Из Латвии в Беларусь сбежал еще один русскоязычный активист Александр Цветков. Корреспонденту Sputnik Латвия удалось взять у него эксклюзивное интервью.
Похоже, Беларусь и «безвиз» с этой страной становятся последней соломинкой, за которую хватаются латвийские активисты, столкнувшиеся со Службой госбезопасности (СГБ) Латвии. Спецслужбы работают уже без тормозов - третируют население даже за лайки и картинки в соцсетях. А если человек имеет свою гражданскую позицию, которая расходится с официальным курсом Риги, да еще выражает симпатию России, жди беды.
Уроженец латгальского города Резекне Александр Цветков в последние годы проживал в Даугавпилсе и отказывался мириться с тем, что русский язык запрещают, русские школы закрывают, а националистически настроенные депутаты прямо с трибуны Сейма преспокойно требуют сократить численность «оккупантов» (читай - русскоязычного населения) с 40 до 5%.
Он писал заявления во все государственные инстанции, начиная с Минздрава и Сейма и заканчивая Службой госбезопасности, с просьбой прекратить третировать русскоязычное население Латвии. И дождался, что за ним пришли.
Выломали дверь, выстрелили из электрошокера, прыгали по телу
«Шестого апреля около 8-9 утра ко мне ворвались, выломав двери, девять сотрудников СГБ, восемь из которых были в масках. Даже айтишник. И только следователь не прятал лицо. Следом вошли два муниципальных полицейских и три сотрудника Госполиции. Получается, всего их было 14 человек, - вспоминает Александр Цветков. - Мне потом рассказывали, как это видели из других домов, - подъезд окружили, все выходы перекрыли, как будто брали настоящего рецидивиста. Странно, что еще через окна ко мне не вломились на тросиках».
Когда активист понял, кто ломает его дверь, сел на кровать и стал снимать происходящее на камеру телефона. Это еще больше вывело из себя силовиков, когда они ворвались в квартиру. С порога они дважды выстрелили в Александра из дистанционного электрошокера, пропустив мощный заряд тока через грудь и живот.
«А дальше бросили меня на пол, скрутили руки, надели наручники, стали наносить удары. Даже стояли на мне. Ни разу в жизни такого не было, чтобы у меня все тело было в синяках. Потом посадили на табуретку и стали засыпать вопросами. Их был просто шквал. Почему столько российских флагов, где работают родственники, откуда штык-нож, почему ненавидишь латышей... Открыли записную книжку и стали спрашивать, кто есть кто. А чтобы посильнее унизить, требовали во время ответов не поднимать голову. Кричали: "В пол смотри!" И параллельно начали хаотично обыскивать квартиру, раскидывая вещи», - заново переживает случившееся Александр.
Его возмутило то, что все найденные российские флаги сотрудники СГБ бросали в центре комнаты, а потом показательно топтались по ним. Можно было просто убрать их в сторону, но, видимо, делалось это нарочно.
«Сказали, что я много пишу, высказываюсь. И предъявили несколько уголовных статей, одна из которых, как у Александра Дубяго (парень с флагом - ред.), - "отрицание геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений", другая - "разжигание межнациональной розни против латышей, украинцев и литовцев". За мои комментарии на одном портале. А по третьей четко сразу не высказались, только косвенно, что это может быть связано со шпионажем и Россией. Дальше посадили в микроавтобус, надели на глаза повязку, сверху темные очки, наушники и повезли… в полицейское управление Даугавпилса», - продолжает активист.
Александр отметил, что сотрудники Госполиции отнеслись к нему совершенно иначе: сразу же спросили, кто нанес ему столько побоев, зафиксировали все в протоколе. Даже предложили убрать камеру изолятора временного содержания, куда поместили.
«Выпустили меня через 47 часов. Пришел мужчина в белой полосатой рубашке, темных брюках, отказался назвать свою фамилию и даже место работы. "Мне сказали тебя выпустить. Не буду говорить кто я, просто сотрудник полиции", - ответил он на мою просьбу сообщить мне, кто вообще меня выпускал. Ничего в протоколе не написал. А дальше я поехал, снял побои. И, находясь под подпиской о невыезде, дважды в неделю отмечался в полицейском участке».
Побег из Даугавпилса
Третью статью, по которой его планируют обвинить, Александру Цветкову объявили 21 июня, когда приехал отмечаться.
«Будем обвинять тебя в шпионаже в пользу России. Но еще посмотрим, сказали, как повернем. Якобы я, возможно, кадровый сотрудник ФСБ России, Главного управления Генштаба Вооруженных сил РФ. И самое интересное - кадровый сотрудник Службы внешней разведки РФ. Задал вопрос: если бы я был кадровым сотрудником ФСБ, а еще и СВР, что мне очень льстит, я бы себя проявлял, писал бы претензии латвийской власти на все эти принимаемые антинародные законы или сидел ниже травы? Но ответа, конечно, не получил», - рассказывает Александр.
Изначально бежать из Латвии активист не думал, да и как убежишь, если находишься под подпиской о невыезде и дважды в неделю должен отмечаться в полиции. Думал, что все обойдется, но чем дальше уходило следствие, тем было очевиднее - посадят. А сидеть ни за что Александр не хотел. Даже платить штраф или схлопотать принудительные работы.
Латвийский активист Александр Цветков. Фото: Sputnik Латвия
«Все получилось очень странно. 21 июня спросил у следователя, могу ли я съездить в Беларусь заправиться топливом, закупиться дешевыми продуктами. И морально отдохнуть - не из железа все-таки сделан. И неожиданно получил разрешение. Следователь СГБ сказал, что нужно будет только назвать день и время, когда поеду через пункт пропуска "Силене". А он позвонит на границу и предупредит», - до сих пор не может поверить в случившееся собеседник.
Правда, через несколько дней тот же следователь сказал, что ситуация немного изменилась, и нужно будет написать заявление, на что он пришлет ответное письмо с разрешением. Но это все равно казалось неправдой.
Однако, когда 6 июля Александр Цветков, сложив вещи в багажник машины, поехал на КПП «Силене», там бумага от СГБ, в которой было написано, что просьба Александра на пересечение границы удовлетворена, сработала. Его пропустили в Беларусь.
«Я не знаю, что у них было на уме. Может хотели от меня избавиться? Но как только я оказался в Беларуси, поехал на границу с Россией и на КПП написал в отдел миграции заявление с просьбой предоставить мне политическое убежище или вид на жительство в России. И стал ждать ответа. И в то же время оказалось, что в Латвии про меня вообще забыли. Только спустя 10 суток отцу пришло письмо из полиции, в котором требуют, чтобы я немедленно к ним явился», - смеется Александр.
Первый блин оказался комом. 15 июля активист снова съездил на тот же белорусско-российский КПП за решением, однако получил ответ, что в статусе беженца ему отказано. Но в своем заявлении такого статуса он и не просил.
Сейчас Александр Цветков готовит новое заявление и будет добиваться легального возвращения на родину, в Россию. Потому что страна, в которой он родился и жил, проходил срочную службу в рядах латвийской армии, тридцать лет считала его чужим, а в итоге решила от него избавиться. Только непонятно, через уголовный процесс или создание всех условиях для вынужденного бегства.