"Мы существуем в условиях антикультурной катастрофы"

24.10.2019

9 октября в Российском центре науки и культуры в Киеве состоялась встреча руководителей общественных организаций соотечественников с Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств Ламберто Заньером.

Предлагаем вашему вниманию текст выступления члена Всемирного координационного совета российских соотечественников, координатора Всеукраинского КСОРС Сергея Проваторова.

«Глубокоуважаемый господин Заньер, глубокоуважаемая Лидия Николаевна (руководитель представительства Россотрудничества на Украине Лидия Дьяченко - прим.), уважаемые дамы и господа,

Скажу несколько слов в целом по ситуации в части нарушения прав этнических русских и не стану останавливаться на отдельных тенденциях и прецедентах, о которых Вы, в основном, знаете.

Невозможно защитить права русских, не обладая действенными механизмами сохранения созданной нашими предками национально-культурной среды обитания, центральным ядром которой и одновременно ее кровью есть русский язык. Государство лишило нас таких механизмов.

Не защитив от разрушения эту среду обитания, невозможно ожидать, что молодые поколения русских будут осуществлять свою самоидентификацию на тех же мировоззренческих позициях, на которых базируется самоидентификация старшего поколения и базировалась самоидентификация наших предков.

Отсутствие действенной защиты национально-культурной среды обитания русских особенно ясно видно из развития событий на территориях исторической России, где созданы республики, в том числе и на Украине. Знаю об этом не только в части украинской ситуации, но и, будучи ряд лет членом Всемирного координационного совета российских соотечественников, имею представление о том, что происходит в некоторых других «постсоветских» государствах.

При таком развитии ситуации русское этнокультурное сообщество через 1-2 поколения вымрет вместе с уничтожением среды, которая в государствах проживания все еще питает индивидуальное и общественное сознание русского населения культурными и духовными ценностями и связями, обозначающими и формирующими собою понятия и восприятие Родины, Отечества, русскости.

При этом, когда слышу аргументы вроде того, что эмигранты из России первых волн вон-де сохранили же свою русскость… - Отвечу: нужно отдавать себе отчет в том, что тогда и мир был другим, и русскость, наверное, сохранили в основном люди образованные, из семей, где была возможность получить образование и дать его детям, где были традиции. В нынешних же условиях, и при том качестве образования и обрушения нравственности, которые имеют место теперь, при сломе ценностного ряда и навязывания «новых идеалов», вряд ли стоит питать надежды, что «и в будущем будет так, как было после 1917 года»…

Широко распространенный в обществе русский язык, памятники общерусской истории и культуры, пока еще доступные СМИ на русском, доступ к интернет-изданиям, к спутниковому и интернет-телевидению и многое другое все еще позволяют иметь опору под самоидентификацией русских. Но этому медленно и неуклонно приходит конец. И не «где-то там, вдалеке».

На данный момент у нас нет никаких оснований сказать о наличии тенденции к улучшению.

Где наиболее ярко и явственно выражены этнические культура и традиции?

В школе (в том числе и дошкольных учреждениях), в высшей школе. Но у нас не осталось ни малейшей возможности влиять на государственную политику в воспитательных и учебных заведениях всех уровней.

В идеологии государства, реализуемой через все государственные институты и законодательство. Они - и идеология, и проводимая на практике политика - не просто токсичны для нашей этнокультурной среды, но целенаправленно, не скрывая целей, уничтожают эту среду.

В общественных институтах, полноценно контролировать и влиять на которые может только государство, выступающее охранителем культуры и цивилизованности в целом, или надгосударственные структуры. Но государство, в котором мы проживаем, не проявляет заинтересованность быть охранителем нашей культуры.

Лишенные поддержки государственных и политических деятелей, международных институтов, практически лишенные ресурсов, находясь в экстремально-враждебных условиях существования, мы можем влиять только на те общественные организации, которые сами создали, но и здесь нас подвергают беспрецедентному давлению и репрессиям.

Остались некоторые средства массовой информации, редкие эксперты, заявляющие о нарушении наших прав, но практически нет таких, которые поддерживали бы идею сохранения традиционного уклада жизни русского этнокультурного сообщества.

Для нас практически потеряны все школы; государственная идеология враждебна к русскости, общественные институты контролирует государство, которое к русским имеет отношение как «чужое» к «чужим». Мы существуем в условиях антикультурной катастрофы. Все наиболее важные формы функционирования русского языка, целостно влияющие на общественное сознание (кроме бытового уровня и улицы), почти уже сведены на нет: в системе учреждений государственной власти, в учреждениях воспитания и образования, добивают их в СМИ…

Огромная проблема состоит и в том, что государство не признает русских коренным народом, и на это не обращают внимания европейские и другие международные институты, которые следят за качеством реализации прав человека, национальных меньшинств и языковых групп, - именно те институты, от которых зависит признание русских коренным народом на Украине.

И нас всё ещё питает надежда, но очень слабая, что этот вопрос будет решен позитивно».

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии