Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.А.Волгарёва на заседании Постоянного совета ОБСЕ, 27 февраля 2025 года:
— Господин Председатель,
Мы вынуждены вновь привлечь внимание к продолжающимся систематическим нарушениям прав человека в Эстонии. Удивительно, но власти этого государства-участника ОБСЕ много лет подряд лицемерно пытаются выдать результаты своей внутренней репрессивной политики за «демократические достижения». А это – позорное явление массового безгражданства, агрессивное насаждение государственного языка в системе образования и лишение русскоязычного населения права на обучение на родном языке, запрет российских СМИ, «визовая инквизиция», ползучая героизация нацистов и их пособников, глумление над памятниками и захоронениями воинов-освободителей Красной Армии и многое другое.
Под видом борьбы с «российской пропагандой» в стране идет активная зачистка общественного пространства от любых альтернативных точек зрения. Жернова эстонской репрессивной машины «перемалывают» неравнодушных журналистов, гражданских активистов, общественных деятелей.
На этом официальный Таллин останавливаться не собирается. Очевидно, вдохновляясь преступными практиками киевского режима, власти этого государства развязали войну против Эстонской православной церкви (ЭПЦ).
Речь идет о грубом вмешательстве в ее духовную жизнь, т.е. требованиях разорвать канонические связи с Московским Патриархатом. В качестве мер давления в 2024 году под предлогом «угрозы безопасности» вида на жительства был лишен предстоятель ЭПЦ митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений. В 2025 году – церковь показательно «отрезали» от госфинансирования. И все это – несмотря на неоднократные заявления православных иерархов, в т.ч. Епископа Тартуского Даниила и настоятельницы Пюхтицкого женского монастыря игуменьи Филареты о том, что они «вне политики». В этом же ряду – и новая редакция устава Эстонской православной церкви, согласно которой предполагалось убрать из названия упоминание о Московском Патриархате.
Однако эти уступки не удовлетворили «жаждущих крови» эстонских карателей. Основной «застрельщик» репрессий в отношении ЭПЦ, глава МВД Л.Ляэнеметс цинично признал: «Мы больше не будем вступать в диалог с церковью, но подадим в суд для введения запрета на ее деятельность».
В этих целях полицейское ведомство страны разработало и внесло в парламент поправки к «Национальному закону о церквях и приходах», которые 19 февраля прошли первое чтение. Согласно этим новеллам, религиозная структура не может обращаться в своей деятельности к лицу или объединению, имеющему «значительное влияние в иностранном государстве». Она не вправе быть аффилированной «экономически, посредством своего устава или иным образом с религиозным приходом, духовным центром, органом управления или духовным лидером в иностранном государстве, если они представляют угрозу безопасности эстонскому государству, конституционному или общественному порядку; поддерживают военную агрессию или подстрекают к войне; действуют вопреки общепринятым принципам международного права». Кроме того, предполагается запретить отправлять богослужение лицам, которым отказано в выдаче/продлении вида на жительства или же оно было аннулировано. Предусмотрен и упрощенный порядок выхода приходов из состава ЭПЦ в случае их желания. Срок реализации новых мер – два месяца.
Как мы видим, основания для прекращения деятельности церкви широкие. Формулировки об «угрозах безопасности» или «влиянии в иностранном государстве» оставляют значительный зазор для произвольной интерпретации и субъективного толкования – вплоть до абсурда. Например, хорошо известно, что главой Русской православной церкви более 18 лет был патриарх Алексий II, в миру — А.М.Ридигер, родившийся в Эстонии. Но разве в нашей стране могло кому-то прийти в голову, что уроженец Таллина является «агентом влияния» Эстонии? Кроме того, до сих пор правоохранительные органы оказались не в состоянии предоставить каких-либо доказательств противоправной деятельности ЭПЦ.
Господин Председатель,
К сожалению, сторонники этого законопроекта игнорируют мнение верующих, позицию самой Церкви, адвокатского сообщества и даже критику международных правозащитных структур. Например, швейцарской организации «Justiсe pour tous internationale», которая обратилась в Совет ООН по правам человека с просьбой изучить ситуацию с притеснением православия в Эстонии.
Однако в угоду сиюминутной политической выгоде эстонские власти готовы откровенно пренебречь конституционными правами собственных граждан.
В частности, законодательная попытка принуждения разрыва канонических связей с «материнской церковью» и де-факто запрета функционирования Эстонской православной церкви нарушает принцип свободы вероисповедания, закрепленный в основном законе страны.
Кроме того, дискриминационные действия Таллина идут вразрез с его профильными международными обязательствами, в т.ч. в рамках ОБСЕ. В конкретном плане имеем в виду положения Хельсинкского Заключительного акта СБСЕ 1975 года, Венского документа СБСЕ 1989 года, Копенгагенского документа СБСЕ 1990 года, а также решения СМИД ОБСЕ в Маастрихте (2003 год) и в Киеве (2013 год). В соответствии с этими документами государства-участники единогласно приняли на себя обязательства уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, а также воздерживаться от дискриминации по религиозному признаку. Ограничение этих прав может быть осуществлено только в соответствии с международными стандартами. Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, «имеют права свободно выражать, сохранять и развивать свою этнокультурную и религиозную самобытность, не подвергаясь попыткам ассимиляции вопреки своей воле, исповедовать свою религию, обладать и использовать религиозные материалы, осуществлять религиозную деятельность в области образования на своем родном языке, устанавливать и поддерживать беспрепятственные контакты между собой, а также через границы с гражданами других государств, с которыми имеют общее культурное наследие или религиозные верования».
Господин Председатель,
В развязанной эстонскими властями войне против канонического православия и, по сути, собственного населения победителей быть не может. Раскол общества и рост религиозной нетерпимости вряд ли могут служить «адекватной ценой», окупающей тотальную эстонизацию, о которой так мечтает местная элита, к тому же всячески поощряемой «коллективным Брюсселем». Он в угоду иррациональной ненависти ко всему русскому, заранее выписывает своим подопечным «индульгенцию» на любые нарушения прав человека.
Господин Председатель,
В заключение скажу прямо: мы не ждем субстантивной реакции от представителя Эстонии. Впрочем, как и от других стран-членов Евросоюза, не первое десятилетие не только «закрывающих глаза», но и активно потакающих творящимся в Прибалтике безобразиям. Как показывает практика, диалог с этими тремя государствами оказывается лишенным смысла с учетом тех пустых отговорок и комментариев, которые мы обычно получаем в ответ. Приводимые нами факты и сегодня будут названы «российской пропагандой», а ответ будет сведен к примитивным обвинениям «в агрессии на Украине». Буду сильно удивлен, если это будет не так, хотя чудес, как известно, не бывает.
Тем не менее, просьба считать наше сегодняшнее выступление прямым обращением к Верховному комиссару по делам нацменьшинств К.Кампу, директору БДИПЧ М.Телалиан, а также представителю Действующего представительства по противодействию дискриминации в т.ч. в отношении христиан Р.Полак. Текст мы немедленно распространим. Призываем функционеров ОБСЕ публично отреагировать в рамках их мандатов на усиление репрессий в отношении Эстонской православной церкви и предпринять конкретные шаги, направленные на прекращение попыток ее законодательного запрета.
Благодарю за внимание.