Русское образование в Эстонии – бесконечный тупик: почему так происходит

С подачи Министерства образования и науки правительство Эстонии собирается уже в третий раз отказать нескольким русским гимназиям в преподавании на русском языке. Возникает ощущение, что мы ходим по кругу. Попытаемся понять, почему это происходит, пишет в «МК-Эстонии» председатель НКО «Русская школа Эстонии» Мстислав Русаков.

В муниципальной основной школе по предложению попечительского совета и по решению волостного или городского собраний языком обучения может быть любой язык. То есть на уровне 1-9 классов решение о языке обучения в муниципальной школе принимает местное самоуправление. Это выглядит вполне логичным – кто платит, тот музыку и заказывает.  Однако в случае с гимназическими классами ситуация уже совсем иная. В муниципальной гимназии разрешение на обучение на языке отличном от эстонского дает правительство республики на основании ходатайства волостного или городского собраний. Это предложение волостному или городскому собраниям представляет, в соответствии с программой развития, попечительский совет школы.  Здесь логики уже гораздо меньше. Законодатель рассудил так, что местные самоуправления – это органы, которые в силу своей неспособности выносить разумные решения, не в состоянии распоряжаться собственными же учреждениями. То есть в этом вопросе правительство решило ограничить правоспособность муниципалитетов.  К слову сказать, в отношении физических лиц дееспособность ограничивается в случае, если лицо вследствие душевной болезни, слабоумия или иного психического расстройства устойчиво не способно понимать значения своих действий или руководить ими.
Закон против Конституции

Согласно ч. 1 ст. 154 Конституции ЭР, решением всех вопросов местной жизни и ее устройством занимаются местные самоуправления, действующие на основании законов самостоятельно. Закон об организации местного самоуправления дает следующее определение самоуправлению:  «Местным самоуправлением является предусмотренное в Конституции право, полномочия и обязанности демократически сформированных органов власти местного самоуправления волости или города, независимо организовывать и управлять вопросами местного значения в соответствии с законом и на основе законных потребностей и интересов жителей волости или города, и с учетом специфики развития волости или город». В том же законе организация работы основных школ и гимназий относится к задачам местного самоуправления, если такие учреждения находятся в собственности органов местного самоуправления. Как можно заметить, ключевым критерием является право собственности – кто является собственником учреждения, тот и организовывает его работу.  Подведем итог. Очевидно, что предложенная Законом об основной школе и гимназии регуляция выбора языка обучения в гимназии грубо нарушает разделение компетенции между государством и местным самоуправлением.

Что делать?

Конституционный надзор у нас осуществляет Государственный суд на основании Закона о судопроизводстве в порядке конституционного надзора. Условно говоря, Госсуд в некоторых случаях исполняет функции Конституционного суда.  В такой «варварской» стране, как Россия, в Конституционный суд может обратиться любой гражданин. Но Эстония страна «цивилизованная», поэтому «слуги народа» поставили надежный заслон от своих «хозяев». В Государственный суд Эстонии в порядке конституционного надзора могут обратиться только: - президент Республики, - канцлер юстиции,  - собрания местных самоуправлений, - Рийгикогу. Пока подобных обращений от них не поступало. Да и сложно было ожидать, например, от канцлера юстиции Индрека Тедера, который считает право обучаться на эстонском языке обязанностью, что он вдруг заинтересуется проблемой русских школ. Для него проблема русских школ в том, что они есть.  Из возможных инициаторов судопроизводства в порядке конституционного надзора наиболее близки к народу собрания местных самоуправлений, но и здесь все не так просто.

В поисках десижн-мейкера

Из существующих парламентских партий понимание в вопросе сохранения русской школы в Эстонии есть у Центристской и Социал-демократической партий. Следовательно, нужно найти местное самоуправление, где эти партии были бы «правящими», и дело в шляпе. К счастью, такие города есть. Но на этом счастье заканчивается.  Местные самоуправления, в которых правят «русские центристы» отнюдь не торопятся выступать с подобными инициативами. В результате обращения к некоторым из них выяснилось, что в партии жесткая дисциплина и такие вопросы на местах не решаются. Не решаются они также и депутатами Государственного собрания и Европарламента. Есть некие центровые десижн-мейкеры, которые все и решают, но среди них «русских» нет. Круг замкнулся. Примерно такая же ситуация и с социал-демократами. Дело там еще осложняется тем, что эта партия не является правящей в русских самоуправлениях, что, впрочем, не мешает выступить фракциям горсобраний с инициативой по конституционному надзору. Обращение к недавно избранному руководителю СДПЭ также не дало результата. Занавес.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии