О новом Докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека о соблюдении прав человека на Украине

17.10.2014

Мониторинговая миссия Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) опубликовала очередной доклад о соблюдении прав человека на Украине. Доклад охватывает период с 18 августа по 16 сентября и является уже шестым по счету.

Московское бюро по правам человека уже неоднократно проводило анализ этих регулярных докладов, каждый раз отмечая, что доклады не лишены предвзятости и поддерживают скорее сторону официальной Украины. Вместе с тем мы настаивали, что в докладах есть и попытки объективного освещения хода событий, когда в отчетах ООН украинские военные тоже обвинялись в преступлениях.

Последний доклад отличается не большей тенденциозностью, чем все прочие.  Главная претензия к нему состоит в том, что в доклад не вошло упоминание о самом скандальном и трагическом известии последнего времени – об обнаруженных в сентябре под Донецком массовых захоронениях мирных жителей.

Напомним, что в конце сентября ополченцы обнаружили под Донецком несколько захоронений, где, по словам местных жителей, покоятся убитые украинскими силовиками гражданские лица (по данным СМИ, сейчас в моргах Донецка находятся более 400 неопознанных тел). Эксперты ДНР установили, что обнаруженные здесь люди были убиты выстрелом в голову с близкого расстояния. Представители ополчения считают, что убийства мирных жителей — дело рук бойцов Национальной гвардии Украины: украинские силовики находились в населенном пункте Нижняя Крынка с апреля текущего года и ушли оттуда 21 сентября; также в этом районе действовал добровольческий батальон «Айдар».

В МИД России считают, что «есть очень серьезные признаки» полагать, что к убийствам мирных жителей могут быть причастны силовики Нацгвардии. В Киеве это отрицают. Представитель Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Лысенко сообщил, что в этом месте «ни один боец Национальной гвардии никогда не находился», но были другие подразделения силовиков.

Российские дипломаты пообещали добиваться участия международных организаций в расследовании этой трагедии, а глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая призвала вмешаться Гаагский трибунал. Проверку по этому поводу начал Следственный комитет РФ, уже расследующий в рамках уголовного дела военные преступления на юго-востоке Украины.

МИД России потребовал от УВКПЧ отреагировать на эту находку, провести независимую экспертизу, что и было обещано сделать. Однако в доклад эта история так и не попала, в связи с чем российское внешнеполитическое ведомство назвало его необъективным, как, впрочем, и все предыдущие аналогичные доклады.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, который лично посетил Донбасс в составе комиссии зарубежных правозащитников и экспертов, также полагает, что доклад ООН не соответствует реальной картине происходящего в охваченном войной регионе: «Обходят авторы стороной и вопрос о захоронениях мирных граждан, которых перед смертью пытали. Не говорится, почему это происходило, тогда как нам удалось выяснить, что Нацгвардия и военизированные батальоны сознательно выискивали противников режима Порошенко, пророссийских сторонников, помощников ополчения и уничтожали их». Одновременно А.Брод приводит и другие аргументы, отрицая объективность доклада: «В последнем докладе есть упоминания о нарушении прав человека, признаются отдельные факты, но тем не менее многие свидетельства уничтожения мирных жителей, бомбардировки больниц, детсадов, объектов жизнеобеспечения освещены не были… Не говорится о том, что если бы ни гуманитарная помощь России, то население просто умерло бы без воды и медикаментов».

Впрочем, член Совета при Президенте РФ по правам человека и развитию гражданского общества Максим Шевченко, который также неоднократно посещал Донбасс, полагает, что отсутствие в докладе информации о захоронениях может быть связано с намерением выяснить больше обстоятельств и не выступать с голословными заявлениями: «В данном случае, вероятно, эксперты ООН не включили это в доклад, чтобы не дискредитировать основную часть доклада. Речь в нем идет об артиллерийских обстрелах городов киевскими войсками. Вопрос с захоронениями нужно дополнительно исследовать».

Отчасти М.Шевченко прав: только после тщательного исследования можно прийти к каким-то конкретным выводам о случившемся и о виновниках трагедии. Но все же это не повод вовсе не упоминать о захоронениях – мы имеем дело с чрезвычайно важным и трагическим эпизодом войны.

Ранее официальный представитель ООН Стефан Дужаррик заявил, что тема массовых захоронений под Донецком будет затронута в докладе ООН по правам человека на Украине. Предположительно, именно из-за данного вопроса выпуск документа перенесли с 3 на 8 октября.

Но российские дипломаты в любом случае восприняли доклад как тенденциозный. МИД России, как и раньше, не увидел объективного подхода и непредвзятых оценок происходящего на Украине – об этом говорится в комментарии официального представителя российского внешнеполитического ведомства Александра Лукашевича, который констатировал, что говорить о непредвзятости западных партнеров пока не приходится: «К сожалению, мы не видим объективного подхода и непредвзятых оценок происходящего на Украине со стороны авторов такого документа (доклада миссии Управления Верховного комиссара ООН по правам человека)… Авторы документа продолжают избирательно использовать информацию и на базе этой информации делать весьма ангажированные выводы».

Аналогичную позицию продемонстрировали в Думе. Глава думского комитета по делам СНГ Леонид Слуцкий заявил, что Запад продолжает закрывать глаза на необратимые процессы, происходящие на Украине, и отказывается давать объективную оценку страшным событиям, намеренно замалчивая информацию о них. Об этом, заявил Л.Слуцкий, может свидетельствовать последний доклад ООН по ситуации на Украине, составители которого не посчитали нужным затронуть тему массовых захоронений, найденных в Донецкой области.

Впрочем, российские правозащитники отмечают, что доклад не так плох. Тот же Максим Шевченко считает положительным то, что в доклад вошли другие серьезные свидетельства нарушения прав человека: «Огромной политической победой, победой правозащитников стало то, что в доклад попали сведения об артиллерийских обстрелах, которые ведут войска, подконтрольные Киеву. Раньше Запад просто закрывал глаза на массовые убийства гражданского населения, хотя это фиксируется достаточно легко. Известны школы, больницы, в которые попадали снаряды, известно, где совершались убийства гражданских лиц».

Однако в МИД России также подчеркнули, что ряд положений доклада частично отражает тревожную ситуацию в стране, при всей его тенденциозности. Как отметил А.Лукашевич, это, прежде всего, свидетельства о массовых нарушениях международного гуманитарного права и прав человека со стороны украинских вооруженных сил и наемнических батальонов, таких как «Айдар», «Азов», «Днепр», «Киев-1» и «Киев-2». Наблюдатели ООН констатируют неуклонный рост числа жертв среди гражданского населения, в том числе детей, в результате неизбирательных артиллерийских обстрелов жилых кварталов украинскими вооруженными силами. В докладе указано на отсутствие результатов расследования гибели людей на Майдане, в Одессе и Мариуполе, в результате крушения малайзийского «Боинга»: «Действительно, несмотря на декларируемые Киевом меры, итогов независимого расследования до сих пор так и нет».

При этом в МИД России признали «конструктивную направленность ряда содержащихся в докладе рекомендаций», в частности относительно поддержания режима прекращения огня, прекращения артиллерийских обстрелов населенных пунктов, активизации обмена военнопленными. 

Критикуя УВКПЧ, российское внешнеполитическое ведомство противопоставляет ему миссию ОБСЕ. По словам А.Лукашевича, доклады мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине в целом носят объективный и непредвзятый характер: «Мы весьма позитивно смотрим на эту деятельность, активно поддерживаем. Регулярные отчеты миссии достаточно содержательны, включая ситуационные доклады, которые в целом, по нашей оценке, носят объективный и непредвзятый характер». Он также отметил от лица дипломатов: «Весьма позитивно смотрим на деятельность мониторинговой миссии ОБСЕ. Активно ее поддерживаем в разных форматах». По его словам, в ближайшее время численность наблюдателей ОБСЕ на Украине будет увеличена до 500 человек. Вместе с тем А.Лукашевич нашел и то, за что стоит покритиковать ОБСЕ. Он отметил, что Москва считает попытки миссии ОБСЕ оценить ситуацию в Крыму давлением извне, на полуостров мандат наблюдателей не распространяется: «Вызывают недоумение попытки наблюдателей оценить развитие ситуации в российском Крыму, делается это явно под давлением извне и вопреки согласованному мандату миссии. На субъекты РФ в виде Крыма и Севастополя этот мандат не распространяется». Говоря о партнерах в Европе, Лукашевич отметил, что Москва рассчитывает на то, что новое руководство ЕС и Еврокомиссии будет более трезво оценивать возможности и дивиденды диалога с РФ.

В то же время эксперты Управления Верховного комиссара ООН по правам человека документировали свидетельства пострадавших, попавших в плен к представителям ДНР и ЛНР. В частности, речь идет о женщине, которую обвинили в том, что она помогает украинским силовикам. Пострадавшая утверждает, что ее держали в камере, били прикладами, стреляли возле ушей и грозили изнасилованием. Кроме того, ее заставляли вскидывать руку и говорить «Зиг Хайль», потому что, как говорили сепаратисты, она «фашистка». Большинство пострадавших, согласившихся давать показания – волонтеры, которых брали в плен, когда они везли гуманитарную помощь солдатам. Несколько мужчин сообщили о том, что им вырывали ногти и регулярно избивали. Кроме того, на их телах были обнаружены шрамы от сигарет.

Большинство пострадавших отмечают, что их практически не кормили и не оказывали медпомощь. Один из пленных рассказал, что его вывезли в лес и заставили рыть себе могилу. После того как он отказался это делать, ему сломали нос и ударили по голове, бросив там умирать.

Как утверждается в докладе, вооруженные группы продолжали терроризировать население, сопровождая убийства похищениями, пытками, жестоким обращением и другими серьезными нарушениями прав человека, в том числе уничтожением жилья и арестом имущества: «Они похитили людей с целью выкупа и принудительного труда и использовали их с целью обмена на своих бойцов, находящихся у украинских властей».

В свою очередь руководство ДНР обвинило составителей доклада в необъективности по отношению к ополченцам. Вице-спикер Верховного совета ДНР Мирослав Руденко заявил, что доклад подготовлен под давлением стереотипов и «официозной политики Украины»: «Очевидно, что авторы доклада могли находиться под воздействием внешнеполитических сил, в том числе Соединенных Штатов, что привело к демонизации ополченцев в докладе. Прискорбно, что столь крупные международные институты далеки от объективности в отношении нас».

Директор МБПЧ Александр Брод: «Разумеется, международные организации должны тщательно и беспристрастно расследовать все эти факты и установить виновных. Тем временем на Украине продолжают гибнуть люди. Как говорится на сайте Донецкого горсовета, 8 октября в результате боевых действий в Донецке погибли пять мирных жителей, 24 получили ранения. В ночь на 8 октября продолжались обстрелы Куйбышевского и Киевского районов. Представитель Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Лысенко сообщил в четверг на брифинге, что за сутки в зоне проведения операции правительственных сил против сепаратистов погиб один военнослужащий, еще четверо получили ранения. Днем ранее Мониторинговая миссия ООН распространила информацию о том, что на востоке Украиныс момента достижения 5 сентября перемирия между украинскими военными и пророссийскими сепаратистами стало известно о гибели как минимум 331 человека. Хочется надеяться, что кровь на Украине перестанет литься, но надежд на это пока не очень много».

Заключение подготовлено Московским бюро по правам человека 

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии