Палецкиса вернули в тюрьму

После двух лет, в течение которых он пользовался относительной свободой, судебные органы государства подтвердили свой приговор, вынесенный прошлым летом: шесть лет тюрьмы. По мнению литовских властей Палецкис занимался «шпионажем на Россию» – и за это теперь его наказывают. С точки зрения же самого Палецкиса, случившееся с ним – месть за то, что он проявил непозволительный интерес к событиям января 1991 года, имевшим место в Вильнюсе. К событиям, ставшим в Литве государствообразующим мифом, попытки деконструкции которого чреваты для покусившегося на него самыми плачевными последствиями.

История Палецкиса хорошо известна – и потому стоит напомнить о ней лишь вкратце. В 2010 году Альгирдас Палецкис, тогда лидер Социалистического народного фронта Литвы, выступая в телеэфире, сказал: «Свои стреляли в своих». Речь в телепередаче шла о событиях 11-12 января 1991 года, когда советские войска взяли под контроль телевизионную башню и другие узлы связи в Вильнюсе. В ходе тех событий погибло четырнадцать мирных жителей. Все эти жертвы в Литве записаны на счёт советских военных – что подтвердил и вердикт Вильнюсского окружного суда, вынесенный 27 марта 2021 года. Этим вердиктом 67 бывших советских военнослужащих (большей частью заочно) были осуждены на длительные сроки заключения.

Так что же тогда Палецкис имел в виду, делая своё нашумевшее заявление? По его словам, у него есть данные о том, что гибель людей могла стать результатом провокации, устроенной националистами, стрелявшими по «мирняку» с крыш – дабы разъярить литовское общество и настроить его против советской власти. «Имел в виду как раз то, что ещё до конца не выяснено, но выясняется: какие-то новые обстоятельства проявляются, люди, простые жители Вильнюса об этом говорят... Меня тогда осудили, дали штраф, но я продолжал своё расследование. Я писал книгу об этом и встречался в Москве с ветеранами тех событий с российской стороны, с бывшими военнослужащими. И тут в октябре 2018 года за мной пришли и предъявили обвинение в шпионаже в пользу России. Оказывается, есть такой новый вид шпионажа – исторический шпионаж: когда ты исследуешь исторические события, тебя могут осудить», – пояснял Палецкис.

Действительно, за неосторожные слова на него завели уголовное дело и, хотя суд первой инстанции его оправдал, под нажимом властей процесс возобновился. В 2012-м оппозиционера приговорили к крупному штрафу и постарались сделать его максимально «нерукопожатным» и «токсичным». Фактически сломали ему политическую карьеру, до той поры весьма успешную.

Потратив несколько лет на безуспешную борьбу, Палецкис оставил активную политику, с головой уйдя в частный бизнес и журналистику. Но в октябре 2018 года Альгирдаса схватили и бросили за решетку. Следующие семнадцать месяцев своей жизни он провёл в узилище – в настолько скверных условиях, что это серьёзно сказалось на его здоровье. Когда публике представили детали обвинения, выяснилось, что Палецкису вменяют поездки в Россию и встречи там с людьми, имевшими отношение к событиям января 1991-го. На этом основании литовская прокуратура обвинила Палецкиса в том, что он, действуя по заданию спецслужб РФ, «предположительно собирал информацию, интересовавшую российскую разведку». Сам он утверждал, что собирал данные для книги о событиях у телевышки – писать её он начал несколько лет назад.

В апреле 2020-го Палецкиса выпустили – под домашний арест, а затем и подписку о невыезде. Освобождению узника предшествовало обращение в его защиту группы «сигнаторов» (людей, подписавших 11 марта 1990 года Акт о восстановлении независимости Литвы). Инициатором воззвания, подписанного более чем 60 «сигнаторами», включая и членов Сейма, стал Эгидиюс Бичкаускас. Он подчеркнул, что деятельность Палецкиса ничего общего со «шпионажем» не имела. Обращение подписали представители как левого, так и правого политического спектра Литвы: Витянис Андрюкайтис, Чесловас Юршенас, Гедиминас Вагнорюс, Нийоле Ожелите, Мечис Лауринкус, Эмануэлис Зингерис и многие другие. Мало кто из них является сторонником Палецкиса – но они увидели, что предпринятые против него репрессии дискредитируют литовское государство.

С момента выхода из тюрьмы Альгирдас пользовался относительной свободой. «Насчет моего статуса: да, я сейчас нахожусь под домашним арестом, но он чуть-чуть расширен – могу передвигаться в пределах Вильнюса, но должен ночевать дома и не могу покинуть город», – пояснял оппозиционер. 27 июля 2021 года после нескольких отсрочек окружной суд Шауляя признал диссидента виновным и приговорил его к шести годам лишения свободы. Характерно, что второй фигурант по данному делу, бизнесмен Деймантас Бертаускас тем же судебным вердиктом от уголовной ответственности был освобожден. Такова оказалась его награда за то, что он дал показания на Палецкиса – полностью устроившие прокуратуру. Сам же Альгирдас Палецкис утверждал, что он нашел документ, свидетельствующий о том, что 10 октября 2018 года полиция задержала Бертаускаса за скачивание в интернете картинок с детской порнографией. «Не хотел человек в тюрьму, я его понимаю. Поэтому стал меня оговаривать и тайно сотрудничать со спецслужбистами и прокурорами», – объяснял оппозиционер. После оглашения приговора он не сразу вернулся в тюрьму, поскольку по закону имел право на апелляцию. И она, разумеется, была подана.

А пока апеляционный суд рассматривал суть вопроса, друзья и союзники Альгирдаса постарались поднять общественно-политическую «волну» в его защиту. Группа депутатов Европарламента и правозащитников обратилась к президенту Литовской Республики Гитанасу Науседе и призвала его остановить преследования Палецкиса.

Свои подписи под этим обращением поставили следующие депутаты Европарламента: Клэр Дэйли (Ирландия, «Левые»), Мик Уоллейс (Ирландия, «Левые»), Taтьяна Жданок (Латвия, «Зелёные»/EFA), Франсуа Альфонци (Франция, «Зелёные»/EFA), Фернандо Баррена Арза (Испания, «Левые»), Элеонора Эви («Зелёные»/EFA), Люк Минг Фланаган (Ирландия, «Левые»), Стелиос Кулоглу (Греция, «Левые»), Максимилиан Крах (Германия), Сандра Перейра (Португалия, «Левые»), Жоао Пимента Лопес (Португалия, «Левые»), Ману Пинеда (Испания, «Левые»), Мирослав Радачовски, (Словакия), Гельмут Шольц (Германия, «Левые»), Иван Вилибор Синчич (Хорватия), Яна Тоом (Эстония, «Обновление»). Также подписались и личности, не принадлежащие ни к одной политической партии: президент Международного бюро мира Рейнер Браун (Германия), директор Института межкультурных исследований, член Международного совета Всемирного социального форума Лео Габриэль (Австрия), президент Ассоциации правозащитников КАРАПАТАН Царина Мусни (Филиппины).

Отправленное ими послание гласило: «Этим письмом мы, депутаты Европарламента, выражаем глубокую обеспокоенность уголовным преследованием политика, журналиста и критика правительства Альгирдаса Палецкиса, приговорённого 27 июля 2021 года Шяуляйским районным судом к шести годам тюрьмы за "шпионаж". Журналистика-расследование не равносильна шпионажу, даже если её тема чувствительна для правительства. Презумпция невиновности была вопиюще нарушена начальниками полиции, прокуратуры и Департамента государственной безопасности – поскольку они во время печально известной пресс-конференции 19 декабря 2018 года в Вильнюсе совместно и публично обвинили Альгирдаса Палецкиса в "шпионаже" до завершения расследования или до того, как какой-либо суд пришел к какому-либо выводу. Обвинение против Палецкиса основано на показаниях исключительно одного свидетеля, который уязвим из-за другого возбуждённого против него уголовного дела».

Шяуляйский окружной суд, по мнению евродепутатов, по сути, скопировал свой вердикт по делу Палецкиса с текста обвинения, подготовленного прокурором Вилмой Видугирене. При этом суд отказался глубже проанализировать досье Палецкиса, полностью положившись на записки, поданные Департаментом государственной безопасности. «Досудебное содержание Альгирдаса Палецкиса в одиночной камере, длившееся 528 дней (семнадцать месяцев), нанесло серьёзный ущерб международной репутации Литвы – и мы искренне желаем избежать дальнейшего ухудшения ситуации. Литва, как государство-член Евросоюза, обязана уважать право на свободу выражения мнений, закреплённое в Хартии основных прав ЕС. Это право включает свободу придерживаться разных мнений, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственной власти и независимо от границ. Мы обеспокоены растущим влиянием служб безопасности на политический процесс в Прибалтике в последние годы. Это привело к произвольным задержаниям ряда журналистов, гражданских активистов и политиков, что в Евросоюзе недопустимо», – отметили подписанты. Литовские власти к их мнению, впрочем, прислушаться не пожелали…

Время, проведенное на свободе, Альгирдас Палецкис потратил на общественную, публицистическую и политическую деятельность – в частности, создал новое оппозиционное движение «Заря свободы».

Минувшей осенью и зимой в Вильнюсе состоялось несколько митингов в поддержку Палецкиса, другого активиста Алексея Грейчуса (также осужденного литовским судом за «шпионаж на Россию») и брошенного в тюрьму в Эстонии правозащитника Сергея Середенко.

«Это известные смелые общественные деятели, боровшиеся с вирусом русофобии. К счастью, у них сильный иммунитет, и сделать из них "больных" не получится. Не получится обмануть международное сообщество в попытке осудить упомянутых патриотов за "выполнение неустановленных задач неустановленных офицеров внешней разведки"», – иронически говорили участники данных митингов. Так или иначе, дальнейшая судьба Альгирдаса Палецкиса оставалась неясной на протяжении почти десяти месяцев – поскольку апелляционный суд несколько раз по разным причинам откладывал оглашение решения по делу бывшего главы Социалистического народного фронта Литвы. Последний раз такой перенос даты приговора произошел 2 мая – «в связи с болезнью одного из членов судебной коллегии».

Ещё до того, как стало известно о переносе заседания, Палецкис выступил с заявлением – сообщил, что готов ко всему. «Как мы будем реагировать, если решение суда окажется неблагоприятным? Как подтверждение того, что движение "Заря справедливости" находится на правильном пути. Борьба с коррумпированным, олигархическим марионеточным правительством должна была вызвать его реакцию. Система нас испугалась. Она боится всей правды о событиях 13 января 1991 года. Потому что мы пытаемся это выяснить. А мы разберёмся. Система также боится нашей правды о текущей внешней политике, толкающей нас к катастрофической войне. Мы будем бороться с правительством лжи повсюду. При необходимости – из тюремной камеры. За её пределами. Если что, ко мне тут же присоединятся десятки новых бойцов. Потому что расширяются ряды идейных людей на свободе – "Заря справедливости". Их уже никто не остановит. Наоборот, фашистские репрессии приведут нас только к ещё более ожесточенной борьбе. Только в борьбе с врагами Литвы мы проложим путь к новой, справедливой Литве», – подчеркнул политик.

6 мая апелляционный суд таки вынес свой вердикт. И он оказался беспощадным. Прошлогодний приговор Альгирдасу Палецкису остался неизменен – шесть лет тюрьмы. Таким образом, Палецкиса поставили перед перспективой вернуться в узилище и провести там ещё четыре с половиной года. Сам он в момент оглашения повторного приговора вёл в YouTube прямую трансляцию о том, что происходило в суде. А когда судебное заседание окончилось, объявил: «Я буду использовать созданные препятствия для ещё более острой борьбы с врагами литовского народа – для лучшего будущего людей Литвы. Наша команда сплочена, сконцентрирована – и привыкла к вызовам. Это вызов, который мы принимаем. Ждите ответа. Вы не можете посадить идею в тюрьму. Идея выйдет из стен любой камеры». Ответственность же за свои беды он возлагает на «режим ландсбергисов». Действительно, преемственность власти в постсоветской Литве несомненна – от экс-главы Верховного совета Витаутаса Ландсбергиса, при котором республика вышла из СССР, до его внука Габриэлюса, возглавляющего правящий «Союз отечества – Христианских демократов Литвы» и занимающего пост министра иностранных дел.

Оппозиционера взяли под стражу в тот момент, когда он обедал в кафе. Ему позволили доесть свой последний обед на свободе – Альгирдас при этом сохранял полное спокойствие и бесстрашно разговаривал с окружившими его полицейскими. В частности, он сказал им, что они служат «неонацистскому проамериканскому марионеточному режиму». Затем его отвезли домой, чтобы собрать вещи, а оттуда – в тюрьму на улице Расу. Вскоре после этого ему удалось передать весточку соратникам на волю – Альгирдас сообщал, что, похоже, визитеров ему разрешат принимать раз в неделю. Звонок возможен только один раз в день и всего пятнадцать минут. Зато пообещали не ограничивать в написании писем.

Узник подчеркнул: «Настроение хорошее, боевое. Чем в более трудные они, ландсбергисы, условия нас поставят, тем жёстче мы станем реагировать. У меня есть планы, как провести время здесь максимально эффективно: чтобы принести пользу нашей Идее и максимальный ущерб – системе ландсбергисов, марионеткам США в Литве. Жду встречи с вами, чтобы всё это обсудить и спланировать. А наша Идея – социальная справедливость и добрососедство. Понадобится много идейных людей, поэтому их сосредоточение сейчас - главная задача. Они появится, если наше движение будет действовать на основе "ядерной реакции", то есть если всегда будет "жарко" от смелых и мудрых инициатив, работы, неожиданных и нетрадиционных, но взвешенных шагов. Сейчас вам важно рассказать народу, как и почему будут космически расти цены на газ и электричество. Правительство пытается покрыть это временными компенсациями – что только продлит кризис…» Альгирдас обещает продолжать критиковать власти и из застенка…

«Столетие»

Другие статьи по теме

Последние новости

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии