Посмел свое «суждение иметь» о порядках в Латвии? Готовься к репрессиям

6 мая автор вместе с группой жителей блокадного Ленинграда, проживающих в Латвии, отправился в Санкт-Петербург на празднование 73-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне. И уже там узнал, что 8 мая был задержан, а затем как и руководитель «Конгресса неграждан» Александр Гапоненко, по решению суда и опять же без предъявления общественности какой бы то ни было информации на два месяца арестован Владимир Линдерман, в прошлом руководитель латвийского отделения национал-большевистской партии, а сегодня – активист Штаба защиты русских школ.

Полиция безопасности Латвии также вызвала экс-депутата Европейского парламента трёх созывов Татьяну Жданок на допрос к следователю. Первоначально следователь настаивал, чтобы допрос состоялся 7 мая – в день рождения Т. Жданок. Затем перенёс допрос на 9 мая – День Победы, который Т. Жданок традиционно проводит в Даугавпилсе, где проходят массовые праздничные мероприятия. Затем согласился перенести допрос на 11 мая.

По возвращении из Санкт-Петербурга выяснилось, что активность ПБ затронула не только В. Линдермана и Т. Жданок. В общей сложности под прессинг латвийской карательной политической структуры попали 8 человек из числа тех, кто 31 марта выступал на Вселатвийском родительском собрании.

Задержание В. Линдермана проводилось, как и в случае с А. Гапоненко, в предельно жёсткой форме. Активист в ожидании автобуса стоял на остановке общественного транспорта в рижском жилом микрорайоне Иманта. Здесь же находились ещё шесть человек, в том числе Оксана Челышева, правозащитница из Финляндии. О том, что случилось дальше, она уже спустя несколько минут написала в «Фейсбуке»: «Только что в Иманте лицами в черной форме и в масках был похищен Владимир Линдерман. Эти люди подъехали к остановке, повалили Линдермана на землю и волоком протащили к минибусу. Внутри сидели еще несколько человек. Все в масках. На автобусе не было идентификации полиции. Это произошло в 15.00».

Через некоторое время О. Челышева добавила к этому сообщению две короткие новости: «P.S. В 16.00 стало ясно, что так действует ПБ Латвии. Сейчас к нему едет Елена Квятковская (адвокат. – В.Г.). По адресу, где он живёт, идет обыск. Судя по имеющейся информации, маски-шоу организованы следственной группой по уголовному делу в связи с Родительским собранием, которое было организовано РСЛ (Русским союзом Латвии. – В.Г.) по поводу образования на русском языке. 

P.Р.S. Среди свидетелей похищения были и латыши. И люди, и те, кто стоял на остановке, и те, кто подбежали, крича, что надо вызывать полицию, были в шоке. Один сказал: «В 37-м хотя бы ночью забирали. А эти готовы что угодно сделать».

В. Линдермана задержали за его выступление на Вселатвийском родительском собрании, состоявшемся 31 марта. Более того, суд Видземского предместья Риги санкционировал его арест по подозрению в антигосударственной деятельности. Что же такого сказал В. Линдерман в своем выступлении на форуме? Вот самые важные фрагменты из его выступления:

«…Что происходит? Фактически русским жителям Латвии предъявлен ультиматум: или ассимилируйтесь, или убирайтесь из страны. Почему это сделано именно сейчас?.. По сути, мир находится в состоянии холодной войны между Россией и Западом, этим хотят воспользоваться латышские националисты и осуществить в таком мягком варианте этнические чистки, которые в мирное время невозможны. А сейчас это можно преподнести как заботу о государственной безопасности.

Напомню, когда Латвия получила независимость (в начале ХХ в. – В.Г.), здесь было три влиятельных общины. Было больше, но три влиятельных, которые не собирались ассимилировать своих детей: русская, еврейская и немецкая. Судьба немецкой и еврейской общин известны. И добровольно-принудительная депортация немцев, и убийства евреев стали возможны, потому что была война, соответствующая атмосфера… Сейчас так же хотят ликвидировать русское сообщество – не физически, это просто невозможно в нынешней ситуации, но низвести его до такого количества, когда оно просто превратится в музейно-фольклорное меньшинство. И конечно, уничтожение школы – это самое важное. Сегодня для латышских националистов очень благоприятный момент...

Следующий момент. Хочу развеять одну иллюзию, поскольку считаю ее ненужной и просто вредной. На сегодня мы имеем полное единство латышской власти и латышского народа в вопросе о русском образовании. Если есть 5-6-7 процентов латышей, которые не разделяют такой подход, то, во-первых, это мало, а во-вторых, эти люди распылены и политической силы, которая способна повлиять на ситуацию, не представляют. У меня самого есть приятели среди латышей – Виктор Авотиньш, Эйнар Граудиньш, Каспар Димитерс, которые не разделяют подход власти, но мы понимаем, что это меньшинство, которое не может повлиять на ситуацию...

Нужны новые методы. Парламентский метод захлебнулся. Принято решение, стопроцентно его подпишет президент... (закон был, действительно, подписан. – В.Г.)

Попытки решать вопрос через европейские, западные структуры… Я не против того, чтобы все это продолжать. Но это второстепенно... Они не будут вставать на нашу сторону: если не вставали столько лет, то почему должны встать сейчас? Тем более в обстановке холодной войны, когда само русское присутствие в Прибалтике рассматривается как присутствие пятой колонны...

Поэтому все, что нам остается, это создать для власти или, не боюсь этих слов, для латышского народа (не надо всей этой политкорректности) такие условия, при которых они бы сочли опасным продвижение вот этой реформы. Надо создать угрозу...

Дальше встает вопрос, каким образом эту угрозу создать. Идеальным был бы вариант очень многочисленной манифестации. Абсолютно мирной, но очень многочисленной... По крайней мере, счет должен идти на десятки тысяч...

Второе – постепенная радикализация протестов. Она сопряжена с определенными рисками, но она нужна. Я не призываю к чему-то такому ужасному, речь идет о мирных акциях гражданского неповиновения...

И я бы считал, что имеет смысл добиваться от России персональных санкций против тех, кто голосовал за ликвидацию школ, часть этих людей имеет интересы в России, политические в том числе. И нужно добиваться санкций против спонсоров этих партий... Тут Россия вполне может сделать какие-то серьезные движения».

Во всем выступлении В. Линдермана ни разу не прозвучала мысль о необходимости использования насилия в борьбе за сохранение образования на русском языке в Латвии. Ни разу! Само выступление – образец блестящего анализа политической и межнациональной ситуации в стране. Где в этом выступлении сокрыта мысль, которую можно трактовать, как призыв к деятельности, направленной против государства? В этом выступлении подобного призыва нет, сколько не ищи! Значит, мы имеем дело с политическими репрессиями против тех, кто отстаивает право иметь свою, отличную от государственной, точку зрения на развитие Латвии.

Утром 11 мая Татьяна Жданок дала Полиции безопасности показания по уголовному процессу о Вселатвийском родительском собрании. Допрос длился два часа. Следователь поинтересовался, кто является главным организатором протестов против школьной реформы. Жданок ответила: Шадурскис, министр образования и науки. Что же касается самих протестных акций, то их проведение в демократическом государстве, по ее мнению, абсолютно законно.

В этот же день сопредседатель Русского союза Латвии, евродепутат Мирослав Митрофанов взял на себя всю ответственность за организацию и проведение Вселатвийского родительского собрания и обещал продолжать массовые акции протеста против перевода образования на латышский язык. Он выразил готовность заменить находящихся под арестом Линдермана и Гапоненко, а также просить Европарламент об отмене своего депутатского иммунитета.

 

Прямо у стен Рижской центральной тюрьмы прошел митинг в поддержку политрепрессированных Александра Гапоненко и Владимира Линдермана

В заключение несколько выводов. Примеры необоснованного насилия и отказа в праве на свободу слова, которые продемонстрировала Полиция безопасности Латвии по отношению к А. Гапоненко, В. Линдерману, Е. Крюковой и в целом к участникам Вселатвийского родительского собрания 31 марта 2018 г., безусловно, объясняются в том числе и предстоящими в октябре очередными парламентскими выборами. Но внутриполитические причины необходимо увязывать с общей ситуацией в мире.

Латвия уже 27 лет находится в сфере политического влияния стран Запада, в первую очередь США, но при этом все еще остаётся в сфере информационного, культурного и образовательного влияния России. Пресловутая «реформа» министра образования и науки К. Шадурскиса нацелена именно на то, чтобы окончательно и бесповоротно устранить это влияние. Одновременно с начала года в латвийских банках по указке США радикально снижено присутствие финансовых средств от российских нерезидентов  (с 40% до 5%). На повестке дня – окончательный выход Латвии из российской энергосистемы и включение в единую энергосистему ЕС.

Понятно, что возможный отказ Латвии от «реформы» Шадурскиса в результате массовых акций протеста и, как следствие, её сохранение в сфере информационного, культурного и образовательного влияния России – не в интересах стран Запада во главе США, которые рассматривают Латвию как место возможного военного столкновения с Россией.

Этим главным образом и объясняется активность Полиции безопасности в отношении защитников русских школ. России и русским, живущим в Латвии, объявлена война. Пока только холодная.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии