Отставной калининградский военный может сесть в литовскую тюрьму

Отставной калининградский военный может сесть в литовскую тюрьмуВ Калининграде 11 апреля состоялся митинг в поддержку Юрия Меля, который спустя 23 года после службы в Вильнюсе оказался на нарах в Вильнюсском СИЗО «Лукишки». В настоящее время в отношении него избрана мера пресечения в виде ареста сроком на два месяца – его, по словам жены Надежды, обвиняют в преступлении против человечности по пяти статьям литовского Уголовного кодекса.

Как рассказала депутатам облдумы, представителям ветеранских организаций и политических движений региона Надежда Мель, после увольнения в запас в 2009 году ее муж очень часто ездил лечиться в Литву. Никто не предъявлял ему никаких претензий, тем более в совершении преступлений против человечности по пяти статьям. За последние годы он трижды получал шенгенские визы в Калининградском Литовском Генеральном консульстве. Юрий сочувствовал ветеранам-диабетикам, для которых достать в Калининграде нужные лекарства бывает проблематично. Особенно для больных сахарным диабетом (то же заболевание и у самого экс-военного). А в Литве те же средства в разы дешевле. И поэтому 12 марта Мель решил поехать в Литву, чтобы запастись жизненно необходимыми для его здоровья лекарствами.

«Благо подвернулась оказия, – говорит Надежда Мель. – Моя подружка Светлана предложила прокатиться на ее легковушке. Рано утром без всяких проблем проехали через погранпереход Советск–Панемуне. Затем доехали до Каунаса и целый день провели в городе. На обратном пути литовские пограничники стали мурыжить на пункте таможенного контроля вопросами, внимательно осматривая наши документы. После трехчасовой беседы Светлана отлучилась в туалет. По возвращении обнаружила, что Юрия в машине не оказалось. Она лишь увидела, как его скрутили и увезли в наручниках в сторону Вильнюса. Подруга тут же позвонила мне. Я забила тревогу и обратилась за помощью к депутату Государственной Думы России Андрею Колеснику. Затем в областную Думу, в Калининградское представительство МИДа, в Общественную приемную местного представительства ЛДПР, ее руководителю Александру Ветошкину. Попросила разобраться. Колесник поручил это своему помощнику Александру Самаркину. После длительных переговоров с посольством России в Литве выяснилось, что моего мужа обвиняют в том, что 13 января 1991 года он принимал участие в захвате объектов телевещания Вильнюсской телебашни. Я знаю, что мой муж выполнял приказы старших командиров, но его действия не привели к гибели или ранениям ни одного из участников тех событий. Все претензии, предъявляемые ему, на мой взгляд, беспочвенны и политизированы. Я считаю эти обвинения надуманными. Он не должен и не может преследоваться и обвиняться как военный преступник, враг народа и человечности».

Самаркин сказал, что на депутатский запрос его шефа посол России в Литве Александр Удальцов сообщил: «Гражданин России Ю.Н. Мель был задержан литовской Службой охраны государственной границы 12 марта с.г. на основании постановления Вильнюсского участкового суда от 10.06.2013 года по подозрению в совершении предусмотренных Уголовным кодексом Литвы «преступлений против человечности и военных преступлений» (ст. 100, 101, 103, 111, 112 УК Литовской Республики) в период его службы в рядах Советской армии на территории Литовской ССР. Ему в вину вменяется участие на стороне правительственных сил в событиях 13 января 1991 года у Вильнюсского телецентра (власти Литвы трактуют эти события как «советскую агрессию»). По указанным статьям предусматривается лишение свободы от пяти лет до пожизненного заключения».

Сразу же после задержания российского гражданина, продолжает Самаркин, удалось добиться от местных властей разрешения на встречу консула с арестованным в следственном изоляторе. Оперативно в МИД Литвы была направлена нота, в которой особое внимание литовских властей обращалось на наличие у Меля хронического заболевания. Также депутат потребовал обеспечить бывшего военнослужащего необходимыми медикаментами и наблюдением врачей (по имеющейся информации, это дало результат – Генпрокуратура Литвы поручила администрации следственного изолятора взять на контроль состояние здоровья Меля).

Со стороны посольства заключенному была оказана единовременная материальная помощь на приобретение предметов личной гигиены и телефонные переговоры.

24 марта Мель подписал договор об оказании юридических услуг с литовским адвокатом Кардановской, деятельность которой положительно оценивает Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Руководство фонда выразило готовность субсидировать защиту Меля. По предварительным подсчетам, только на стадии досудебного расследования размер гонорара может составить 10 тыс. евро. Вместе с тем, говорит Самаркин, «полагаем, что вопрос оплаты адвокатских услуг будет актуальным и в дальнейшем – в связи с неопределенной судебной перспективой».

С учетом предполагаемой политизированности дела и серьезности предъявленных обвинений посольство держит ситуацию на особом контроле, о ее развитии МИД России информируется в приоритетном порядке.

«Кроме этого, – говорит Самаркин, – о сложившейся ситуации с задержанием литовскими властями гражданина России Юрия Меля мы проинформировали и министра иностранных дел России Сергея Лаврова, генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайку. Мы попросили сообщить, когда было получено требование Генпрокуратуры Литовской Республики о задержании и выдаче литовской стороне подозреваемых и подлежащих задержанию лиц по уголовному делу против человечности, в частности гражданина Меля, сообщить, по какой причине или какие обстоятельства не позволили Генпрокуратуре своевременно известить подозреваемых о признании их таковыми. Также мы попросили выслать копию требования Генпрокуратуры Литовской Республики о задержании и выдаче литовской стороне подозреваемых и подлежащих задержанию лиц по этому уголовному делу. В общем, оказывается 10 июня 2013 года Меля заочно судили, и литовские власти почему-то не посчитали нужным оповестить об этом. Дело шито белыми нитками».

«Удивляет и другое, – говорит лидер калининградских эсэров из депутатской фракции «Справедливой России» в Калининградской областной Думе Павел Федоров. – Вильнюсский городской суд без участия Юрия Меля вынес определение в его адрес, даже официально не уведомив. Все эти юридические измышления суда от 10 июня 2013 года, по моему мнению, являются бредом, так как государства Литвы 13 января 1991 года еще не существовало, и мировым сообществом оно не было признано. Такое же мнение на заседании Общественной палаты выразил Александр Ветошкин. К сожалению, Юрий Мель среди наших соотечественников не одинок, он всего лишь жертва судебного произвола. Это событие непосредственно связано с политическим кризисом в Украине. Непонятно, почему именно в последнее время вдруг литовская Генпрокуратура пытается переписать историю. А теперь обнародовала список, состоящий из 80 человек, и объявила граждан России, служивших в Литве, в международный розыск – как раз накануне президентских выборов в Литве. Поэтому нами принято решение о проведении в Калининграде бессрочных акций протеста с призывом бойкотирования литовских товаров, продуктов питания, литовских виз. Мы призываем к отказу от деловых и туристических поездок на территорию Литовской Республики».

Накануне митинга у Литовского консульства депутат областной Думы, член президиума «Гражданской платформы» Соломон Гинзбург отказался от участия в мероприятии. «Я прекрасно понимаю, что Юрия Меля пытаются в Литве сделать козлом отпущения за грехи советской партийной номенклатуры, – сказал «НГ» депутат. – Но добиться его освобождения нужно не путем митингов, а дипломатическим мирным способом, как это пытается сделать депутат Госдумы из «Единой России» Андрей Колесник. Общественной блокадой Литовского консульства в Калининграде проблему вызволения из СИЗО невинно попавшего под раздачу человека во время дипломатической войны не решить, а можно лишь только еще более усугубить и разозлить литовских чиновников. Не буду скрывать, сегодня многие калининградские олигархи, политики, включая нынешних депутатов региональной областной Думы и карманных журналистов, опасаются угодить в черный список литовских властей. И их может постигнуть судьба якобы «мятежного» полковника».

Митинг в Калининграде у Литовского генконсульства состоялся и наделал много шума. В нем приняли участие около 20 общественных организаций, включая активистов «Справедливой России», «Единой России» и ЛДПР – всего около 300 человек. На митинге была зачитана петиция в адрес литовского президента, Сейма и генконсула Литвы в Калининграде с требованием освободить из-под стражи Меля. Сотрудникам Литовского консульства митингующих пообещали проводить акции протеста в регулярном режиме до тех пор, пока литовские власти не выполнят все требования и перестанут нагнетать отношения между странами. Никто из сотрудников консульства к митингующим так и не вышел, чтобы забрать это обращение. Резолюцию митинга решено было отправить по соответствующим адресам – по факсу и электронной почте.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии