучаться.

Речь идёт, например, о том, чтобы Русский мир был организован в отдельный какой-то округ и чтобы русская заграница голосовала за конкретных людей, которых они хорошо знают, – за своих. Вы помните, что эту тему они поднимали неоднократно. Эта тема звучала и во время моей встречи в Берлине накануне выборов, которую я проводил на базе российского посольства в ФРГ. Там принимали участие представители 21 российского загранучреждения, которые поднимали и другие очень серьёзные вопросы. Например, почему в предвыборной кампании эффективно не используются русскоязычные СМИ за границей.

Затем очень серьёзный вопрос – это возможность осуществить голосование в электронном виде через Интернет или, скажем, через «Почту России». В европейской практике такого рода опыт есть. И я думаю, что мы должны его очень внимательно проанализировать. Я даже не исключаю, что такого рода задание ЦИК может поставить, скажем, перед Институтом Европы Академии наук – промониторить и обобщить европейский и мировой опыт в этой сфере.

Я говорю об этих подходах и проблемах с одной целью – всё-таки процент проголосовавших мог быть значительно выше. Пока окончательные цифры ещё подсчитываются и, когда они будут известны, мы можем ещё раз об этом поговорить – как проголосовали соотечественники в тех или иных странах. К большому сожалению, например, в Германии, где самое большое число избирателей, проживающих за рубежом, число принявших участие в голосовании небольшое – порядка 10–11 %. Хотя на выборах Президента РФ голосовали уже около 20 %  – интерес был больше. Когда мы с вами обсуждали в прошлый раз эту тему квалифицированного интереса российских соотечественников к выборам, – там тоже на первом плане выдвигались вопросы агитации, пропаганды, разъяснения.

И мы, конечно, должны ещё одну проблему с нашими соотечественниками решить, причём принципиально. Многие не смогли проголосовать 18 сентября только потому, что они были далеко от избирательных участков. Эта проблема, я бы сказал, носит даже психологический характер. На эту тему я получал письма из Канады, Израиля, Алжира, Туниса. Люди говорили, что в силу материальных трудностей они не могут приехать в столицу, где как правило, открыт избирательный участок. Но они тоже хотят себя чувствовать действующей частичкой Русского мира. И я думаю, что ЦИК в данном случае должен не просто констатировать проблему, но и предложить какое-то решение.

– Можно сказать, что прошедшая избирательная кампания высветила основные узкие места в организации выборов за рубежом и у Вас есть понимание, что нужно дальше делать, чтобы эти проблемы решить?

– Опираясь на свой опыт работы послом Российской Федерации при Европейском Союзе, затем депутатом Государственной Думы, который работал в комитете по делам СНГ с нашими соотечественниками, повторяю, что у нас впереди много работы. В ближайшее время совместно с МИД России мы обсудим эти проблемы идентичности Русского мира, которые касаются его позиционирования и в европейском, и в мировом политическом пространстве. Я считаю, что на Центральной избирательной комиссии в этом вопросе лежит особая обязанность и ответственность.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии