МККК: более двух тысяч человек могли пропасть без вести в Донбассе

09.06.2016

В Международном комитете Крестного Креста (МККК) считают, что в ходе конфликта в Донбассе могли пропасть без вести более 2 тысяч человек. В настоящее время организация занимается запросами по 430 пропавшим. Об этом, а также о работе по обозначению заминированных участков близ пунктов пропуска на линии соприкосновения рассказала глава донецкого офиса МККК Ариан Бауэр.

- Сколько дел о пропавших без вести находятся в работе у МККК?

- Никто не знает о точном количестве пропавших без вести лиц. Мы думаем, что цифры разнятся от тысячи до двух тысяч человек, но может быть намного больше. На данный момент МККК занимается порядком 430 запросов от семей.

- Какие вопросы по поиску пропавших без вести сейчас обсуждаются?

- У нашей организации большой международный опыт и экспертиза в фасилитировании рабочих групп и механизмов по поиску пропавших без вести. На данный момент мы обсуждаем создание подобного механизма по обмену информацией о пропавших без вести со всеми сторонами (конфликта в Донбассе - прим.). Как вы можете представить, в некоторых случаях информация о пропавшем без вести может быть доступна только по одну сторону линии фронта, в то время как семья проживает на другой и, соответственно, не имеет доступа к этой информации. Мы готовы продолжать и расширять нашу поддержку семьям в получении доступа к такой информации посредством этого механизма и не только его. Семьи имеют право знать судьбу своих близких.

- Как скоро может заработать механизм по поиску пропавших без вести в Донбассе?

- Как уже отмечалось ранее, диалог на тему учреждения механизма по поиску без вести пропавших продолжается на высоком уровне. И мы надеемся, что сможем запустить его в скором времени.

- Как продвигается процесс поиска?

- Для МККК процесс поиска пропавших без вести начинается с общения с их семьями. Напрямую от них мы получаем информацию о людях, пропавших без вести в результате конфликта. Со слов родственников мы также собираем информацию о предположительно задержанных лицах. Исходя из этой информации, МККК открывает так называемый запрос о розыске. Далее МККК отправляет эту информацию соответствующим властям на строго конфиденциальной основе, чтобы выяснить судьбу человека. Власти обязаны предоставить информацию, которая поможет семьям восстановить связь. В этот промежуток времени для МККК очень важно поддержать семьи пропавших без вести, находясь рядом с ними плечом к плечу и разделяя их боль. Важно знать, что наши услуги доступны для всех, кто стремится восстановить связь или получить информацию о пропавших без вести членах семьи. Наша деятельность несет исключительно гуманитарный характер и является бесплатной.

- На ваш взгляд, каково отношение сторон конфликта к процессу поиска без вести пропавших?

- В любом конфликте по всему миру деятельность, связанная с выяснением судеб людей, - это чрезвычайно чувствительная работа. Она эмоционально перегружена, и довольно часто поиском начинают заниматься только по прошествии нескольких лет после начала самого конфликта. На Украине, мы считаем, работа движется в позитивном ключе. Мы наблюдали большую заинтересованность сторон в том, чтобы начать работу по этому вопросу на самой ранней стадии. Дискуссия о методах и процедурах работы все еще продолжается. Как вы понимаете, чем раньше начнется работа в этой сфере, тем больше будет шансов положительного результата.

- Сколько с начала года было зафиксировано случаев, когда мирные жители подрывались на минах?

- На основе открытых источников информации, используемых нами, в СМИ отмечено 27 случаев подрыва гражданского населения на минах и неразорвавшихся боеприпасах. Причем семь из них с летальным исходом. Представленная статистика отображает ситуацию на территории, неконтролируемой правительством Украины.

- Изменилось ли число подрывов на минах по сравнению с прошлым годом?

- Судя по сообщениям из СМИ, за тот же временной отрезок в 2015 году, с января по май, статистика такова: 39 раненых и 15 погибших, всего 54 несчастных случая подрыва на минах и НРБ (неразорвавшихся боеприпасах - прим.). Столь значимое снижение уровня инцидентов связано с рядом факторов, а именно c профессиональным подходом всех тех, кто занимается вопросом мин и неразорвавшихся боеприпасов, специалистами служб чрезвычайных ситуаций, военных и так далее.

- Какие меры предпринимает МККК для предотвращения подрывов на минах в районах пропускных пунктов на линии соприкосновения?

- МККК реализовал ряд мер по установлению минной безопасности в районе Березовое-Еленовка, где были расставлены знаки «Осторожно, мины» и предупреждающие о минной опасности билборды.

Есть намерения продолжить и расширить процесс повышения минной безопасности на линии соприкосновения в виде маркировки опасных территорий. С местными структурами согласован проект развития информационной программы, которая повысит уровень минной безопасности. Планов немало, но все они требуют определенной координации и серьезных усилий по планированию.

- Сотрудничает ли Красный Крест со сторонами конфликта по вопросу минной безопасности?

- МККК находит понимание и содействие от всех вовлеченных сторон, так как важность гуманитарного аспекта планируемых или проводимых работ не подвергается сомнению. Но есть определенные вопросы, требующие большего внимания, чтобы в конечном результате достичь взаимопонимания.

- Как можно оценить текущую гуманитарную ситуацию в зоне конфликта? Изменилась ли она по сравнению с прошлым годом?

- Если сравнить с этим же периодом прошлого года, мы можем сказать, что гуманитарная ситуация улучшилась. Уровень активного противостояния в целом снизился. Тем не менее важно подчеркнуть, что для людей, живущих в прифронтовых районах, напряжение остается прежним. Поэтому МККК продолжает фокусировать свою помощь на этих территориях, а также увеличивает другие виды поддержки, среди которых проекты реконструкции важных объектов инфраструктуры, систем водоснабжения, поддержка учреждений первичной медицинской помощи и помощь в лечении хронических заболеваний, а также содействие местным отделениям Красного Креста.

- Можно ли дать прогноз по гуманитарной ситуации?

- На данном этапе сложно предоставить какой-либо прогноз. Все, что я могу сказать, это то, что МККК будет продолжать присутствовать и следить за потребностями уязвимой части населения, а также реагировать на все это соответствующим образом.

- Посещают ли сотрудники МККК пленных в Донбассе?

- С января 2014 года представители МККК посетили более 800 заключенных в 29 местах лишения свободы на территории, подконтрольной правительству Украины. Конечной целью визитов является обеспечение гуманного обращения с заключенными и улучшение условий их содержания. Все еще есть некоторые заключенные, к которым мы не имеем доступа, и это обсуждается как напрямую, так и на двусторонней основе с соответствующими органами. На территориях, подконтрольных оппозиции, МККК продолжает прилагать усилия и ведет диалог для получения доступа к лицам, задержанным в связи с конфликтом в Донецке и Луганске. Вместе с тем МККК уже пять раз участвовал в одновременном освобождении и передаче задержанных в связи с конфликтом.

- Какое состояние здоровья у пленных?

- МККК применяет конфиденциальный подход, когда речь идет о таких деликатных вопросах, как задержанные. Поэтому я не могу публично комментировать какую-либо информацию, относящуюся к оценке, проводимой в местах лишения свободы. Это связано с тем, что именно конфиденциальность позволяет МККК работать напрямую с ответственными за задержанных и пытаться влиять на условия их содержания.

- Раньше представители МККК принимали участие в подгруппе по гуманитарным вопросам в качестве экспертов. Проводится ли сейчас такая работа?

- Будучи исключительно гуманитарной организацией, МККК не является стороной в рамках минских переговоров. Однако мы поддерживаем мирное разрешение конфликта и рады, что несколько важных гуманитарных вопросов затронуты в рабочих группах на самом высоком уровне. В этом плане мы предоставляли некоторые технические рекомендации, например, при обсуждении вопросов, связанных с пропавшими без вести или задержанными.

- Удалось ли урегулировать с представителями Киева вопросы передвижения через линию соприкосновения?

- Я могу сказать, что наши сотрудники и грузы с гуманитарной помощью пересекают линию фронта на регулярной основе. Тем не менее в качестве представителя организации, которая занимается оказанием помощи и защитой гражданских лиц, я должна подчеркнуть, что длительные и трудоемкие процедуры по пересечению множества контрольно-пропускных пунктов создают длинные очереди, требующие долгих часов ожидания, а иногда даже дней. И этому должно быть уделено особое внимание, надеясь, что решение этой проблемы будет найдено в ближайшее время.

- Планируется ли расширение офиса МККК в Донецке?

- На данный момент в нашем офисе в Донецке работают более 80 сотрудников. Это как местные, так и иностранные коллеги. В настоящее время мы не ожидаем какого-либо серьезного расширения.

- МККК является единственной аккредитованной в ДНР международной организацией. Помогает ли офис в Донецке вести переговоры об аккредитации других гуманитарных организаций ООН?

- Мне кажется, что в последнее время все больше организаций также открывают свои офисы. Здесь важно подчеркнуть, что работа и миссия МККК не зависят от других гуманитарных организаций и что МККК не является частью системы ООН. Однако мы координируем нашу гуманитарную работу со всеми субъектами, чтобы обеспечить адекватную поддержку наиболее нуждающимся и не дублировать работу других организаций и учреждений.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии