«Конвейер пыток запущен и не собирается останавливаться»

Практика пыток и бесчеловечного обращения с пленными со стороны Службы безопасности Украины, украинских Вооружённых сил, Национальной гвардии, а также незаконных вооружённых формирований – таких, как «Правый сектор», приобретает всё более масштабный и системный характер. Такие данные содержатся в докладе, подготовленном Фондом исследования проблем демократии и Российским общественным советом по международному сотрудничеству и публичной дипломатии.

Это уже второй доклад по теме: «Военные преступления украинских силовиков: пытки и бесчеловечное отношение». При его подготовке использовались данные опросов более 200 человек, побывавших в плену у украинских силовиков и переданных по обмену пленными. Опросы проводились в период с 25 августа 2014 года по 20 января 2015.

Такое количество опрошенных людей свидетельствует о масштабе распространения подобных преступлений, заявил на презентации доклада директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев. По его словам, «конвейер пыток запущен и не собирается останавливаться». Понятно, что представители общественности чисто физически не могли побеседовать со всеми побывавшими в плену. Не говоря уже о том, что многие люди просто не выдержали пыток и издевательств.

Уровень зверств, совершаемых украинскими силовиками, действительно не поддаётся какому-либо человеческому объяснению. В докладе сказано, что «захваченные подвергаются пыткам электротоком, жестоким и многодневным избиениям с помощью различных предметов (арматура, биты, различные палки, приклады автоматов, резиновые дубинки)».

Вот что рассказывает пострадавший от пыток Роберт Анискин: «Был задержан представителями батальона «Азов». При задержании избивали прикладами. После допрашивали с применением электрошокеров и ударов куда попало. После этого меня привезли в СБУ Мариуполя с пакетом на голове, замотанным скотчем, с застёгнутыми сзади руками, кинули на пол в подвале. В таком состоянии я провёл больше суток. Надели дополнительный пакет и начали допрос. Бросив меня на пол, 3-4 человека избивали меня ногами и кастетом по телу».

Ополченец Андрей Рунов рассказывает о том, как пытали его и его товарища, которого после пыток парализовало: «С 23 на 24 ноября захвачен у себя дома подразделением «Айдар». Нас привезли в аэропорт Мариуполя. Там нас пытали и били до такой степени, что мы теряли сознание. Били по пяткам, по рёбрам, по голове. Хотели сломать ноги, грозились отрезать уши, выколоть глаза. Товарищу отбили все внутренности, проломили череп, после чего его парализовало».

В докладе говорится, что украинскими силовиками широко применяется пытка с помощью утопления. Ранее этот метод использовался американскими спецслужбами. Так, ополченец Попов рассказывает, что его захватил батальон «Шахтёрск»: «Положили на спину и заливали воду в рот. Я захлёбывался. Потом приводили меня в чувство. Хотели застрелить».

Также, по свидетельству пленных, украинские силовики практикуют такие методы пыток, как раздробление конечностей, прижигания раскалёнными предметами, выстрелы в разные части тела из стрелкового оружия. «На протяжении многих дней захваченные украинскими силовиками содержатся при отрицательной температуре, без питания и медицинской помощи, к ним нередко применяются приносящие мучения психотропные вещества. Абсолютное большинство захваченных подвергаются имитации расстрела и угрозам убийства и насилия над членами семьи», - говорится в докладе правозащитников.

Как признался на презентации доклада заместитель председателя Государственной Думы РФ Сергей Железняк, «ужасно слышать, как в 21 веке в центре Европы глумятся над людьми, используя все средства пыток». По его словам, представители незаконных формирований кичатся тем, что знают больше сотни способов убийства человека.

И как подчеркнул Максим Григорьев, масштаб пыток и полная безнаказанность виновных свидетельствует о том, что они совершаются с указания руководства страны. А Сергей Железняк заявил, что ответственность за массовые пытки лежит не только на украинских властях, но и на руководстве тех стран, которые поддерживают эти беззакония. Действительно, не может не вызывать вопросов полное игнорирование европейскими властями собственных законов. Как известно, Европейская конвенция по правам человека полностью запрещает использование пыток вне зависимости от всех других условий. И никакая чрезвычайная ситуация, в том числе война, не отменяет подобного запрета.

По словам Максима Григорьева, более месяца назад доклад о применении пыток украинскими силовиками был отправлен в правозащитную организацию Human Rights Watch, но ответа так и не было получено. Тем не менее в ближайшее время доклад будет представлен на сессии Совета ООН по правам человека. Также все показания опрошенных будут переданы в Следственный комитет РФ, Европейский суд по правам человека.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии