Генконсул России в Нью-Йорке Игорь Голубовский рассказал о специфике своей работы в особенном городе.
Нью-Йорк – место особенное на карте мира, а также русской Америки. Даже не являясь официальной столицей США, тем не менее, этот мегаполис – сосредоточение геополитических интересов не только всех Соединенных Штатов, но и, пожалуй, всего мира. Именно в нем расположена Организация Объединенных Наций, штаб-квартиры крупнейших мировых новостных агентств, банков, корпораций, неправительственных организаций. И должность генерального консула, аккредитованного в Нью-Йорке и представляющего интересы своей страны в Городе Большого Яблока, - своеобразный пик карьеры для дипломата. Служить здесь означает право называться дипломатом высокопрофессиональным.
- Игорь Леонидович, вот уже несколько месяцев, как вы представляете Россию в Нью-Йорке. После смены Москвы на Город Большого Яблока изменилось ли что-то в вашем рабочем и личном графике?
- Мало что изменилось в плане ритма и объема работы. В Москве я служил в секретариате министра иностранных дел, а там работы хватает всегда, включая субботу и воскресенье. Так что научился ценить не только выходные дни, но и даже выходные часы. Свободного времени, признаюсь, в Нью-Йорке у меня чуточку больше. И стараюсь я его использовать по максимуму, получая колоссальное удовольствие от пребывания в Городе Большого Яблока, являющегося одной из культурных столиц мира: хожу на концерты, мюзиклы, театральные постановки, спортивные состязания.
Очень люблю походы в кинотеатры, поскольку смотреть кино на большом экране - это не только несравнимое с телевизором удовольствие, но и возможность почувствовать реакцию зала. На мой взгляд, Нью-Йорк незаслуженно обойден вниманием театральных критиков, считающих, что классического драматического театра здесь практически не существует. Но это не так: театры есть, просто они перестали быть театрами одной звезды, и все актеры, занятые в той или иной постановке, играют вполне прилично.
Поделюсь ближайшими рабочими планами и только что состоявшимися мероприятиями: встреча ветеранов Великой Отечественной войны-участников Сталинградской битвы, на которую пришли члены организации «Дети войны», объединяющей живущих в Нью-Йорке соотечественников, защищавших город на Волге и переживших Великую Отечественную войну; в рамках Месяца русско-американской истории, помимо детского фестиваля и других мероприятий, связанных с продвижением русского языка и литературы, состоится встреча ветеранов и студентов с автором книги о Сталинградской битве, президентом Фонда исторической перспективы Наталией Нарочницкой.
Очень важно, что встреча эта пройдет в одном из нью-йоркских университетов и на ней будет присутствовать молодежь, т.е. то самое поколение, нередко изучающее историю, согласно которой только США сражались с нацистами. Апрель, и в 2013 году объявленный законодателями штата Нью-Йорк Месяцем русско-американской истории, обещает стать одним из важных событий в жизни русскоязычной диаспоры. Поддерживаем мы и идею Координационного совета российских соотечественников о проведении Недели России в июне. Конечно, будем праздновать и День победы, и День России, и День народного единства. И если уж продолжать протокольно-праздничную тематику, то лично мне хотелось бы, чтобы в нашем декабрьском графике появился новогодний праздничный прием в дополнение к традиционному рождественскому, который мы проводим в январе.
Контакты и работа с соотечественниками – очень важная часть нашей работы. Да, соотечественники есть разные, формы работы и направления их деятельности порой существенно разнятся. Попытки организациями соотечественников получить финансирование от Российской Федерации понятны. И Генконсульство работает избирательно: мы не можем финансировать организации, которые устраивают исключительно увеселительные мероприятия. Один из главных критериев – отношение к России. Рассматривая заявки, разумеется, тщательно выясняем, что это за организации и чем они занимаются. И не раз сталкивались с тем, что кто-то декларирует на бумаге одно, а на деле занимается совсем другим.
Я обратил внимание на то, что если вести работу с соотечественниками постоянно, регулярно с ними встречаться, то у них практически не остается времени на выяснение отношений друг с другом, не в последнюю очередь, по поводу приоритетности финансирования именно их проектов. Я вообще сторонник рационального и благородного использования выделенных на это бюджетных средств, которых и не так-то уж и много. Помощь ветеранам войны? Лишних вопросов не будет! А вот на рекламу конкретного руководителя той или иной организации денег не дадим.
Я лично познакомился со всеми руководителями организаций соотечественников из тех, кто желание встретиться со мной выразил. До сих пор некоторые волны эмиграции не очень позитивно воспринимают другие. Но время лечит, и цивилизованные люди должны уважать мнение других и воспринимать историю России как уже что-то состоявшееся, то, что невозможно переписать или изменить.
Крупных организаций соотечественников в Нью-Йорке нет, и большинство лидеров таких организаций желает работать индивидуально. Мы настаивать на их укрупнении не можем, но приветствуем такие решения. И к нам стали прислушиваться: уже есть прецеденты объединения маленьких организаций соотечественников в рамках подготовки и проведения различных мероприятий – фестивалей, месячников, олимпиад по русскому языку и пр. Если же говорить о многообразии, то это не то, с чем нужно бороться, это то, что нужно развивать, всегда помня - некоторое укрупнение организациям соотечественников не повредит. Но должны понять они это сами, роль Генконсульства – объяснить преимущества. И работа эта кропотливая.
Кстати, на западе США в конце мая празднуют Славянский день. Почему бы не подхватить эту инициативу в качестве звена, которое свяжет всю русскую Америку: штат Нью-Йорк отмечает Месяц русско-американской истории в апреле, другой - подобное мероприятие месяцем позже, и так круглый год, старт которого можно дать на федеральном уровне в июне, приурочив ко Дню России.
- Диаспору выходцев из республик СССР и даже современной России традиционно считают еврейской. И нередко складывается странная ситуация, когда члены и руководители некоторых организаций соотечественников всячески подчеркивают свою любовь к России и одновременно кроют Москву на все лады за ее роль в разрешении ближневосточных конфликтов, по понятным причинам, симпатизируя Израилю…
- Мы не делим соотечественников по национальному признаку. И учитываем специфику и особенность каждой волны эмиграции или групп в рамках огромной диаспоры. В таких вот случаях анализируем – что произошло, о чем шла речь. Те, кто критикует, например, элементы российской внешней политики сбалансировано, вовсе не должны прекращать общение с нами. Но если речь идет о полном отсутствии конструктивизма, огульном, злобном охаивании за спиной, в надежде на то, что это до наших ушей не дойдет, то Россия соответствующие выводы в отношении таких «друзей» делает.
Особенно настораживает то, что некоторые российские персоны дома, выступая в СМИ, ведут себя довольно сдержанно, а для американских газет и журналов пишут совсем другие статьи. Пролистывая нью-йоркские русскоязычные газеты, я замечаю, что недоброжелательных и даже оскорбительных по отношению к нашей стране материалов по российской проблематике за подписью именно московских журналистов порою больше, чем за подписью авторов, живущих в США. Кстати, мониторинг и анализ материалов местных СМИ – одна из обязанностей наших загранучреждений.
- Взаимодействие российского правительства в лице МИД и Генерального Консульства происходит исключительно в вопросах внешней политики и экономики? Или спектр взаимодействия гораздо шире?
- Стоит точно определить статус консульств, которые подчинены МИДу и действуют под руководством главы дипломатического представительства. Функциональный спектр работы консульств несколько уже, чем у посольств, но не менее разнообразен. Приоритетные задачи консульства: защита прав и интересов России, российских физических и юридических лиц, включая обеспечение и защиту прав граждан России, находящихся под арестом, задержанных или лишенных свободы; содействие развитию дружественных отношений с государством пребывания; паспортно-визовая работа и многое другое.
Консульство, по большому счету, в одном лице выполняет функции органов ЗАГС, Федеральной миграционной службы (ФМС) и внутренних дел, опеки и попечительства, нотариата и пр. Конечно, без теснейшей, каждодневной связи с МИДом, его Консульским департаментом выполнять все эти функции оперативно и качественно было бы практически невозможно.
- В прошлом году Россия и США подписали и ратифицировали Соглашение, предусматривающее выдачу въездных виз на более длительные сроки. Эффект уже заметен?
- Это Соглашение, без всякого преувеличения, является прорывным для двусторонней визовой практики. В отличие от существующей системы оформления приглашений через ФМС или МИД оно дает гражданам США право получать визы по упрощенной схеме и на более длительный срок.
Сегодня доля трехлетних виз в общем объеме выдаваемых нашим генконсульством остается незначительной. Соглашение набирает обороты, и нужна более активная информационно-разъяснительная работа. По разным причинам люди предпочитают оформлять визы не лично, а через туристические фирмы, для многих из которых помощь в оформлении однократных виз является главным источником доходов. Турагентам просто невыгодно принимать документы на многократную, трехлетнюю визу для своих клиентов. К началу пикового, летнего сезона рассчитываем на рост числа запросов на оформление именно долгосрочных виз.
- В Нью-Йорке для оформления российских виз теперь нужно обращаться в компанию Invisa Logistic Service. Чем обосновано появление уполномоченного посредника?
- Никакого велосипеда мы не изобретали: практика работы визовых центров широко распространена во всем мире. Открытие в мае прошлого года Российского визового центра в Нью-Йорке стало частью большого проекта МИД России, направленного на улучшение качества обслуживания и содействие развитию туризма. Мировой опыт доказал, что такие визовые центры позволяют не только увеличить число выдаваемых виз, но и делают необходимые формальности и процедуры более комфортными и простыми.
За счет открытия визового центра в Нью-Йорке практически ликвидированы многочисленные очереди (пропускная способность центра гораздо выше), сокращены сроки обработки документов на визу, на порядок увеличен объем выдаваемых виз. При этом граждане США вправе обратиться за визой в Генконсульство напрямую.
Хочу подчеркнуть, что центр выполняет сугубо административную функцию: принимает, проверяет и обрабатывает документы, принимает визовые сборы и передает полный пакет предусмотренных законом документов в Генконсульство, взимая за свои сервисные услуги сбор в размере 30 долларов вне зависимости от типа, кратности, срока действия и срочности оформления визы.
Нью-Йорк – это не только мировой центр многосторонней дипломатии (и это одна из главных причин наличия в этом городе Генконсульства России, поскольку, например, практически ни один чиновник или политик не может отправиться в нашу страну без въездной визы), это еще и город, и штат, в которых проживает большое количество (по разным оценкам, порядка 700 тыс. человек) российских соотечественников, многие из которых постоянно нуждаются в наших консульских услугах.
Объем этой работы огромен. Нередко такие услуги (оформление паспортов, нотариат, выдача свидетельств и пр.) требуют чрезвычайной срочности. Да, дозвониться до нас порой бывает непросто. Именно поэтому мы просим пользоваться всеми каналами связи – электронной почтой, факсом. Заверяю, мы реагируем на каждое обращение.
Генконсульство было и остается адресом, по которому могут и должны обращаться российские граждане, оказавшиеся в Нью-Йорке в чрезвычайной ситуации, или чьи законные права нарушаются. Кстати, во время урагана «Сэнди» мы Генконсульство не закрывали, а работали круглосуточно, открыв «горячую» телефонную линию. Мы всего лишь приостановили прием посетителей, позаботившись об их безопасности, приняв их уже после урагана, в выходной для нас день, 5 ноября. Но все это не помешало некоторым пожаловаться аж в Кремль на такую вот нелюбезность с нашей стороны.
Что же касается жалоб вообще, то, не скрою, они бывают. Но внимательно изучив их, можно заметить, что не всегда некоторые из жалующихся бывают искренними и объективными: нередки случаи, когда они направляют свои претензии в Москву, но позже, при расследовании цинично сознаются в том, что сделали это намеренно, дабы мы запомнили их имена на тот случай, если им вновь понадобится обратиться к нам.
- В СМИ уже появлялись сообщения, что совсем скоро историческое здание Генерального Консульства Российской Федерации в Нью-Йорке закроется на ремонт. Повлияет ли это на его работу?
- Генконсульству принадлежат два смежных здания, и консульское обслуживание будет осуществляться во втором здании комплекса, уже отремонтированном. Так что хочу всех успокоить: наша работа не будет приостановлена ни на один день.
- Получали ли вы протесты от американских граждан, которые не одобрили принятия «Закона Димы Яковлева». Сообщали ли об этих протестах в Москву?
- Была всего лишь пара злобных писем, по всей видимости, от психически нездоровых людей, которые писали примерно следующее: «Спасибо за принятие этого закона. Теперь добропорядочные американцы, имевшие желание усыновить юных монстров из России, будут спать спокойно, поскольку ужасные чудовища не занесут ночью ножи и биты над их головой».
Большинство людей разобрались, почему и зачем был поднят шум на эту тему в Америке, поняв, что эмоциональная сторона этого вопроса и в этом деле не помощник. Проблемы российских сирот, усыновленных гражданами США, потребовали серьезного осмысления и принятия адекватных решений. Если говорить об эффекте этого закона, то он имеет гораздо больший масштаб, нежели масштаб нашего консульского округа: в России создаются материальные и другие условия для усыновления детей собственными гражданами. Так что пожелаем всем причастным к этому процессу успехов.
- Российско-американское Соглашение, определявшее среди прочего и статус усыновленных американскими семьями детей из России, скоро перестанет действовать. Значит ли это, что у вас теперь не будет возможностей для мониторинга жизни юных россиян, уже усыновленных американцами и живущими в США?
- Между нашими странами действует Консульская конвенция 1964 года, которая предусматривает беспрепятственное обеспечение доступа российских консульских представителей к гражданам своей страны, находящихся в США, в т.ч. и к усыновленным детям. Такой доступ – задача исключительно гуманитарная, при ее решении нет и не может быть политической мотивации, поэтому чрезвычайно важно, чтобы наши американские партнеры оказывали реальное содействие и выполняли взятые на себя обязательства. Напомню, что аннулированное Россией Соглашение тоже действовало не многие годы, и усыновления осуществлялись и до него, а мониторинг производился именно в рамках Консульской конвенции.
Мониторинг был, есть и останется, и мы будем и далее добиваться полноценного соблюдения прав и интересов наших юных сограждан, живущих в США в приемных семьях. В этой работе задействуются и будут задействоваться все имеющиеся в нашем распоряжении дипломатические рычаги. Мы не будем вести себя, нарушая законы страны пребывания, как, например, некоторые наши финские коллеги. У России есть легальные методы решения подобных непростых вопросов.
- Во многих городах мира действуют Российские культурные центры. Не пора ли открыть такой в Нью-Йорке?
- Центр очень нужен, и вопрос об открытии Российского культурного центра (РКЦ) находится в компетенции самого молодого ведомства в системе федеральных органов исполнительной власти России – Россотрудничества. Да, РКЦ действуют уже в 73 государствах, через несколько лет их сеть охватит более 100 стран мира. Надеюсь, что в схеме расширения этой сети найдется место и для Нью-Йорка, который вызывает всевозрастающий интерес со стороны российской деловой и культурной элиты. С открытием РКЦ российские регионы получат в свое распоряжение готовую площадку для проведения презентаций, культурных мероприятий, семинаров и пр. Работа на региональном уровне уже ведется: только что приезжала представительная делегация Башкортостана, ждем в гости красноярцев, продолжатся контакты и налаживание связей штата Нью-Йорк с Ульяновской областью.
- Все давно и уверенно считают, что дипломат – это человек, владеющий несколькими иностранными языками и искусством переговоров, умеющий носить смокинг, знающий правила хорошего тона… Этих качеств и способностей достаточно для дипломата современного?
- Я горд тем, что и в сегодняшней России профессия дипломата чрезвычайно престижна. Современный дипломат должен быть грамотным, мыслить современно, понимать, что происходит вокруг. Другие прикладные, немаловажные качества – быть на «ты» с компьютером и современными средствами связи, уметь молниеносно анализировать огромный объем информации. И если говорить о грамотности, то речь не только о правилах правописания, но и о смысловой составляющей. А то мне пришлось однажды держать в руках документ, в котором сообщалось, что «ни гражданин А., ни его тело границу не пересекали». Настоящий дипломат должен уметь налаживать отношения с теми, с кем ему приходится сталкиваться по долгу службы, четко все понимать и тонко чувствовать.