Общественная палата РФ подготовила доклад о состоянии гражданского общества

13.02.2023

Ежегодно по итогам года в целях обозначения и анализа наиболее значимых общественных тенденций Общественная палата Российской Федерации готовит доклад о состоянии гражданского общества, один из разделов которого посвящен итогам деятельности институтов российского гражданского общества на международной арене, в том числе, работе по защите прав и законных интересов наших соотечественников за рубежом.

Постепенно, благодаря расширению роли гражданского общества, развитию горизонтальных связей и формированию сетевых социальных структур, увеличивалось количество контактов, что во многом было вызвано разными аспектами глобализации и цифровизации. Это позволило некоммерческим организациям и общественным объединениям занять собственную нишу в международных отношениях, которую традиционная дипломатия, во многом снисходительно, называла «дипломатией вторых треков».

Начало острой фазы конфликта на Донбассе ознаменовало собой кардинальные изменения в системе международных отношений, происходившие на протяжении последних десятилетий в неявном формате. Именно готовность и скорость реакции стран Запада по введению различного рода санкций и рестрикций в отношении России, а также осуждения действий нашей страны, решившей защищать свои национальные интересы, продемонстрировали серьезные противоречия между Россией и странами Запада.

Этот кризис коснулся практически каждого гражданина России, российских соотечественников за рубежом, а также еще недавних зарубежных партнеров и друзей России, которые ощутили беспрецедентное давление с целью прекращения любого вида взаимодействия с нашей страной, иностранный бизнес стал массово уходить из России, научные и университетские связи оказались под запретом, российским артистам стали отказывать в гастролях за рубежом, а российских спортсменов стали исключать из международных соревнований. В связи со сложной международной обстановкой вокруг российского спорта в 2022 году спортивные общественные организации России, такие как Национальная лига художественной гимнастики, организации по водным видам спорта, проводили международные соревнования с широким участием иностранных спортсменов на территории России. Ввиду транспортных и визовых ограничений, введенных в отношении российских граждан, оказались затруднены туристические и деловые поездки россиян. Россияне в одночасье оказались в другой реальности, атмосфере враждебности, недоверия и подозрительности и почувствовали необходимость перестраивать свои отношения с миром, искать партнеров уже не в Европе, а в Азии, Африке и Латинской Америке.

Несмотря на условия общего спада взаимоотношений, некоторые представители гражданского общества в странах Запада сочли для себя возможным продолжать диалог и сотрудничество, если не на официальном, то на персональном уровне. Что касается остального мира, то отношения на уровне институтов гражданского общества, общественных объединений, профессиональных сообществ не прекращались, а по некоторым направлениям — были усилены.

В сентябре 2022 года в России была принята Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, которая уделяет особое внимание развитию человеческого капитала, укреплению международных отношений в области культуры, науки, образования, спорта, туризма, а также защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, продвижению русского языка и русской культуры за рубежом, сохранению исторического и культурного наследия, поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, активизации межкультурного и межрелигиозного диалога.

В своей работе на международном направлении Общественная палата опирается напринципы Концепции гуманитарной политики и демонстрирует возможности успешного партнерства с институтами гражданского общества и некоммерческими организациями зарубежных стран и реализации совместных проектов.

2022 год для России стал одним из самых сложных за прошедшее десятилетие в сфере международного сотрудничества, существенной трансформации подверглись многие межгосударственные и экономические отношения, были прерваны культурные, спортивные, научные связи с рядом стран. В то же время множество беспрецедентных событий, происходящих вокруг России, а также проблемы, вызванные ими, способствовали консолидации граждан, активизации совместных усилий государства и общества по многим направлениям, одним из которых стала народная дипломатия.


6.2

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА — ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

В РАМКАХ СВОЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА СТОЛКНУЛАСЬ С АНГАЖИРОВАННЫМИ РЕШЕНИЯМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР ВЕДУЩИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ДВАЖДЫ РОССИЙСКИЕ ОБЩЕСТВЕННИКИ НЕ БЫЛИ ДОПУЩЕНЫ К УЧАСТИЮ В РЕГУЛЯРНЫХ ФОРМАТАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ) ПО ПРАВОЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ИЗМЕРЕНИЮ, ТРАДИЦИОННО ЯВЛЯЮЩИХСЯ ПЛОЩАДКОЙ ДЛЯ НЕПОЛИТИЗИРОВАННОГО ДИАЛОГА ВСЕХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН. ЧЛЕНЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ТАКЖЕ ПОЛУЧИЛИ ОТКАЗ В УЧАСТИИ В КАЧЕСТВЕ СПИКЕРОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО СВОБОДЕ СЛОВА, ПРОВОДИМОЙ ЮНЕСКО, И В ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТНЫХ ПАНЕЛЕЙ В РАМКАХ ФОРУМА ПО УПРАВЛЕНИЮ ИНТЕРНЕТОМ ООН.

С другой стороны, свидетельства представителей российского гражданского общества были востребованы на высокой трибуне Совета Безопасности ООН, где на заседании по формуле Аррии был озвучен доклад, посвященный причинам кризиса на Украине, а также в рамках конференции представителей третьего сектора под эгидой Шанхайской организации сотрудничества.

Показательным и успешным примером общественной дипломатии стал один из ключевых треков международной деятельности Общественной палаты в 2022 году — взаимодействие по линии Международной ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭСССИ).

В октябре 2021 года Общественная палата была избрана председателем этой организации, которая объединяет организованные институты гражданского общества из 75 стран. Тема двухлетнего председательства Общественной палаты в Ассоциации — «Жизнь в онлайн-эпоху: новые вызовы и поиск решений».

После начала специальной военной операции, несмотря на неполитизированный формат взаимодействия в рамках МАЭСССИ, 12 советов из Евросоюза по инициативе французской стороны приостановили свое членство в Ассоциации на период до заседания Генеральной Ассамблеи МАЭСССИ, запланированной на июнь.

В ходе заседания Генеральной Ассамблеи МАЭСССИ, прошедшего в июне 2022 года в Афинах, экономические и социальные советы Испании, Франции, Португалии и Украины, выразив желание отстранить Общественную палату от председательства в Ассоциации, но не найдя юридических оснований для этого, призвали Общественную палату добровольно уйти с поста председателя. Эта инициатива не нашла поддержки у членов Ассоциации, которые выступили за продолжение всестороннего диалога на площадке МАЭСССИ. На заседании было принято решение, что следующее заседание Генеральной Ассамблеи МАЭСССИ состоится в октябре 2023 года в Москве.

Общественная палата продолжает выполнять повестку председательства, понимая при этом, что далеко не все партнеры по МАЭСССИ готовы и далее сотрудничать в духе взаимоуважения и реализации практической повестки по социальным вопросам. На протяжении 2022 года в рамках председательства в Ассоциации Общественная палата вела работу по подготовке нового проекта Устава МАЭСССИ и успешно провела ряд запланированных мероприятий

В частности, в качестве председателя МАЭСССИ делегация Общественной палаты приняла участие в Генеральной Ассамблее Союза экономических и социальных советов стран Африки (UCESA), которая состоялась в октябре 2022 года в Рабате, Марокко. На полях Генеральной Ассамблеи российская делегация провела двусторонние встречи с коллегами из Бенина, Камеруна, Мадагаскара, Сенегала, ЦАР, Чада и ЮАР для налаживания международных связей с целью дальнейшей консолидации общественных институтов России и стран Африканского континента.

В условиях глобальных геополитических изменений особую роль приобретает международное сотрудничество по линии религиозных организаций. Представители традиционных мировых религий являются значимыми акторами межцивилизационного диалога, обладая огромным потенциалом, прежде всего связанным с доверительными отношениями между единоверцами из разных стран. Как следствие, религиозный фактор способен эффективно устранять нежелательные тенденции в международных отношениях, воздействуя на политические, социоэкономические и гуманитарные процессы. Подтверждением высокой роли религиозных организаций в международном диалоге стало участие членов Общественной палаты во встрече религиозных лидеров в Индонезии в рамках «Большой двадцатки» в ноябре 2022 года с выступлением о роли религий в миротворчестве и борьбе с искоренением исламофобии и религиофобии.

На повестке также интенсификация работы представителей российских религиозных институтов в различных форматах по линии Организации исламского сотрудничества, расширение и укрепление сотрудничества буддистских организаций России и стран Азии, в частности в рамках действующей Азиатской буддийской конференции за мир.

Еще одним направлением общественной дипломатии и широким полем для межстранового взаимодействия на уровне гражданского общества в прошедшем году стало наблюдение за выборами и референдумами. Обладая десятилетним опытом в области организации общественного мониторинга электоральных процессов в России и за рубежом, в 2022 году Общественная палата при поддержке МИД России инициировала направление собственных наблюдательных миссий в те страны, где это позволяет местное законодательство. Наблюдение за выборами в зарубежных странах направлено на обеспечение прозрачности и законности избирательного процесса. Кроме того, международные наблюдательные миссии позволяют осуществлять обмен опытом, лучшими практиками правоприменения в сфере контроля за выборами.

Международное наблюдение за выборами за рубежом реализуется в формате развертывания наблюдательных миссий Общественной палаты. Члены миссий получают статус международных наблюдателей. Учитывая географию наблюдательных миссий, членами Общественной палаты накоплен обширный опыт и богатая экспертиза в области электоральных практик и технологий.

В 2022 году наблюдательные миссии Общественной палаты работали на выборах различного уровня в Абхазии, Сербии, Южной Осетии, Ливане, Республике Конго, Сенегале, Кении, Анголе, Непале и Тунисе.

В рамках наблюдательных миссий проводятся встречи с местными официальными лицами, представителями органов власти и избирательных комиссий, политических организаций и партий, гражданского общества, парламентариями и экспертами.

Для России, занимающей первое место в мире по протяженности границ и количеству граничащих с ней стран, большое значение имеет приграничное сотрудничество с зарубежными государствами.

В 2020 году Правительством Российской Федерации утверждена Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации233, в общих положениях которой сказано, что приграничное сотрудничество направлено на установление и развитие конструктивного диалога между субъектами приграничного сотрудничества Российской Федерации и ее соседей234.

Успешно развивавшееся не только на государственном уровне, но и на уровне городских и сельских сообществ, региональных, муниципальных и территориальных образований приграничное сотрудничество в 2022 году существенно осложнилось, а где-то и вовсе прекратилось. Эта проблема стала предметом обсуждения в ходе ряда тематических дискуссий, инициированных Общественной палатой, в том числе на площадках форумов «Сообщество».

Традиционно приоритетным направлением взаимодействия для России является укрепление связей с коллегами из стран постсоветского пространства. Тесные рабочие связи с Гражданским Альянсом Казахстана, налаживание контактов с неправительственными организациями Узбекистана, встречи с представителями гражданского общества Литвы, Приднестровской Молдавской Республики, создание Координационного совета по укреплению российско-белорусской дружбы — результаты работы прошедшего года под эгидой Общественной палаты.

АКТИВИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОССИЙСКИМИ СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ ЗА РУБЕЖОМ

ВАЖНОЙ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОСТОЯННО УСИЛИВАЮЩЕЕСЯ ВНИМАНИЕ К РОССИЙСКИМ СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ ЗА РУБЕЖОМ. ТОЛЬКО ПО ОЦЕНКАМ, ДАННЫМ ООН В 2021 ГОДУ, БОЛЕЕ 11 МИЛЛИОНОВ СОГРАЖДАН НАХОДЯТСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГРАНИЦ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПО ДРУГИМ ЭКСПЕРТНЫМ ОЦЕНКАМ ИХ КОЛИЧЕСТВО ПРЕВЫШАЕТ 25 МИЛЛИОНОВ. СОБЫТИЯ 2022 ГОДА УБЕДИТЕЛЬНО ПОКАЗАЛИ, ЧТО ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ И ТРЕБУЕТ КОНСОЛИДАЦИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ УСИЛИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА236.

В соответствии с задачами, поставленными Президентом России, неоднократно поднимавшим тему развития и укрепления взаимодействия России с соотечественниками в посланиях Федеральному собранию, за последние годы была проделана большая работа по развитию законодательства и укреплению связей с соотечественниками за рубежом, общественными организациями и объединениями, которые они создают в странах проживания. Активное участие в этой работе приняли институты гражданского общества и российские некоммерческие организации.

Эта работа не только касалась расширения и поддержки сотрудничества, реализации культурных и гуманитарных проектов, но и проводилась по широкому спектру проблемных вопросов, среди которых были такие темы, как обеспечение безопасности, равных прав с гражданами стран пребывания на участие в общественной и политической жизни, вопросы расширения доступа к образованию и реализации трудовой деятельности, обеспечение права на сохранение самобытности и общения на родном языке, изучения историко-культурного наследия и многое другое. Прошедшие годы показали, что без непосредственной помощи государства и институтов гражданского общества в ряде ситуаций отстоять свои права соотечественникам было бы очень сложно.

В целях расширения поддержки соотечественников в марте 2022 года в Государственную Думу России был внесен законопроект о признании соотечественниками всех, кто владеет русским языком237. Законопроектом предлагается новая редакция определения «соотечественник». В соответствии с ней соотечественниками признаются лица, владеющие русским как государственным языком Российской Федерации и относящиеся к народам, исторически проживающим на территории России, и те, чьи прямые предки родились или проживали на территории страны. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что уточнение понятия «соотечественник» в новом варианте закона позволит использовать его в реализации прав соотечественников, предусмотренных соответствующими федеральными законами238 в соответствии с частью 3 статьи 69 Конституции Российской Федерации239.

Деятельность российских соотечественников по продвижению русской культуры — создание школ и кружков для детей, курсов русского языка, культурных центров, балетных школ, газет — является объединительной для выходцев из всех стран бывшего Советского Союза, а также для местного населения, желающего узнать больше о России. Однако с началом специальной военной операции поле возможностей для реализации подобных проектов, особенно в странах Европы, значительно сократилось. В ряде ситуаций российские соотечественники стали сталкиваться с прямыми оскорблениями и дискриминацией при бездействии местных органов власти.

По этой причине в июне 2022 года при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации Ассоциацией юристов России совместно с корпорацией «Синергия» в рамках международного гуманитарного проекта «За права соотечественников» была создана цифровая платформа pravanashih.com, которая стала единым окном для обращения граждан и позволила нашим соотечественникам получить всю необходимую информацию по правовой защите и помощь в юридических вопросах, а также психологическую поддержку.

Общественная палата Российской Федерации со своей стороны также усилила работу в этом направлении, организовав проведение в течение года очных встреч с соотечественниками, проживающими в Республике Конго, Сенегале, Греции, Ливане, Непале, и онлайн-конференций с членами Координационных советов организаций российских соотечественников по всему миру совместно с Фондом поддержки и защиты прав соотечественников. В ходе встреч члены Общественной палаты доносили информацию о противодействии «культуре отмены», инициативах и законопроектах, обсуждающихся в России и касающихся защиты прав соотечественников, о российских ресурсах, созданных для помощи и поддержки соотечественников за рубежом, о правилах подачи заявок в Фонд президентских грантов и Президентский фонд культурных инициатив на реализацию проектов по развитию и укреплению международного взаимодействия в гуманитарной и культурной сферах.

Одним из итогов прошедших обсуждений стал запуск в марте 2022 года собственной горячей линии Общественной палаты, на которую соотечественники могут сообщить обо всех фактах притеснений, связанных с их национальностью, языком или политическими взглядами


Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии