О положении русских в Эстонии в преддверии парламентских выборов

звестная в Эстонии общественный деятель, член объединения «Русская школа Эстонии» и эксперт независимого аналитического центра «Евроэксперт» Алиса Блинцова - о положении русских жителей Эстонии накануне выборов в парламент (Рийгикогу).

Парламентские выборы в Эстонии пройдут 3 марта 2019 года.

Сегрегация

Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью в Совете Европы в общеполитической рекомендации №7, пункт 16, определила понятие сегрегации и обязательный ее признак — принудительность подобного разделения.

С момента восстановления Эстонской Республики принятым «Законом о гражданстве» люди, проживающие в Эстонии, были принудительно разделены на тех, кто имеет право на гражданство, и на тех, кто не имеет. Это произошло в связи с тем, что в 1992 году Эстония нарушила условие по выходу из СССР, в соответствии с которым всем постоянно проживающим на тот момент на территории Эстонии жителям должно было быть предоставлено эстонское гражданство.

Ни одна из парламентских партий не предлагает решить вопрос сегрегации населения Эстонии. Более того, все эти партии были «родителями» этой сегрегации и дискриминационных законов. Несмотря на то, что Эстония объявила себя демократическим государством, демократия распространяется лишь на эстонскую часть населения, — поэтому и выборы, проходящие в Эстонии, всегда проходят в пользу эстонских националистических партий.

Языковая «инквизиция»

По мнению правозащитников из известной международной правозащитной организации Amnesty International, деятельность эстонской Языковой инспекции вступает в противоречие с общепризнанными нормами, прописанными во Всеобщей декларации прав человека ООН. Представители организации еще в 2007 году назвали эстонское языковое ведомство «карательным органом».

Треть населения Эстонии искусственно лишена языковых прав. Использование русского языка, на котором говорит огромная часть населения Эстонии, насильно ограничивает «Закон о языке», который дает специально созданной Языковой инспекции право осуществлять государственный надзор.

Закон позволяет Языковой инспекции отзывать свидетельства о владении языком, направлять на новую сдачу экзамена, выписывать серьезные штрафы, требовать увольнения из-за недостаточного владения эстонским языком, — и распространяется не только на служащих государственных и общественных организаций, но и на работников частных бизнес-структур и физических лиц. 

Безгражданство

По состоянию на 1 января при общей численности населения в 1,3 миллиона человек в Эстонии проживают более 76 тысяч неграждан, не имеющих права голоса на парламентских выборах, и около 89 тысяч граждан России.

Ни одна из политических парламентских партий не предлагает изменить политику гражданства. За 26 лет существования Эстонии подход оставался неизменен — все, чьи предки не жили на территории республики до 1940 года, не попадают в «элитарную» группу, даже те, кто родился и живет здесь не в первом поколении.

Эстонская элита очень заботится о том, чтобы оставаться закрытой группой. Можно заслужить право стать частью этой элиты, однако и это не дает полных прав. Закон предоставляет возможность натурализации путем сдачи экзаменов на знание эстонского языка, знание Конституции и истории Эстонии. 

Ликвидация русского образования

В Эстонии действуют 74 средние школы, в которых можно получить образование на русском языке, но их число с каждым годом сокращается. При этом в русских школах обучаются более 20% всех учащихся страны.

Законы и Конституция Эстонии разрешают русским иметь образование на родном языке. Однако при принятии решений власти всегда руководствуются исключительно преамбулой Конституции, в которой сказано, что Эстонская Республика создана с целью обеспечить сохранность эстонской нации, языка и культуры на века.

Основная «кузница русских» - это школы с обучением на русским языке. Ведь национальная идентичность в большей мере развивается в школе. Соответственно, и главной атакой националистов уже много выборов подряд являются русские школы. В отношении русских школ националисты не гнушаются даже пожертвовать своей Конституцией, которая говорит о том, что школа сама выбирает язык обучения и решающее слово остается за родителями.

При этом русские уже сегодня учатся в гимназии по единым программам, утверждённым Министерством образования и науки, по системе 60:40, где 60 процентов учебного времени — обучение на эстонском языке.

В связи с выборами у некоторых политических партий и даже официальных лиц снова появилось желание поспекулировать на тему образования на русском языке.

Последняя нашумевшая кампания новой партии «Эстонии 200», 7 января, в Православное Рождество — появление около трамвайной остановки Хобуяама плакатов, призывающих пассажиров в общественном транспорте группироваться по национальностям, русские и эстонцы отдельно, вызвала ряд негативных эмоций.

Помимо того, что эта предвыборная реклама была оскорбительна по содержанию с намеком на Америку в ее период деления на места для черных и белых в общественном транспорте, она была еще и противозаконна по сути, так как в Эстонии сейчас есть места для эстонцев и русских: есть русские школы, есть русские детские сады. Но все это предлагается ликвидировать во благо эстонской общины.

Уничтожение образования на русском языке станет настоящей катастрофой, так как не все дети могут осилить двойную нагрузку, что несомненно, не только снизит успеваемость у большей части школьников, но и приведет к полной потери идентичности.

Примечательно, что все эстонские парламентские партии по разному видят продолжение политики дискриминации русскоязычной общины, но все согласны в одном, Эстония — это государство только для эстонцев. 

Некоторые предлагают высылать русских из Эстонии чуть ли не в вагонах, а другие предлагают более мягкий вариант — сделать из русских эстонцев. Достаточно распространенная идея: «Ты русский и тебя дискриминируют? Значит надо стать эстонцем!» 

Напомню, что русскоязычных  в Эстонии, по разным подсчетам, от 25 до 35% от общего количества жителей страны. Ни одно из эстонских министерств не имеет долю русскоязычных работников, равную доли русского национального меньшинства Эстонии. Средний показатель по всем министерствам — 3,1 процента. Русские в Эстонии работают, в основном, на промышленных объектах, в сфере обслуживания, торговле, общественном питании.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии