Подготовлен доклад Уполномоченного по правам человека в ДНР за 2015 год

19.01.2016

Доклад Уполномоченного по правам человека в Донецкой народной республике за 2015 год  (далее – Доклад) представляет немалый интерес в силу специфического положения этой непризнанной республики. Почти два года республика жила в условиях боевых действий, когда официальные власти обеих  противодействующих сторон – Украины и самой республики – обвиняли друг друга в тяжелейших нарушениях прав человека.

Многочисленные нарушения прав человека в республике фиксировали и международные наблюдатели, причем с прямо противоположных позиций. Если наблюдатели ООН, европейских структур, ОБСЕ отмечали нарушения в основном со стороны властей, вооруженных формирований и правоохранительных органов ДНР (и лишь отчасти со стороны официальной Украины), то российские наблюдатели всю вину за нарушения прав человека возлагали на украинскую сторону.

В начале доклада автор - Уполномоченный по правам человека в ДНР Дарья Морозова -  формулирует возложенные на нее задачи: помимо общих положений, характерных для любых докладов о правах человека  («одна из форм оценки... состояния прав человека и его реагирования на факты нарушения прав и свобод человека и гражданина»; «доведение Уполномоченным по правам человека до населения, органов власти, общественности своей оценки состояния прав человека, привлечение их внимания к самим правовым проблемам, необходимости их соблюдения, обеспечения гарантий их защиты»), формулируются принципы взаимоотношений Уполномоченного и властей. В любом случае автор настаивает на независимости своей позиции: «Омбудсмен в Донецкой народной республике – не декларативный орган, существующий лишь на бумаге. Это жизнеспособный орган, который своим небольшим штатом сотрудников пытается на основе опыта других стран достичь высокой эффективности в сфере защиты прав человека».

Уже в самом начале Уполномоченный выражает удовлетворение осуществлением сотрудничества с властями и обозначает основные и вполне естественные проблемы республики: «Особо следует отметить уровень взаимодействия с главами районных администраций г. Донецка, в т.ч. по вопросам предоставления сведений о количестве и размещении вынужденных и временных переселенцев, а также выделения гуманитарной помощи». Вряд ли какие-либо другие проблемы в этот период могут выйти на первый план.

Особый интерес вызвала оценка Уполномоченным взаимодействия с правоохранительными и правоприменительными органами. Напомним, что и киевские власти, и европейские правозащитники многократно говорили о незаконных задержаниях людей в ДНР, о пытках, избиениях, убийствах.  Автор Доклада оценивает это взаимодействие позитивно. Мало того, она утверждает: «Значительная роль в выстраивании правоотношений и укреплении взаимодействия с Уполномоченным по правам человека по различным направлениям принадлежит и самим руководителям правоохранительных органов, действующих в республике, что подкрепляется также их личной позицией о необходимости вневедомственного контроля соблюдения прав человека в руководимых ими ведомствах».  Фактически Уполномоченный заявляет, что местные силовики заинтересованы в контроле их действий со стороны – поверить в это, разумеется, очень сложно. Вряд ли в какой-либо стране мира существуют такие идеалисты-силовики – тем более в ДНР, где очень сложная ситуация.  Впрочем, автор Доклада указывает, что «ему приходится оказывать содействие заявителям в защите прав человека, где в качестве нарушителей указываются именно названные органы». Мало того, Уполномоченный заявляет: «При осуществлении прокурорского надзора и принятия мер прокурорского реагирования по обращениям, направленным Уполномоченным по правам человека, сотрудники полиции были привлечены к дисциплинарной ответственности, а нарушенные права заявителей – восстановлены».

Одновременно автор Доклада ссылается на объективные сложности («институт Уполномоченного по правам человека возник только в апреле текущего года»). Есть и замечание по части правоохранительных органов: «В силу специфики многие подразделения МВД до сих пор закрыты для осуществления контроля соблюдения прав человека». Что означает понятие «специфика», не очень ясно: то ли речь идет о необходимой закрытости оперативных данных, то ли это критика правоохранителей, неправомочно скрывающих информацию. В любом случае, отмечает автор Доклада, «возможности реагирования Уполномоченного по правам человека на жалобы, например о пытках, бесчеловечном обращении и наказании, весьма ограничены». Само упоминание о жалобах на пытки и бесчеловечное обращение уже представляется очень важным (хотя и никак не раскрывается в дальнейшем). Однако в отличие от других Уполномоченных и на Украине, и в России Уполномоченному в ДНР надлежит решать проблемы региона, прежде всего, связанные не с некачественным строительством, обслуживанием в поликлиниках и пр., а связанные с жизнью людей, защитой их от пыток и казней, т.е. несравненно более сложные и ответственные. 

Впрочем, Уполномоченный сообщает: «Даже если факты удается доказать, то принять меры по их недопущению впредь также сложно. Нет законодательных механизмов».

Тем не менее автор Доклада указывает на вполне серьезные свои достижения – например, при ее непосредственном участии «была осуществлена передача 20 осужденных». Автор Доклада указывает на необходимость совершенствования такого взаимодействия, что понятно и представляется важным.

Третья глава Доклада посвящена взаимодействию с международными и общественными организациями. И тут, конечно, сразу возникает вопрос о характере взаимодействия с представителями ООН, ОБСЕ, европейских структур, которые занимают явно проукраинскую позицию. Однако Уполномоченный подтверждает, что такое взаимодействие имело место: «В рамках взаимодействия с международными организациями, такими как ООН, совместно проводится мониторинг разрушений объектов инфраструктуры в республике, а также координация работы гуманитарных организаций Международный комитет Красного Креста и Чешской гуманитарной организации «Человек в беде» по реализации проекта, направленного на оказание помощи наиболее пострадавшим гражданам республики в результате вооруженного конфликта». Ну и конечно отмечено взаимодействие с российскими организациями – хотя и очень осторожно, что понятно: в ситуации, когда Россию объявляют агрессором и основным источником военной помощи самопровозглашенной республике, связи с Россией официальные лица стараются не афишировать. Уполномоченный указывает только на помощь психологов из России: «В настоящий момент совместно с группой профессиональных психологов-волонтеров, прибывших из Российской Федерации, разработана программа по оказанию психологической помощи мирным жителям Донецкой Республики, пострадавшим от агрессии украинских силовиков».

Во втором разделе Доклада Уполномоченный анализирует заявления граждан. Список достижений тут представляется внушительным:

- предоставлены консультации и разъяснения гражданам в количестве 2903

человек;

- по телефонам «горячих» линий принято 3412 звонков, по которым

осуществлены консультации;

- осуществлен сбор информация о нарушениях прав человека в результате

военных действий со стороны ВСУ и добровольческих батальонов Украины

по 327 обращениям, из них по разрушениям – 190, ранениям – 137 (в т.ч. со

смертельным исходом – 3);

- осуществлено рассмотрение 486 электронных обращений.

Если считать, что Уполномоченный  работал без выходных, то несложные расчеты показывают, что он успевал в среднем давать консультации 13 гражданам в день по телефону и 12 гражданам лично (не считая электронных обращений).

Обратим внимание также на то, что жалобы на нарушения прав человека направлены только в адрес украинских силовиков, но не в адрес военных подразделений и силовых структур ДНР.

Интересна приведенная статистика жалоб и обращений граждан (всего их было более 8 тыс.) Все заявления, за очень небольшим исключением,  были рассмотрены.  Наибольшее количество жалоб связано с выплатой пенсий и социальных пособий и предоставлением жилья для временного проживания (1613 и 1806 соответственно), поиском пропавших без вести военнослужащих (850) и гражданских лиц (788), а также с вопросами прописки, жилищно-коммунальными проблемами и др.

Подавляющее большинство фактов нарушений прав человека оказалось связано с вопросами социального и гуманитарного характера, и не связано с нарушениями уголовного, гражданского права. Эти данные находятся в некотором противоречии с данными международных европейских организаций, указывающих на произвол местных военных и силовиков в отношении местного населения, подпадающий под уголовные и гражданские статьи.

Из обратившихся к Уполномоченному с жалобами больше всего пенсионеров (35,51%), вынужденных переселенцев (14,05%), матерей-одиночек и ветеранов (по 11%).

Далее в Докладе говорится о конкретной помощи, оказанной гражданам в разных сферах. Очень большую работу пришлось проводить по организации помощи вынужденным переселенцам, связанной с вывозом из горячих точек, расселением, обеспечением питанием, удовлетворением бытовых нужд и т.д. Так, из населенных пунктов ДНР с начала военного конфликта вывезено в Российскую Федерацию более 20 тыс. человек. Автор Доклада также указывает, что за оказанием помощи, связанной с переселением, в аппарат Уполномоченного обратилось 4155 человек, из них в 2014 году – 1236 человек; в 2015 году – 2919 человек.

Также Уполномоченный с сотрудниками своего аппарата занимался сбором, обработкой и анализом информации о пропавших без вести военнослужащих и гражданских лиц. Была организована работа «горячей» телефонной линии, на которую поступают звонки о пропавших без вести гражданских лицах и военнослужащих. Всего в электронном реестре зафиксировано 2442 человека.

Ну и конечно важнейшим видом деятельности Уполномоченного стал обмен военнопленными. В Докладе указано, что при непосредственном участии Уполномоченного по правам человека в ДНР была организована работа по обмену военнопленными между представителями Донецкой народной республики и украинской стороны. По состоянию на конец года украинской стороне передан 621 человек, а ДНР возвращен 601 человек.

Также сотрудниками аппарата Уполномоченного  были проведены работы по поиску пропавших без вести (как военных, так и гражданских лиц), в результате чего удалось  найти 30 человек из числа гражданского населения и 89 военнослужащих.

   Тяжелое впечатление производят цифры относительно гибели и ранения людей, сбором этих данных также занимался аппарат Уполномоченного. Так, с начала вооруженного конфликта в Донбассе погибло 3939 человек, среди которых 580 женщин и 3359 мужчин, в т.ч. 71 ребенок в возрасте до 18 лет. Более 6170 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести в результате ранений.

Тяжелое впечатление производят и масштабы разрушений. В ходе боев были разрушены более 10245 объектов инфраструктуры, среди них:

- 5720 жилых домов;

- 606 линий электропередачи и пунктов распределения электроэнергии;

- 152 объекта теплоснабжения;

- 34 объекта водоснабжения;

- 2669 объектов газоснабжения;

- 11 объектов в сфере водоотведения и канализационного хозяйства;

- 65 объектов здравоохранения;

- 385 школ и детских садов;

- 53 профессионально-технических учебных заведения;

- 49 высших учебных заведений;

- 22 объекта в сфере физической культуры и спорта;

- 50 объектов культуры;

- 95 объектов дорожно-транспортной инфраструктуры;

- 56 объектов промышленного производства;

- 88 торговых предприятий;

- 190 объектов других сфер деятельности.

Однако эти трагедии объясняются исключительно действиями Украины, как и вообще все нарушения прав человека в ДНР. Во всем Докладе не говорится ни об одном нарушении со стороны местных властей и правоохранителей.

В итоговой пятой главе Доклада  Уполномоченный ограничивается общими словами о необходимости реагировать на обращения граждан и о том, что все-таки имеют место факты нарушения, игнорирования и неуважительного отношения к правам человека.  Конкретные примеры так и не были приведены. Уполномоченный обещает бороться с нарушениями и совершенствовать работу своего аппарата.

Отметим при этом, что Доклад, похоже, вообще не подвергался даже первичному редактированию. Слова в докладе часто не разделены, синтаксис произвольный, есть ошибки в падежных окончаниях.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии