Российская цифровая дипломатия: семь событий прошедшего года

10.02.2015

10 февраля в России отмечается День дипломатического работника, учрежденный Указом Президента Российской Федерации в 2002 году, но традиции отечественной дипломатии уходят корнями вглубь столетий.

Безусловно, у дипломатов арсенал методов и средств универсален, важной основой работы дипломата являются его профессиональные и личные качества.

Однако меняются технологии, увеличиваются потоки информации и тем не менее суть профессии дипломата остается прежней.

Но сегодня помимо традиционных приемеов в быстро меняющемсчя мире необходимо обладать приемами т.н. «цифровой дипломатии».

В профессиональный праздник российских дипломатов публикуем материал блогера Олега Шакирова. 

Одним из лауреатов Премии Рунета 2014 стал Департамент информации и печати (ДИП) Министерства иностранных дел России. Замглавы департамента Мария Захарова, ставшая за последние пару лет главным спикером МИДа в интернете, получая награду, заметила: «Вы себе не представляете, насколько порой бывает сложно дипломатам «чичеринской» школы освоить новые технологии».

Практику использования дипломатами соцсетей, блогов и других интернет-сервисов во внешнеполитической деятельности в целом называют цифровой дипломатией. Ещё несколько лет назад, когда дипломаты только пытались подружиться с интернет-аудиторией, эффективность и целесообразность таких экспериментов нередко ставилась под сомнение, во многом из-за свойственного этому сообществу консерватизма. Однако сегодня цифровая дипломатия становится обязательной частью информационной работы внешнеполотических ведомств практически во все странах (даже в непризнанных). По большому счёту, дипломаты “догнали” свою аудиторию, давно поселившуюся в сети.

МИД начал работать в интернете не вчера. Помимо популярных официальных страниц в Facebook и Twitter, которыми управляет ДИП, более сотни аккаунтов в разных соцсетях ведут зарубежные представительства России. С начала 2014-го года активность и число подписчиков большинства аккаунтов возросли, во многом в связи с ситуацией на Украине и ухудшением отношений между Россией и Западом. Кроме этого в 2014-м году в российской цифровой дипломатии появился ряд любопытных нововведений, о которых мы сегодня вспомним.

1. Хэштег-дипломатия

В середине апреля МИД в своих официальных аккаунтай в Twitter стал сопровождать твиты об Украине меткой #UnitedForUkraine. Этот хэштег был запущен Государственным департаментом США в марте после выступления Барака Обамы, в котором и прозвучала оригинальная фраза. Американские дипломаты оказались в некоторой растерянности от того, что Россия перехватила дискуссию и стала использовать хэштгег для критики политики США. Преcc-секретарь Госдепартамента Джен Псаки выразила надежду, что Россия «будет вести себя в соответствии с тем, как предписывает хэштег», что вызвало волну едких комментариев в адрес Госдепартамента в американских соцсетях. В МИДе ответили с недоумением: с каких пор США обладают монополией на всё хорошее?

Также в мае МИД в числе первых поддержал хэштег #SaveOurBoys - кампанию с требованием освободить похищенных на Украине журналистов LifeNews. Сам хэштег был запущен телеканалом и по форме повторял популярный на Западе призыв освободить нигерийских школьниц, похищенных исламистской группировкой Боко Харам, - #BringBackOurGirls. Таким образом, МИД послал и сопутствующее послание: готовы ли на Западе признать нарушения прав человека везде или только там, где им выгодно?

2. «Война картинок»

В традиционной дипломатии формат общения между внешнеполитическими ведомствами государств строго регламентирован - это, например, обмен нотами или публичные выступления, в которых стороны посылают друг другу определённые сигналы и так далее. Но в интернете одна картинка нередко лучше тысячи слов, и дипломаты начинают перенимать сетевую манеру общения и откровенно «троллить» друг друга.

Главная «схватка» года разгорелась в конце августа, когда аккаунт Постоянного представительства Канады при НАТО разместил в своём аккаунте карту России и Украины (обозначенной как не-Россия) с подписью «руководство для российских солдат, которые продолжают теряться и «случайно» попадать на Украину». Российское постпредство вскоре ответило - также в Twitter - картой, чтобы помочь канадцам «разобраться с современной географией», на которой Крым обозначен в составе России, а Абхазия и Грузия - как независимые государства. Несколько дней спустя ещё один ответ пришёл, откуда не ждали. Посольство России в ОАЭ в Twitter выложило фото игрушечной военной техники с подписью: «Произошла утечка новых разведданных НАТО о вторжении российских войск на Украину! Кажется, на настоящий момент эти самые убедительные твиты Постпредства в НАТО и Посольства в ОАЭ с упомянутыми картинками вошли в число самых популярных среди всех аккаунтов МИДа за 2014-й.

3. Твитер Историко-документального департамента МИД

В октябре МИД представил специальный аккаунт в твитере, посвящённый истории российской дипломатии. Ведёт его Историко-документальный департамент, занимающийся в числе прочего рассекречиванием и публикацией архивных материалов. Для департамента твиттер - это хорошая возможность рассказать о своей работе более широкой аудитории. Например, об интерактивной карте Российско-американского исторического и культурного наследия (которую по-хорошему стоило бы сделать на основе карт Яндекса или Google).

4. Приложение для телефонов «Зарубежный помощник»

В октябре МИД выпустил первое приложение «Зарубежный помощник», разработанное компанией Сайтсофт, которая создавала приложения для МЧС, МВД и Следственного комитета. Оно даёт возможность гражданам России, выезжающим за границу, получать информацию о чрезвычайных ситуациях, а также загрузить справку о той или иной стране. Пользователь может зарегистрировать своё пребывание за границей, узнать, как связаться с диппредставительством в стране пребывания или даже заказать звонок от российских дипломатов. Правда, последняя функция пока доступна только в пяти странах: Армении, Иордании, Камбодже, США и Словении. Приложение вышло для Android, iOS и Windows Phone, однако пока не пользуется большим спросом: в iTunes у него всего 11 оценок, а в Google Play - 24 и 100-500 скачиваний.

5. Рекламная кампания «Миру – МИД»

МИД провёл небольшую кампанию с целью привлечь новых пользователей. Для этого было подготовлено несколько изображений с вопросом либо слоганом на русском и английском языках и адресом официального сайта министерства. Пожалуй, самый интригующий из вопросов – «Who is who to lecture?» - отсылает к фразе, якобы произнесённой министром иностранных дел Сергеем Лавровым в телефонном разговоре со своим британским коллегой.

Существенным недостатком кампании было то, что она проводилась преимущественно в мидовских аккаунтах и вряд ли помогла расширить аудиторию. С этой кампанией МИД принял участие в конкурсе социальной рекламы среди органов государственной власти, проводимом агентством «Россия сегодня», но в число лауретов не попал.

6. Аккаунт во Flickr

В феврале МИД зарегистрировался на фотохостинге Flickr. Помимо того, что любители протокольной фотографии теперь могут сохранять хайрезы любимых снимков, это событие интересно с точки зрения того, как в централизованной организации реализуются нововведения. В данном случае процесс шёл снизу вверх: ещё с осени 2011-го года Flickr использовало посольство России в Великобритании - одно из ведущих российских загранпредставительств в области цифровой дипломатии, а с осени 2013-го - посольство в США. Центральный аппарат, таким образом, взял решение, уже опробованное на местах. Следом аккаунты на фотохостинге завели посольства в Австралии, Германии и Сингапуре.

7. Аккаунт в Storify

Первую подборку в Storify МИД сделал в конце 2013 года, но в 2014-м дипломаты по-настоящему начали использовать сервис для систематизации своей возросшей активности в соцсетях. Пробным камнем стала подборка в стиле «капустника»  ко Дню дипломатического работника, в которой твиты загранпредставительств сопровождаются шуточными номинациями. На настоящий момент в аккаунте уже больше 40-ка «историй», большинство из них посвящены определённым событиям и составлены из твитов как мидовских, так и других пользователей. Но если без политики, то лучшая – это подборка снимков #Фотомир от российских дипломатов из разных уголков планеты.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии