«Когда необходимо резко изменить восприятие ситуации, как правило, совершается провокация»

Роуз Геттемюллер: Варшава, далее - Москва - Новости - Политика - Голос России

Эксперт в области информационной безопасности, генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов Сергей Гриняев – о новых методах ведения информационных войн, о стратегическом значении Крыма и своих прогнозах по Украине.

- Что касается ситуации в Крыму. Предположим, если бы там не произошел референдум, не было бы «вежливых людей» и все осталось бы так, как было. Что бы там в данный момент происходило, по Вашей оценке?

- Моя оценка - там происходила бы ситуация как минимум повторяющая ситуацию на юго-востоке Украины. Тем более с учетом исламского фактора. Мы забываем о том, что Крым на территории Украины – это по сути единственный регион с обостренным, будем так говорить, исламским фактором в силу присутствия крымско-татарской диаспоры. Я думаю, что как раз те фундаменталистские течения, которые сегодня существуют в исламе, они могли получить некие ростки в том числе в Крыму и, безусловно, вся эта ситуация была бы использована для дестабилизации. Поскольку центральная власть в Киеве однозначно теряла управление страной, обострение ситуации в Крыму было предрешено.

- А угроза того, что там могла бы появиться база НАТО, насколько она вообще была реальна?

- Здесь я вот на чем акцентировал бы внимание. Крым, безусловно, является точкой стратегической и позволяет контролировать не только Черное море, но и Кавказ, и Балканы однозначно. Усиливает контроль в том числе над так называемыми черноморскими проливами Босфор – Дарданеллы. И конечно же, стремление НАТО контролировать этот регион однозначно привело бы к тому, что военное присутствие НАТО и США в этом регионе усилилось бы. И вспомните, что за последние годы в Крыму НАТО уже пыталось проводить - и неоднократно – военные учения. Безусловно, эти учения проводились не просто так. В ходе их проведения происходило изучение местности, в том числе возможного базирования. Была и такого рода информация, что НАТО уже выкупило несколько помещений в Севастополе – речь шла о какой-то детской школе, она реставрировалась на средства НАТО для решения задач этой организации на территории Крыма.

- Западные эксперты по поводу присоединения Крыма говорят, что это неправильно, а по поводу отделения Косово от Югославии – прямо противоположное.

- Ну это известная политика двойных стандартов, здесь что-либо возразить очень сложно. Я сам являюсь экспертом в области информационной безопасности, большинство моих работ сосредоточены в области теории информационной войны. И в чем специфика современного момента, и по Украине в частности? Если раньше мы говорили о какой-то там стратегии информационной войны, о каких-то там красивых сценариях, попытках красиво обмануть, что называется, то на примере официального представителя Госдепартамента США Джен Псаки мы видим, что сегодня утрачен сам подход сценарной разработки. Очень впрямую, топорно, грубо, благодаря доминированию в международных средствах массовой информации навязывается определенная точка зрения без какой-либо детальной проработки этих вопросов. Здесь такое гипертрофированное преобладание этих самых двойных стандартов очевидно.

А этому вообще как-то можно противостоять?

- Я боюсь, что достаточно сложно. Потому что сегодня 95 процентов мировых СМИ так или иначе связаны с Соединенными Штатами, финансируются за счет средств финансово-промышленных групп США, отдельными миллиардерами и так далее. И говорить о том, что через эту стену можно пробиться, очень сложно. Более того, две трети интернета и вообще глобальная паутина тоже контролируются Соединенными Штатами.

Другое дело, что существуют страны так называемого третьего мира, страны неприсоединившегося лагеря. Вот здесь есть почва для работы и продвижения инициатив в международном законодательстве в сфере достоверной информации.

- То есть России больше нужно присутствовать на информационном рынке Азии?

- Конечно. Азии, Латинской Америки, Африки и так далее. Потому что с западным миром очень тяжело работать.

- В катастрофе малазийского боинга, разбившегося на Украине, очень много странного. Вам, как эксперту, это очевидно?

- Когда необходимо резко изменить восприятие той или иной ситуации, как правило, совершается некая провокация. И чем больше жертв в результате этой провокации получается, тем более эффективно она работает. Психологически неприемлемое количество – это где-то от сотни жертв – позволяет манипулировать общественным сознанием. Я думаю, что неслучайно появилась та самая «небесная сотня» на Майдане – сто человек растрелянных. Я думаю, конечно же, неслучайно это падение боинга. Неслучайны эти моменты, связанные с отклонением от маршрута следования. Чистой воды провокация.

- Сегодня Запад во всем обвиняет Россию - что касается ситуации на Украине. Но в случае военного конфликта в Южной Осетии Запад же вынужден был признать, что первой напала Грузия, а не Россия? Хотя поначалу также преобладала противоположная точка зрения.

- Я думаю, что немножко цели разные в данном случае. И по Грузии ситуация действительно отличается несколько от общей картины, как раз в силу того, что изначально цели преследовались, в общем-то, другие – смена режима. Саакашвили был уже неинтересен Западу, он себя отработал. Поэтому и попали в эфир все эти известные кадры с поеданием галстука. Нужно было сменить одну политическую элиту на другую. Поэтому и спровоцировали определенного рода конфликт с тем, чтобы, что называется, «слить» эту политическую группу и заменить ее на другую – более вменяемую.

- Ваш прогноз по Украине. Чем может закончиться нынешнее вооруженное противостояние на Юго-Востоке?

- Сейчас это будет связано с резким обострением именно военной фазы операции, потому что официальный Киев будет всячески стремиться к Дню независимости 24 августа как-то переломить ситуацию. Ну а если это не получится, то с холодами, с осенью, с отсутствием собранного урожая, с отсутствием газа, вообще с массой проблем на Украине, ситуация как-то сама по себе разрешится. Я думаю, что будет круглый стол, за который сядут все противоборствующие стороны. Мой прогноз, что будет принято некое соглашение о федерализации Украины. Все же она останется в тех границах, в которых она существует сегодня, но с очень широкими полномочиями регионов.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии