Конституция Российской Федерации и судебная система современной России

12.12.2018

25 лет действия Конституции РФ выявили поистине историческую ценность Основного Закона России. Появившийся на крутом переломе российской истории, этот документ, с одной стороны, воплотил в себе опыт многолетних усилий по формированию общества социальной справедливости. с другой стороны, он устремлен в будущее в утверждении путей и механизмов достижения этой цели на основе мирового опыта с использованием институтов демократии и рыночной экономики. на современном этапе развития общества задача состоит не столько в том, чтобы совершенствовать дальше Основной Закон страны (таким путем можно и ослабить его позитивное регулирующее воздействие), сколько в том, чтобы в полной мере раскрыть и реализовать его регулятивный потенциал. Конституция РФ содержит в себе верные, продиктованные жизнью ответы на многие вопросы дальнейшего позитивного развития нашего общества в ближайшем и отдаленном будущем. Отмеченное в полной мере относится ко всем сторонам жизни общества, в том числе и к правосудию. И здесь в поисках ответов на возникающие конкретные вопросы следует обратиться прежде всего к Конституции, ее положениям, являющимся основополагающими для подлинного, эффективного правосудия.

Прежде всего обратим внимание на многоаспектность положений Конституции, имеющих отношение к правосудию. Пожалуй, нет ни одной проблемы правосудия, которая так или иначе не затронута в Конституции России.

В ней мы найдем факторы, предопределяющие не только необходимость, но и важнейшую роль правосудия в современном обществе. Конституция определяет функции правосудия, объективные условия и предпосылки его реального существования. Конституция устанавливает требования к состоянию права, необходимого для осуществления правосудия, объекты правовой защиты, исходные принципы правосудия, судоустройства, судопроизводства, статус суда и судей, виды судопроизводства, факторы, обеспечивающие эффективность правосудия.

Было бы ошибочно полагать, что относящиеся к правосудию положения содержатся только в гл. 7 «Судебная власть». Первостепенное значение для правосудия имеют положения, содержащиеся в гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», в других главах Конституции. Прямое отношение к правосудию имеют уже положения преамбулы Конституции, указывающие на необходимость утверждения прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, государственного единства, принципов равноправия и самоопределения народов, веры в добро и справедливость, незыблемость демократической основы общества. необходимость и высокая значимость правосудия проистекают из положения ст. 1 Конституции о том, что Россия есть правовое государство, суть которого состоит в верховенстве права, закона, в том числе и над любой властью.

Основная функция правосудия обозначена в ст. 2 Конституции, указывающей на то, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. в соответствии с этой статьей признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Это обязанность всех органов государственной власти – законодательной, исполнительной и в конечном счете судебной, ибо она, по Конституции, призвана от имени государства защитить гражданина от любого правонарушения, обеспечить привлечение к ответственности правонарушителя. Действующая Конституция внесла принципиальные изменения в функции правосудия. если раньше в нем преобладал уголовно-правовой аспект, правосудие обеспечивало преимущественно применение мер уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной ответственности граждан, то действующая Конституция переносит центр тяжести на правозащитную функцию правосудия, обеспечение всесторонней защиты прав и свобод граждан.

На это прямо указывает ст. 2 Конституции. Статья 18 закрепляет важнейшее для правосудия положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Разумеется, правосудие выполняет и правоохранительную функцию, обеспечивая возложение на правонарушителей меры уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной ответственности в целях поддержания правопорядка и безопасности общества и его граждан. Но эта функция является вторичной для обеспечения главной, правозащитной функции.

Исходя из этого, Конституция закрепляет основные принципы правосудия.

Статья 19 устанавливает важнейшее для правосудия положение о том, что перед законом и судом все равны.

Статья 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с нормами Конституции.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. При этом осуществление прав и свобод граждан не должно нарушать права и свободы других лиц. То есть права и свободы любого лица небезграничны. Они заканчиваются там, где начинаются права и свободы других лиц.

Эти и другие положения Конституции формируют соответствующие требования к действующему законодательству, практике его применения и к качеству правосудия.

Статья 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод гражданина и наделяет каждого гражданина правом на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46 гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод, т.е. доступность правосудия, в том числе для обжалования решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Каждый наделяется правом в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 47 наделяет каждого правом на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В случаях, предусмотренных законом, обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.

Статья 48 гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, в случаях, предусмотренных законом. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Статья 49 закрепляет презумпцию невиновности каждого обвиняемого, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке и не установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.

Статья 50 запрещает повторное осуждение за одно и то же преступление и использование правосудием доказательств, полученных с нарушением закона, и наделяет каждого осужденного за преступление правом на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном законом, а также правом просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 51 устанавливает правило, согласно которому никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников.

Статья 52 предусматривает охрану прав потерпевших от преступлений и злоупотребления властью, обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба в порядке, определенном законом.

Статья 54 содержит правило, в соответствии с которым закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. никто не может нести ответственность за деяние, которое на момент его совершения не признавалось правонарушением. если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 55 закрепляет принципиальные для правосудия положения о том, что в Российской Федерации не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Важнейшее значение для правосудия имеет гл. 2 Конституции, закрепляющая основные права и свободы человека и гражданина, являющиеся объектом судебной защиты.

В аспекте прав и свобод человека и гражданина первостепенным по значению является содержащееся в ст. 7 указание на то, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. в соответствии с этим к числу конституционных прав и свобод гл. 2 Конституции относит право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность и охрану частной жизни, неприкосновенность жилища, определение своей национальной принадлежности, родной язык, свободу передвижения и выбора места жительства, свободу совести и вероисповедания, свободу мысли и слова, право на объединения, собрания, митинги и демонстрации, участие в управлении делами государства и в отправлении правосудия, право на обращения и жалобы, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности на имущество, включая землю, на свободный труд и выбор профессии, право на отдых, на охрану государством материнства, детства, семьи, право на социальное обеспечение, право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, на образование, на свободу литературного, художественного, научного, технического творчества с охраной законом интеллектуальной собственности.

Статья 55 Конституции указывает на то, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 61 Конституции гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Статья 62 Конституции содержит важное положение о том, что в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации.

Значение норм о правах и свободах граждан усиливается указанием ст. 64 Конституции на то, что положения гл. 2 составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном ст. 135 Конституции РФ.

Конституция определяет условия и предпосылки правосудия, в отсутствие которых оно невозможно. Первым из них является закрепленный в ст. 10 принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. в соответствии со ст. 11 государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент России, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации. в субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы власти. В соответствии со ст. 10 органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Статья 118 Конституции относит правосудие к исключительной компетенции судебной власти. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, входящим в судебную систему Российской Федерации, устанавливаемую Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. При этом Конституция запрещает создание всякого рода чрезвычайных судов.

Далее, важнейшей предпосылкой подлинного правосудия является конституционный статус судьи, закрепленный в ст. 120–122 гл. 7 «Судебная власть» и в положениях ст. 83, 102 о назначении судей. Статья 119 Конституции устанавливает, что судьями могут

быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Статья 120 устанавливает важнейшую для осуществления правосудия конституционную предпосылку в виде принципа независимости судей. в целях осуществления правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. При этом суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. если при рассмотрении дела у суда возникают сомнения относительно соответствия применяемого закона Конституции РФ, он, приостановив рассмотрение дела, направляет соответствующий запрос в Конституционный суд РФ (ч. 4 ст. 125). одним из элементов статуса судей является порядок назначения судей на должность. в соответствии со ст. 83 Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, назначает судей всех других федеральных судов. судей высших судов Российской Федерации по представлению Президента России назначает Совет Федерации РФ (п. «ж» ч. 1 ст. 102). При этом федеральные судьи назначаются без ограничения срока их полномочий.

Статья 121 Конституции закрепляет принцип несменяемости судей. их полномочия могут быть прекращены или приостановлены лишь в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом по решению соответствующей квалификационной коллегии судей с возможным последующим обжалованием решения в установленном законом порядке.

Статья 122 устанавливает принцип неприкосновенности судей. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральными законами о статусе судей и об органах судейского сообщества с санкции соответствующих квалификационных коллегий судей. Конституция РФ устанавливает исходные положения судоустройства Российской Федерации. Статья 125 закрепляет существование Конституционного Суда РФ и определяет полномочия этого суда.

Конституционный Суд России осуществляет конституционное судопроизводство. По запросам обозначенных в ст. 125 инстанций он разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций, уставов, законов, иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Конституционный Суд РФ также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между ними и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Далее, Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; по запросам Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ дает толкование Конституции РФ. Наконец, по запросу Совета Федерации Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 126 Конституции указывает на существование в судебной системе России судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ, являющимся высшим судебным органом по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. верховный суд осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает им разъяснения по вопросам судебной практики. таким образом, в соответствии с Конституцией РФ судебная система России состоит из двух элементов – Конституционного суда РФ и судов общей юрисдикции и арбитражных судов во главе с Верховным Судом РФ. Эти суды относятся к федеральным судам и образуют федеральную судебную систему.

Кроме того, в отдельных субъектах Российской Федерации созданы и функционируют конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, а также система мировой юстиции, т.е. мировых судей, которые, с одной стороны, по предмету деятельности и по процессуальным правилам входят в систему судов общей юрисдикции, а с другой – по своему статусу являются судами субъектов Российской Федерации.

Конституция РФ содержит также основные принципы процессуального права.

Прежде всего п. «о» ст. 71 Конституции относит уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство, амнистию, помилование, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство к ведению Российской Федерации. Административно-процессуальное законодательство отнесено п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, правовой режим процессуального законодательства определен по-разному. Предусмотрена также дифференциация процессуального законодательства для судов общей юрисдикции и для арбитражных судов, что отражает особенности предмета их деятельности. Далее, ст. 123 Конституции устанавливает общие принципы судебного разбирательства безотносительно к видам судов и предметам их деятельности.

Первым принципом судопроизводства является его открытость. разбирательство дел во всех судах открытое. слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. открытость касается как сторон, участников судебного процесса, так и публики в зале судебного заседания и средств массовой информации.

Пунктом 2 ст. 123 устанавливается общий запрет заочного разбирательства уголовных дел в судах, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Пунктом 3 ст. 123 закреплен важнейший принцип судопроизводства – состязательности и равноправия сторон. Крайне важно, что в данном случае по существу два принципа закреплены в качестве двуединого. действительно, подлинная состязательность возможна лишь при условии фактического равенства сторон перед судом на всех стадиях судопроизводства.

Пунктом 4 ст. 123 в качестве важнейшего принципа устанавливается судопроизводство с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. такие случаи должны быть предусмотрены и их непомерное ограничение будет неконституционным. для состояния правосудия весьма важен диапазон правосудия в обеспечении защиты прав и свобод. Представляется, что и в этом аспекте Конституция России создает полноценную основу правосудия.

Статья 118 содержит положение о том, что судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Это установление Конституции представляется чрезвычайно ценным, точным и важным. исторически во всем мире правосудие развивалось путем его дифференциации. в древности оно было, например по «Русской Правде», недифференцированным, т.е. одновременно и уголовным, и гражданским судопроизводством. Постепенно они обособились друг от друга. Затем к ним добавилось административное судопроизводство, а в последнее время еще и конституционное.

В дореволюционной России развитие получили в основном гражданское и уголовное судопроизводство, в советское время – уголовное и гражданское судопроизводство. И лишь в постсоветское время появились в развитом виде конституционное и административное судопроизводство.

Чем же определяются виды судопроизводства? Иногда их различают по признакам судоустройства. Широкое распространение получило утверждение, что поскольку в России нет судов с названием «административные», то здесь нет и административного судопроизводства. Но это не соответствует действительности. Во-первых, административные дела и споры, связанные с обжалованием административных актов или с применением административных санкций, например, в области налоговых отношений или в сфере безопасности дорожного движения, рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами в количестве, мало уступающем числу гражданских дел. Следовательно, административное судопроизводство реально существует, и положения Конституции в этом аспекте реализованы. во многих странах мира, например, в Англии, отдельных судов с названием «административные» тоже нет, но административное судопроизводство функционирует эффективно.

В действительности четыре вида судопроизводства, обозначенные в ст. 118 Конституции РФ, отличаются друг от друга характером отношения, в рамках которого возникло дело или спор, т.е. предметом конкретного судопроизводства и материальным правом, которым регулируется это отношение и на основании которого будет вынесен соответствующий судебный акт (решение или приговор). Этот фактор и является определяющим для квалификации дела, а следовательно, и судопроизводства в качестве конституционного, гражданского, административного или уголовного. разумеется, при этом соответствующее судопроизводство должно производиться в процессуальной форме, адекватной природе применяемого материального права. в этом плане гражданско-процессуальное право вполне соответствует всей группе отраслей частного права – гражданскому, семейному, трудовому, но не во всем пригодно для разрешения административно-правового спора. Поэтому в Арбитражном процессуальном кодексе РФ появилась глава, закрепляющая важные особенности рассмотрения дел, связанных с применением публичного (административного, финансового, налогового) права.

Относительно недавно разработан и принят отдельный Кодекс административного судопроизводства. Но в нем большая часть норм (о процедурах рассмотрения, о доказательствах и т.д.) существенно не отличается от норм гражданского судопроизводства. Существующая в России судебная система в целом обеспечивает все четыре вида судопроизводства.

Конституционное судопроизводство в целом успешно осуществляется Конституционным Судом РФ. Гражданское и административное судопроизводство осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами, уголовное судопроизводство – судами общей юрисдикции.

Конституция РФ содержит важные положения, направленные на обеспечение эффективности правосудия. Статья 124 указывает на то, что финансирование судов производится только из федерального бюджета, что обеспечивает независимость судов в их взаимоотношениях с органами региональной власти и местного самоуправления. в соответствии с этой же статьей финансирование судов должно производиться на уровне, обеспечивающем возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Это правило подразумевает финансирование, достаточное для установления достойного материального содержания судей и персонала специалистов судов и создания иных нормальных условий для их деятельности. весьма важным фактором эффективности правосудия является высокий уровень профессиональной подготовки, деловых и нравственных качеств специалистов, обеспечивающих функционирование судов, осуществление правосудия. Между тем оплата труда специалистов судов, Федеральной службы судебных приставов в настоящее время не обеспечивает стабильность и должную квалификацию работников, что противоречит требованиям ст. 124 Конституции о финансировании, достаточном для осуществления правосудия. Решение этого вопроса могло бы способствовать поддержанию правосудия на уровне конституционного стандарта. Состояние и эффективность правосудия зависят не только от него самого, но и от всей правовой инфраструктуры – качества законодательства, деятельности органов исполнительной власти, исполнения судебных приговоров и решений. Эффективность уголовного судопроизводства во многом определяется активностью и качеством работы органов дознания и следствия. работа арбитражных судов по делам о банкротстве находится в прямой зависимости от состояния института арбитражных управляющих. Эффективность правосудия в целом в большой степени зависит от качества работы адвокатуры, нотариата, качества оказываемой населению правовой помощи, состояния и работы службы судебных приставов. общее состояние правопорядка во многом определяется степенью отлаженности взаимодействия всех ветвей власти.

Статья 80 Конституции, закрепляя статус Президента РФ как главы государства, указывает на то, что он является гарантом Конституции страны, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Эти обстоятельства должны учитываться как при оценке состояния правосудия, так и при организации работы по его совершенствованию, с тем чтобы оно в полной мере соответствовало установлениям Конституции. В целом состояние правосудия в Российской Федерации соответствует международным стандартам правосудия. В частности, существование в судебной системе наряду с судами общей юрисдикции отдельных подсистем конституционных судов, специализированных судов по отдельным категориям дел (административных, налоговых, коммерческих, по несостоятельности, по защите интеллектуальной собственности, трудовых, семейных и т.д.) является скорее правилом, нежели исключением, является общей закономерностью.

Так, в Германии существует в общей сложности шесть судебных систем во главе со своими высшими инстанциями – суды конституционные, общей юрисдикции, административные, социальные, финансовые, трудовые. Во Франции коммерческие споры рассматриваются в торговых судах. В России в дореволюционное время наряду с судами общей юрисдикции существовали коммерческие суды, а в советское время хозяйственные споры разрешались органами государственного арбитража.

Разумеется, существование нескольких судебных подсистем требует решения двух задач.

Первая – четкое разграничение между судами подведомственности дел и споров. Это достигается установлением в законе критериев определения подведомственности и подсудности дел и установлением механизма разрешения спорных ситуаций.

В настоящее время в российской судебной системе этот вопрос в целом решен. Критериями определения подведомственности дел арбитражным судам являются юридически оформленный статус предпринимателя или юридического лица спорящих сторон и экономический характер спора. тем не менее было бы целесообразно закрепить в Гражданском процессуальном кодексе, в Арбитражном процессуальном кодексе и Кодексе административного судопроизводства правила о том, что пререкания по подведомственности дел не допускаются и в случае отказа в принятии искового заявления вследствие неподведомственности суду одной юрисдикции не допускается отказ в приеме заявления судом другой юрисдикции по этому же основанию. вторая задача, требующая решения, – обеспечение единообразия судебного правоприменения. Именно необходимость решения этой задачи послужила причиной объединения двух высших судебных инстанций – Верховного Суда РФ и высшего Арбитражного Суда РФ.

В разных странах существуют различные способы решения этой задачи. Так, в Германии для этих целей используется институт большого сената, образуемого высшими судами для разрешения спорных ситуаций правоприменения. Во Франции с этой целью функционирует трибунал конфликтов. В Российской Федерации успешно применялась практика принятия совместных постановлений пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ для устранения возникающих расхождений в судебном толковании и применении норм права. Такие расхождения практически неизбежны независимо от того, сколько подсистем существует в судебной системе страны. Очевидно, что существование нижестоящих специализированных судов представляется вполне оправданным, поскольку способствует специализации судей и судов по специфическим и сложным делам, что, как это подтверждено и отечественной и мировой практикой, значительно повышает качество правосудия и сокращает его сроки.

Объективные данные свидетельствуют о существовании ряда серьезных проблем в современном правосудии Российской Федерации.

Среди них следует особо выделить значительную перегрузку судебной системы, особенно мировой юстиции, многих арбитражных судов, особенно в крупных промышленных субъектах Российской Федерации.

Причин этого явления несколько, и требуется их выявление и устранение, поскольку перегрузка весьма отрицательно сказывается и на качестве, и на сроках судебного разбирательства. Перегрузка судов большим количеством споров и дел – явление общемировое, характерное не только для России. Накоплен огромный опыт его преодоления и мировой, и российский (в прошлом), который сегодня используется недостаточно.

Во-первых, следует гораздо шире внедрять дифференциацию судебных процедур по разным категориям дел, вводя упрощенные, ускоренные процедуры по малозначительным и не представляющим сложности делам, которых немало. В частности, следует по таким делам (за исключением уголовных) ограничивать количество инстанций по обжалованию вынесенных и вступивших в законную силу судебных решений. Во-вторых, по делам административного судопроизводства, число которых в судах общей юрисдикции и арбитражных судах значительно, следует, используя мировой опыт, ввести обязательные досудебные процедуры для урегулирования конфликтов, возникающих в отношениях между гражданами и органами власти, особенно там, где этих конфликтов много (в налоговой сфере, в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и т.п.). В соответствующих системах государственной власти должны быть созданы структуры так называемой внутренней апелляции по рассмотрению жалоб и заявлений граждан и юридических лиц, призванные устранить все возможные нарушения прав и свобод граждан или при отклонении необоснованных обращений привести исчерпывающую аргументацию фактического и правового характера. разумеется, при этом за гражданами и организациями сохраняется возможность обжалования принятых решений в суд.

Подобный порядок оспаривания решений органов власти и самоуправления, широко распространенный за рубежом, позволяет не только значительно уменьшить загрузку судов делами административного судопроизводства, но и резко повышает законность деятельности органов власти, их ответственность за решения, отменяемые судом, сокращает расходы граждан и организаций на дорогостоящие судебные разбирательства. Кроме того, он позволяет выявить уровень законности в работе органов власти и самоуправления, оценить их работу в аспекте обеспечения ими прав и законных интересов граждан. все регламенты деятельности органов власти и самоуправления должны содержать нормы об организации и о процедурах рассмотрения жалоб и заявлений граждан и организаций в досудебном порядке. В сфере гражданского и коммерческого правосудия в целях его ускорения, повышения качества и эффективности необходимо отладить широкое использование альтернативных судебному порядку способов урегулирования конфликтов и разрешения споров, таких как переговорно-примирительные процедуры, в том числе с участием посредников-примирителей (медиация), третейского разбирательства (коммерческий арбитраж по предпринимательским спорам), нотариальное удостоверение заключаемых договоров и нотариальное сопровождение их исполнения, активно применяемые в европейских странах в качестве обеспечения правовой безопасности участников договорных отношений и так называемого предупредительного правосудия. Широкое использование альтернативных методов предупреждения и разрешения споров и конфликтов позволило бы существенно снизить уровень конфликтности в обществе, уменьшить число нарушений прав граждан, повысить уровень общей и правовой культуры. Это означало бы не только использование современного зарубежного опыта поддержания в обществе состояния правопорядка, но и возрождение отечественных традиций.

В дореволюционной России примирительные процедуры широко использовались мировыми судьями, коммерческими судами. в советское время переговорно-примирительные способы урегулирования конфликтов получили распространение в самых разнообразных формах: в судах при рассмотрении дел о расторжении браков и разрешении связанных с ними вопросов о воспитании детей, о разделе имущества, об уплате алиментов и т.п. трудовые споры в досудебном порядке рассматривались комиссиями по трудовым спорам. Коммерческие споры разрешались органами Госарбитража с обязательной предварительной процедурой предъявления претензии одной из сторон спора и рассмотрения ее другой стороной в установленном порядке и в определенные сроки. Бытовые и производственные конфликты рассматривались товарищескими судами, судами чести и т.п.

Мировая и отечественная практика превращает переговорно-примирительные процедуры в универсальную и весьма эффективную форму устранения конфликтов и разногласий на любой стадии отношений. Они могут применяться в качестве досудебных процедур, внутри судебного производства, после судебного разбирательства, на стадии исполнения судебного решения. в соответствии с законом они могут быть добровольными или по предписанию закона либо суда обязательными для сторон. Они могут проводиться с помощью специалиста-примирителя или под контролем суда и даже с участием судьи. важно в этих процедурах то, что в конечном счете конфликт улаживается волей самих спорящих сторон путем заключения ими соглашения об урегулировании спора.

Конституция РФ содержит положения, указывающие на использование переговорно-примирительных процедур и на межгосударственном уровне. В соответствии со ст. 15 международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. в соответствии со ст. 85 Конституции Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

В.Ф. Яковлев,

советник Президента Российской Федерации,

сопредседатель Ассоциации юристов России

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии