Правфонд: В соответствии с международным правом проводится работа по закреплению прав соотечественников за рубежом

14.09.2016

В Дипломатической академии МИД России прошла Международная научно-практическая конференция «Трансформация международных отношений XXI веке:  вызовы и перспективы». В ее работе принял участие первый заместитель исполнительного  директора Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Владимир Иванов. Публикуем текст выступления Владимира Иванова на конференции.

 

Уважаемые коллеги,

 

На данной конференции я представляю Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Учредителями Фонда являются  МИД России и ФА Россотрудничество. Целью Фонда является оказание российским  соотечественникам, постоянно проживающим за рубежом, правовой поддержки  в случае нарушения их прав и законных интересов  в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Начиная с января 2012 года Фонд, осуществлял и продолжает осуществлять более 300 правозащитных проектов в 42 странах  мира, включая Россию. Практическая работа проводится в партнёрстве с 26 Центрами правовой помощи, которые действуют в 20 странах мира. За  четыре года работы  Фонда  реальная правовая помощь была оказана примерно по 50 тысячам индивидуальных и групповых обращений.

Исходя из темы конференции, сосредоточим основное внимание на тенденциях развития правовой защиты соотечественников за рубежом.

      Прежде всего, хотел бы отметить, что все неотъемлемые права человека, имеют универсальный характер и опираются на всеобъемлющие принципы равенства и недопущения дискриминации, сформулированные в статье 1 Устава ООН и в статье 2 Всеобщей Декларации прав человека. Эти права, зафиксированные во многих международных документах, в полном объёме распространяются и на этнические, религиозные, языковые, расовые и другие сообщества  или группы населения, определяемые в международном праве как  «национальное меньшинство».

Российская диаспора, состоящая из российских граждан и соотечественников, постоянно проживающих за рубежом, полностью соответствуя международному понятию термина «национальное меньшинство» и является одной из крупнейших в мире. Поэтому  важно, основываясь на современном состоянии международного права в отношении национальных меньшинств, максимально эффективно добиваться  распространения его норм и принципов на российских соотечественников в странах проживания путём юридического и политического закрепления их прав на многостороннем и двухстороннем уровне.

Таким образом, защита прав соотечественников, если использовать международно-правовую терминологию, есть охрана прав национальных меньшинств, проживающих в других странах, и защита собственных граждан, пребывающих более или менее продолжительное время за границей, государствами их происхождения.

 Российские национальные меньшинства присутствуют в большинстве  стран мира, а во многих регионах, например, регионе ОБСЕ они представляют самую многочисленную этническую группу.  Нарушения их прав, предусмотренных общепризнанными  принципами и нормами ООН, Евросоюза и ОБСЕ,  наблюдаются, хотя и в разной степени, практически во всех странах. Причём ситуация с правами человека и национальных меньшинств, к сожалению, не улучшается.

По данным European Union Agency for fundamental rights (FRA),  согласно опросу 55% мигрантов и представителей этнических меньшинств, проживающих в ЕС, считают, что на территории Евросоюза широко распространена дискриминация по этническому признаку. Еще 37% заявили, что  они испытывали проявления дискриминации на себе.  

 Это вопрос исключительной важности.  ОБСЕ  признаёт  защиту прав человека и основных свобод предметом международного внимания и рассматривает их в качестве одного из трёх измерений безопасности наряду с военно-политическим и экономико-экологическим.  

Широкое  распространение вооружений, в том числе ядерных по планете, резкое усиление этнической, расовой или религиозной напряженности,  нерешенные социальные и экономические проблемы - всё это предпосылки для перерастания любого межэтнического или межрелигиозного конфликта в глобальную катастрофу.

Мы являемся свидетелями продолжающегося обострения международной обстановки. Для сохранения проводимой США и ведомого ими альянса западных государств курса на доминирование в мировых делах, так называемого «глобального лидерства», в ход идёт  развертывание широкомасштабной информационной войны, введение нелегитимных санкций против России, деструктивный подход в оценке реальных причин кризиса на Украине.

Наплыв в Европу беженцев из Ближнего Востока и Северной Африки - результат безответственного вмешательства западных держав во внутренние дела государств региона с целью насильственной смены неугодных правительств. Между тем, люди бегут не от диктаторских режимов, а от террористов ИГИЛ и подобных им экстремистов, совершающих в регионе чудовищные преступления. Именно европейские страны и их партнеры в Вашингтоне породили колоссальных масштабов гуманитарную катастрофу, а теперь цинично отгораживаются от решения последствий своей беспечности.

Более того, ряд стран ЕС вопреки гуманитарным обязательствам строит заградительные барьеры, укрепляют национальные границы и содержит беженцев в недостойных условиях.

Одновременно нарастает давление и на российские общины за рубежом, которые  неминуемо попадают под пресс не только массированной антироссийской пропаганды и экономического давления, но и как в ситуации на Украине, становятся объектом прямых нарушений базовых неотъемлемых прав человека – права на свободу и права на жизнь.

Грубейшим нарушением прав человека является наличие в ряде стран категории неграждан.

В настоящее время лица без гражданства составляют 13% населения Латвии или 32% представителей нацменьшинств. При этом проживающие в Латвии лица без гражданства составляют 70% от числа всех лиц без гражданства, проживающих на территории Европейского Союза.

В Эстонии в настоящее время доля лиц, ограниченных в социально-экономических правах, составляет более 15% населения: 6,3% жителей Эстонии (около 90 000) являются негражданами и 9,4% (более 100 000) — граждане РФ. И в Латвии, и Эстонии речь прежде всего идёт о русских,  составляющих, например в Эстонии 25,6 %, населения. При этом остальные (кроме эстонцев) этнические группы занимают около 5%.    Ведущие правозащитники в этих странах неоднократно обращали внимание на то, что в правовом положении неграждан Латвии и Эстонии существует разница, которую мало, кто замечает. Так, неграждане в Латвии, хотя и лишены или ограничены во многих  политических и экономических правах (документально подтверждены 80 действующих различий в правах граждан и лиц без гражданства), тем ни менее считаются резидентами Латвии. 

В Эстонии же положение неграждан ещё хуже. Это апатриды, aliens, «пришельцы». Они вообще не имеют никаких прав,  никакого статуса и даже некоторое время не имели никаких документов. Именно поэтому, для того чтобы выйти из этого унизительного состояния,  значительная часть неграждан подала  заявления о переходе в гражданство Российской Федерации. Именно поэтому в Эстонии проживает более 100 тысяч российских граждан, а в Латвии около 35 тысяч.

Тут необходимо обратиться к международному праву. Согласно Всеобщей декларации прав человека, право на гражданство является базовым. Есть многочисленные  конвенции, которые надо соблюдать.

   Однако, вступив в Евросоюз с неприемлемым с точки зрения международного и европейского права багажом в сотню тысяч неграждан, Эстония  ни одной конвенции о сокращении безгражданства и об апатридах не подписала. А Латвия, хоть и подписала Конвенцию о сокращении безгражданства, но десятилетиями сохраняет сотни тысяч людей, законно проживающих на её территории, в статусе неграждан и положения Конвенции «де факто» не исполняет.

Даже Верховный суд США в свое время определил, что лишение гражданства является формой наказания, даже более нетерпимой на сегодняшний день, нежели пытки.

 

Продолжается почти повсеместное наступление на русский язык. Например, в Латвии по доступной переписи населения 2011 года основным языком семьи для 62% жителей является латышский язык, для 38% жителей — русский язык, для менее 1% жителей — остальные языки. Тем не менее русский язык на законодательном уровне считается иностранным и не является языком коммуникации с органами власти даже в тех самоуправлениях, где носители русского языка составляют подавляющее большинство населения. В ряде стран, в том числе и постсоветского пространства принудительно закрывают русские школы, притесняют русскоязычную прессу и т.д.

До 1991 года,   одним из наиболее настойчивых требований стран Запада к СССР, которое присутствовало практически на всех международных форумах и встречах,  был вопрос о свободе передвижения.

Когда прекратил своё существование Советский Союз  и на смену ему пришла новая демократическая Россия,  дискуссия о свободе передвижения на Европейском континенте тут же затихла, и  вместо пресловутой Берлинской стены стала создаваться и укрепляться «Шенгенская» стена, применение которой вызывает всё большую обеспокоенность.  

 Расширяется практика составления т.н. «чёрных списков» для организаций российских соотечественников и их партнёров.

Не обращая никакого внимания на свои «политические обязательства» в рамках ОБСЕ, уже два года  власти Латвии, несмотря на наличие виз и  без объяснений не разрешают въезд на территорию своих стран представителям Фонда поддержки и защиты прав соотечественников и ряду других неправительственных организаций России по приглашениям официально зарегистрированных в этой стране организаций российских соотечественников. Причём причины официально не формулируются.  Может быть, им не нравится то, что Фонд и его партнёры обращают внимание на нарушения прав российских этнических меньшинств, дискриминацию, проявления нетерпимости и ненависти, сохранение для сотен тысяч граждан недопустимой с точки зрения  международного права категории «неграждан»? 

Безусловно, не нравится. Однако Европейский Суд ещё в 1976 году дал разъяснение статьи 10 Европейской конвенции по правам человека, смысл которого заключается в том, что:

 «Свобода слова, как одна из главных опор демократического общества …применима не только к «информации» и «идеям», которые благоприятно воспринимаются обществом,…но и в отношении информации и идей, которые вызывают обеспокоенность у Государства или какой-либо части населения. Так требует плюрализм, терпимость и открытость, без которых не может существовать «демократическое общество».

 

 Парадоксально выглядит ситуация, когда гражданин Евросоюза, которому за антинацистскую позицию запретили въезд и в Литву, и в Эстонию, естественно, без суда и следствия, принимая во внимание географическое положение Латвии, оказался лишённым возможности передвижения по территории Евросоюза каким-либо другим транспортом  кроме самолета. Очевидно, что действующая в Шенгенской зоне система запретов и составления «чёрных списков» является ничем иным, как орудием в борьбе с инакомыслием в руках отдельных политиков и спецслужб, находящихся в их подчинении.

О том, насколько заразительны такие дурные примеры, свидетельствует политика властей Украины, развернувших тотальное наступление на свободу слова. Журналисты, несущие миру правду о кровавых событиях на Украине, жестоко преследуются. 

Многочисленные преступления против мирных граждан на Киевском майдане, в Одессе, Мариуполе и других городах Украины остаются не расследованными. Украинские военные продолжают обстрелы мирных населенных пунктов Донбасса, неся гибель гражданским лицам.

Большое беспокойство вызывает тщательно культивируемая руководством современной Украины политика нагнетания этно-культурной ненависти и расизма. Звучат публично призывы к уничтожению русских по этническому признаку. И хотя подобные призывы, разжигающие межнациональную рознь, законодательно запрещены во всех странах Евросоюза и почти во всех преследуются, эти вопиющие примеры, подкрепляемые героизацией нацистских пособников времён Второй мировой войны, остаются в регионе Евросоюза «без комментариев».  А ведь Договор о функционировании Европейского Союза в ст. 10 предполагает «борьбу с дискриминацией по ...признакам расы или этнического происхождения, ... религии или убеждений».

Наш Фонд на Украине, средства которого, перечисленные для правовой поддержки  соотечественников были арестованы СБУ, также внесён в местные санкционные списки. Вероятно для того, чтобы и эти деньги не возвращать.

Но если тех, кто не нравится,  можно не пускать в страну, то что делать с теми, кто в стране законно живёт, но думает по-другому?  Например, выступает против нарушений прав человека, проявлений неонацизма, этнической дискриминации, запрета на использование русского языка?

Ответ на это – преследование инакомыслящих.

Ещё до широко обсуждаемого недавно «оффшорного» информационного вброса. Центром исследовательской журналистики «Re:Baltica» члена той же самой Глобальной Сети Журналистских Расследований, на деньги Фонда Сороса и  Государственного департамента США проводилось так называемое «специальное расследование» в отношении «организаций, финансируемых из России» и деятельности Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом (Правфонд). Авторы  опубликованной на портале «www.15min.lt» литовской части «специального исследования» настолько увлеклись, что с самого начала дезавуируют «независимый» и «журналистский» характер публикации своими постоянными ссылками:  «по сведениям работников разведки», «департамент государственной безопасности (ДГБ) сообщал», «сотрудники ДГБ утверждали», «за пророссийским  мероприятием наблюдали сотрудники контрразведки» и т.д.

     Исходя из того, что речь идёт  об официально зарегистрированных в Литве неправительственных организациях, то более яркой иллюстрации нарушения всех международных норм и стандартов в области прав человека, в том числе  и обязательств, принятых на себя государствами- членами ОБСЕ, трудно и  представить. Не лучше ситуация в Латвии и Эстонии.

    Становится понятна озабоченность Бюро по демократическим институтам и правам человека БДИПЧ (ОБСЕ), отражённая  в годовом отчёте за 2013 год ««Защитники прав человека по-прежнему становились жертвами нападений, угроз и запугивания. Возникла вызывающая обеспокоенность тенденция к использованию государственной слежки, основанной на всё большем вмешательстве в жизнь граждан».

       Правильно беспокоится ОБСЕ. Жаль только, что делает вид, что не видит, как в ряде государств Евросоюза это уже не тенденция, а конкретная и тотальная практика политического преследования общественных организаций национальных меньшинств.

Вопиюще звучит заявление Департамента госбезопасности Литвы (отчёт за 2015 г.) о том, что угрозой национальной безопасности является факт создания  соотечественниками центров защиты прав национальных обществ.  Там же отмечается, что даже школы национальных меньшинств представляют угрозу национальной безопасности. Если официальные организации российских соотечественников и их правозащитные структуры при поддержке Фонда «по сведениям работников контрразведки и разведки распространяют дезинформацию о Литве и таким образом стремятся  создать оправдание для возможной агрессии Кремля», то мы имеем дело не с «исследованием», а скорее с параноидальным бредом.

             Несколько слов об угрозе неонацизма.

Создание универсальной системы защиты прав человека стало одним из важнейших итогов Победы во Второй мировой войне, 70-летие которой мир отмечал в прошлом году. Человечество обязано помнить, к каким страшным последствиям могут привести попытки установления мирового господства, вера в собственную исключительность, пренебрежение нормами права и морали.

К сожалению, в последнее время неонацизм, радикальный национализм и нарушение прав меньшинств становятся факторами не только внутренней, но и внешней политики. В начале 21 века мир снова оказался перед угрозой военной конфронтации, в основе которой лежит проблема ксенофобии и ненависти.

Именно поэтому, продвижение объективной информации о событиях Великой Отечественной войны и противодействие фальсификации истории является направлением исключительной важности, и в России высоко оценивают вклад, который вносят в эту работу организации российских соотечественников за рубежом.

Первый заместитель Исполнительного  директора Фонда Владимир Иванов

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии