В период с 29 ноября по 1 декабря 2013 года в приграничном с Россией эстонском городе Нарве проходит пилотный тренинг по правам человека. Проект реализуется Центром информации по правам человека в Таллине (ЦИПЧ). «Цель — знакомство участников тренинга с ситуацией с правами человека, рассказ о том, какие существуют организации, связанные с защитой прав человека, о том, как с ними контактировать, писать им, получать ответы», - пояснил директор ЦИПЧ, член Координационного cовета российских соотечественников в Эстонии Алексей Семёнов.
Интервью с главой Центра информации по правам человека публикует портал «Славия» (slavia.ee).
- Что из себя представляет анонсированный вами проект?
А.С.: Проект, который мы запускаем в Нарве это — вводный курс по правам человека и международным правозащитным механизмам. Его цель - знакомство участников тренинга с ситуацией с правами человека, рассказ о том, какие существуют организации, связанные с защитой прав человека, о том, как с ними контактировать, писать им, получать ответы, а также какие существуют правозащитные механизмы – декларации, конвенции, пакты, директивы и соглашения. В программе тренинга также обзор системы правозащитных мониторингов, того, какие доклады пишутся, и как в этом можно принять участие.
Отдельно будет рассмотрена наша ситуация с правами меньшинств, дискриминацией и гражданством, т.е. положение в Эстонии на основе 20-летнего опыта нашего Центра: какие нами были выиграны процессы, как и почему, что не удалось и какой опыт из этого извлечен. Особо коснемся нашего опыта работы в Европейском суде по правам человека.
Наша целевая группа – молодежь, журналисты, активисты общественных организаций, депутаты местных органов власти. Надо сказать, что мы, объявив о тренинге, получили на двадцать запланированных мест почти сорок заявок. Пришлось проводить конкурсный отбор.
- Возникает вопрос, почему этот тренинг проводится именно в Нарве? И почему вообще инициирован подобный проект?
А.С.: Начнем со второго вопроса. 10 декабря будет своего рода полуюбилей – 65 лет со дня принятия — Всеобщей декларации прав человека. Эта Декларация лежит в основе современного международного права, целого ряда инструментов ООН, на ее базе создана и Европейская конвенция по правам человека, на нее опираются механизмы ОБСЕ и механизмы международных организаций типа Совета Европы и Европейского Союза. Мы решили именно таким образом отметить 65-ю годовщину и нашли поддержку со стороны наших коллег в Нарве, а именно Северо-восточного центра русской культуры, который в свою очередь получил одобрение городского собрания Нарвы еще предыдущего созыва. Полагаю, что нынешний созыв нарвского городского собрания тоже не будет против этой идеи. Основной грант получили от российского Фонда поддержки и защиты прав соотечественников. И вот мы вместе с нашими нарвскими партнерами будем знакомить активистов с тем, что за 65 лет произошло в правозащитной сфере.
Почему именно в Нарве? В Таллине много неправительственных организаций, среди них, кроме нас, есть даже несколько правозащитных. На северо-востоке с этим скромнее, но организации и активисты есть, и хотелось бы наладить с ними более тесное и регулярное сотрудничество. Кроме того, в Таллине люди имеют прямой доступ к юридической помощи: у нас есть «горячая линия», мы ведем прием, и практически все, кто желает, могут до нас добраться. Жителям Нарвы сложнее. Мы просто не имеем возможности регулярно и надолго выезжать в Нарву и на северо-восток. Поэтому одна из наших перспективных задумок заключается в том, чтобы с помощью такого рода тренингов инициировать создание в Нарве собственного правозащитного центра.
Будет ли это наш филиал, или совершенно самостоятельная организация, покажет время. А для того, чтобы этот центр имел сотрудников, мы хотим провести запланированный тренинг, и не просто познакомить широкую общественность, но и заинтересовать кого-то, кто мог бы в дальнейшем успешно работать в этой сфере. Мы пока предлагаем только базовый курс прав человека. Если же в дальнейшем предстоит работать всерьез, то и обучение придется проходить более серьезное, с которым мы тоже сможем помочь, например, путем стажировки в нашем Центре в Таллине, либо в Москве или в Европе.
- Каковы были критерии отбора участников тренинга?
А.С.: Мы отбирали людей, во-первых, по признаку перспективности. То есть мы выбирали людей, которые уже имеют опыт работы в общественных организациях, активистов, а не просто пришли послушать. Во-вторых, интерес тоже нужно было мотивировать, и мы отобрали тех, кто, как нам показалось, написал наиболее обоснованную мотивационную часть заявки. Третья причина, хоть и не самая важная, но тоже серьезная. Мы предпочитали, при прочих равных условиях, выбирать более молодых. Это не дискриминация по возрасту, а отбор с прицелом на будущее. А если продолжать работу в этом направлении, то возникает критерий языка, не эстонского языка, а языков международных — английского и французского. Именно на этих языках проходят международные тренинги, и именно они у правозащитников основные рабочие.