Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова журналу «Международная жизнь», 19 августа 2023 года

19.08.2023

Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова журналу «Международная жизнь», 19 августа 2023 года.

Вопрос: Мир вошел в период противостояния концепций глобального развития: позиции России, Китая и в целом не-Запада в противовес политике западного доминирования. Было ли это неизбежно, исходя из различий цивилизаций, подходов к применению силы и международного права, пониманию роли международных институтов? В контексте актуальных вызовов какова, на Ваш взгляд, роль и миссия России?

С.В.Лавров: Не могу не согласиться, что продвигаемая США и подчинившимися им странами концепция доминирования Запада не предполагает гармоничного развития всего человечества. Напротив, приходится иметь дело с постоянным стремлением западного меньшинства к военно-политической и финансово-экономической экспансии. Лозунги меняются: то говорят о глобализации, то о вестернизации, американизации, универсализации, либерализации и пр. Но суть остается прежней – подчинить своей воле всех самостоятельных игроков, заставить их играть по правилам, выгодным Западу.

Сегодня уже мало кто отрицает, что американцы и их сателлиты пытаются затормозить, а то и повернуть вспять естественный процесс эволюции международных отношений в контексте формирования многополярной системы. «Прогибать» весь мир под свои нужды они считают возможным и с использованием негодных, неправовых методов, включая применение силы, односторонние (т.е. не одобренные СБ ООН) санкции, информационно-психологические операции и т.п.

На Западе сейчас «у руля» такие люди, как Ж.Боррель, которые делят мир на свой «цветущий сад» и «джунгли», где, по их мнению, обитает бόльшая часть человечества. При таком, не побоюсь этого слова, расистском мировоззрении, конечно же, трудно примириться с наступлением многополярности. В политико-экономическом истеблишменте Европы и США резонно опасаются, что переход к многополярной системе сопряжен с серьезными геополитическими и экономическими потерями, окончательным сломом глобализации в нынешнем, скроенном по западным лекалам виде. Пугает их, прежде всего, перспектива утраты возможности паразитировать на остальном мире, обеспечивая себе тем самым опережающий экономический рост за счет остальных.

Неприятие логики исторического развития, не скрываемое современным поколением западных лидеров, более всего свидетельствует об их профессиональной деградации, утрате способности к корректному анализу происходящих событий и прогнозированию тенденций. Еще одно подтверждение этого тезиса проявляется в том, что именно непродуманная политика США и их подопечных сделала неизбежным нынешнее обострение международной ситуации – вопреки нашим многолетним попыткам его предотвратить. Имею в виду полномасштабный кризис европейской безопасности, вина за который в полной мере лежит на наших бывших партнерах.

Учитывая все это, современная Россия видит свою миссию в поддержании глобального баланса интересов и выстраивании более справедливой архитектуры международных отношений. В систематизированном виде наши взгляды изложены в новой редакции Концепции внешней политики, утвержденной Президентом России В.В.Путиным 31 марта 2023 г. Мы верим, что всеобщим приоритетом должно стать обеспечение условий для мирного, поступательного развития человечества на основе объединительной повестки дня. Одна из ключевых задач на этом направлении – возрождение способности ООН играть центральную роль в согласовании интересов государств-членов.

Мы в таком стремлении далеко не одиноки. Все больше стран Глобального Юга и Востока начинают осознавать и формулировать национальные интересы, проводить политику, ориентированную на их реализацию в духе международного сотрудничества. Эти государства все настойчивее выступают за становление более справедливого миропорядка – через реформирование существующих или создание новых форматов взаимодействия для решения конкретных задач в сфере безопасности и развития. Мы поддерживаем эту тенденцию, исходя из ясного понимания, что именно за ней будущее.

Вопрос: В 1987 г., находясь с визитом в Москве, премьер-министр Великобритании М.Тэтчер заявила: «Я думаю, что никогда не было более значительного фактора сдерживания, чем ядерное оружие. Именно поэтому мы имеем мир в Европе в течение последних 40 лет». Сегодня в общественном дискурсе тема возможности применения такого вида вооружений широко обсуждается. Одни придерживаются мнения, что планка его использования в условиях угрозы самому существованию России занижена. Другие считают такой подход абсолютно неприемлемым. Каково Ваше мнение на этот счет?

С.В.Лавров: Действительно, о роли ядерного оружия во внешней политике России в последнее время говорится немало. Напомню, что условия его возможного применения с нашей стороны изложены в доктринальных документах. Важно понимать: государственная политика России в области ядерного сдерживания носит исключительно оборонительный характер. Она направлена на поддержание потенциала ядерных сил на уровне, минимально необходимом для гарантированной защиты суверенитета и территориальной целостности государства, предотвращения агрессии против России и ее союзников.

В контексте сдерживания обладание ядерными вооружениями является на сегодня единственно возможным ответом на некоторые существенные внешние угрозы безопасности нашей страны. Развитие ситуации вокруг Украины подтвердило обоснованность наших озабоченностей в данной сфере. Грубо нарушив принцип неделимости безопасности, НАТО – организация, которая, напомню, провозгласила себя ядерным альянсом, – сделала ставку на «стратегическое поражение» России. Наши вынужденные ответные действия по защите своего внешнего контура безопасности «коллективный Запад» использовал как предлог для перехода к ожесточенному противостоянию с использованием гибридного арсенала средств.

В контексте украинского конфликта большая опасность заключается в том, что, ведя дело к эскалации, США и страны НАТО рискуют оказаться в ситуации прямого вооруженного столкновения ядерных держав. Считаем, что такое развитие событий должно и может быть предотвращено. Поэтому вынуждены напоминать о существовании высоких военно-политических рисков и посылать отрезвляющие сигналы оппонентам.

Хочу подчеркнуть: наша страна в полной мере привержена принципу недопустимости ядерной войны и исходит из того, что в такой войне не может быть победителей. Соответственно, она никогда не должна быть развязана. Этот постулат был подтвержден лидерами пяти ядерных держав в совместном заявлении от 3 января 2022 г. В нынешних условиях документ приобрел дополнительную актуальность – из его логики следует, что необходимо предотвращать любую военную конфронтацию между ядерными державами, поскольку она чревата переходом на ядерный уровень. В этой связи на данном этапе важнейшая задача – сохранение каждым из ядерных государств приверженности этим пониманиям и проявление ими максимальной сдержанности.

Вопрос: Россия и Запад вплотную подошли к прямому столкновению. Не кажется ли Вам, что количество зашкаливающей русофобии переросло в другое историческое качество? Как Вы сегодня охарактеризовали бы угрозу эскалации напряженности, возможно ли повторение трагических страниц истории XX века, ставшего свидетелем двух мировых войн?

С.В.Лавров: Действительно, западные страны буквально прорвало после пары десятилетий, когда они делали вид, будто являются цивилизованными и адекватными партнерами на международной арене. Однако у этой ситуации есть и положительная сторона – Мировое большинство получило возможность увидеть истинное лицо тех, кто претендовал чуть ли не на монопольное право определять «универсальные ценности».

Скрытая под личиной лицемерия русофобская сущность многих наших бывших партнеров проявилась сегодня во всей красе, если, конечно, так можно выразиться. Но давайте не будем забывать, что началось все не вчера. В течение многих лет они цинично занимались превращением соседней с нами страны во враждебный России военный плацдарм, взращивая там целое поколение политиков, готовившихся объявить войну общей истории, общей культуре, да и в целом всему русскому.

В западных столицах открыто признали, что не планировали выполнять Минские соглашения, которые были призваны урегулировать конфликт на Украине. На самом деле лишь тянули время для подготовки к военному сценарию, накачки Киева вооружениями.

Думаю, важно понять главное: на Западе нашу страну хотят устранить как серьезного геополитического конкурента. Именно по этой причине Вашингтон и Брюссель развязали против нас гибридную войну. В довесок к ней идет беспрецедентное санкционное давление. Наших партнеров американцы и кнутом, и пряником пытаются отвадить от экономического и любого другого сотрудничества с Россией. В ход идут откровенные диверсии, как в случае с подрывом газопроводов «Северного потока» на дне Балтийского моря. Предпринимаются возмутительные усилия по «отключению» нашей страны от механизмов международного сотрудничества в области культуры, образования, науки и спорта.

Очевидно, что все эти и другие агрессивные меры нацелены на ослабление, выматывание России. Они хотят по максимуму истощить наши экономические, технологические и оборонные возможности, ограничить суверенитет и заставить нас отказаться от самостоятельного курса во внешней и внутренней политике.

Около 50 стран, входящих в «коалицию Рамштайн» по военной поддержке Украины, фактически вовлечены в вооруженный конфликт на стороне киевского режима, который, подчеркну, не гнушается и террористическими методами ведения военных действий. На Украину идут масштабные поставки западных вооружений, в том числе кассетных и дальнобойных. В планировании операций ВСУ участвуют натовские инструкторы, используются натовские разведданные.

В стоимостном выражении общая зарубежная помощь режиму В.Зеленского за год с начала СВО превысила 160 млрд долл., в том числе военная – 75 млрд долл. Кстати, по подсчетам вашингтонской НПО «The Heritage Foundation», США уже выделили Украине около 113 млрд долл., то есть по 900 долл. с каждого домохозяйства плюс еще по 300 долл. в виде процентов на обслуживание соответствующих долговых обязательств. Огромные суммы, особенно с учетом тяжелой ситуации в мировой экономике.

Западные лидеры при этом как мантру повторяют, что будут помогать Киеву столько, сколько потребуется. Конечно, воевать до последнего украинца – их выбор, а также решение клики В.Зеленского. Однако исторически США имеют не лучший послужной список в вопросе поддержки своих союзников. Достаточно лишь держать в уме эпизоды резкого прекращения американской военной помощи Южному Вьетнаму в 1973 г. и режиму А.Гани в Афганистане в 2021 г. и тот факт, что это приводило к немедленному падению лояльных Вашингтону властей. А ведь и сегодняшняя Украина практически полностью зависит от западных финансовых вливаний и поставок вооружений.

Если заглянуть в будущее, там всё безрадостно для киевских властей и их кураторов. Чем больше затягиваются вооруженные столкновения, тем меньше у западных инвесторов желания участвовать в постконфликтном восстановлении Украины. Всё слабее становится их вера в её военные успехи и вообще в сохранение этого государства в любых формах и границах. Не говоря уже о том, что под большим вопросом способность Киева обслуживать свой государственный долг. Невозвращение кредитов неизбежно ляжет дополнительным бременем на налогоплательщиков в странах Запада, будет способствовать разгону инфляции и снижению уровня жизни.

Западу следует осознать и другое: Россия будет защищать своих людей и свои жизненные интересы всеми средствами. И будет лучше, если наши оппоненты как можно скорее поймут полную бесперспективность конфронтации с Россией и перейдут к более цивилизованным, политико-дипломатическим способам обеспечения баланса интересов.

Вопрос: Ряд политиков, в частности, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и Премьер-министр Венгрии В.Орбан неоднократно говорили, что о прекращении конфликта на Украине должны договариваться Россия и США. Вы разделяете эту точку зрения?

С.В.Лавров: Как представляется, такая логика подразумевает, что Украина – марионетка американцев, и решать все важные вопросы нужно с ними. Проблема, однако, в том, что прекращать конфликт США не намерены. Как я уже говорил, их официально заявленная задача – нанести России «стратегическое поражение», максимально ослабить нас в военном, экономическом и политическом плане. Поэтому в Вашингтоне постоянно твердят, что все переговоры об урегулировании должны вестись исключительно на условиях украинцев, то есть на основе пресловутой «формулы мира» В.Зеленского. На наш взгляд, это бессмысленная ультимативная позиция. Невозможно требовать от нас согласиться с ущемлением наших коренных интересов в сфере безопасности и продолжением произвола в отношении русских и русскоговорящих людей на новых территориях и на землях, контролируемых ВСУ.

Напомню, что в декабре 2021 г. мы предприняли серьезнейшую попытку донести до западных столиц наши озабоченности, передав проекты двух договоров – о гарантиях безопасности с США и о мерах обеспечения безопасности с государствами-членами НАТО. Однако наша инициатива была «с порога» высокомерно отвергнута. Вместо переговоров они бросили все силы на наращивание производства вооружений и боеприпасов для передачи Украине, провоцируя дальнейшую эскалацию региональной напряженности.

Наш подход – последовательный и полностью прозрачный. Мы всегда говорили, что готовы к содержательному диалогу, потратили много лет и усилий на попытки добиться выполнения Киевом Минских соглашений. Как Вы знаете, Россия с первых дней специальной военной операции была открыта к обсуждению путей достижения ее целей и задач политико-дипломатическим путем. Мы сразу откликнулись на предложение Украины начать переговоры и вели их вплоть до того момента, как украинская сторона по указке Запада не прервала их в апреле 2022 г. А позднее, 30 сентября 2022 г., В.Зеленский своим указом и вовсе запретил переговоры с российским руководством. Таким образом, именно Киев с подачи внешних кураторов саботировал дипломатическую работу.

Теперь же в разных городах – то в Копенгагене, то в Джидде – проводятся многосторонние встречи без приглашения российских представителей – в надежде убедить развивающиеся страны поддержать «формулу мира» В.Зеленского. Москву при этом обвиняют в «нежелании участвовать в переговорах», а любые доводы о необходимости учитывать жизненные интересы нашей страны с ходу отметаются. Понятно, что такой подход не свидетельствует о намерении Запада о чем-то договариваться с Россией.

Таким образом, перспектив переговоров между Россией и Западом сейчас, увы, не просматривается. К тому же западные спонсоры постоянно подталкивают киевский режим к повышению ставок. А лицемерные призывы западников к переговорам мы расцениваем как тактическую уловку, чтобы в очередной раз выиграть время, дать истощенным украинским войскам передышку и возможность перегруппироваться, вновь накачать их оружием и боеприпасами. Но это – путь войны, а не мирного урегулирования. Нам это абсолютно ясно.

Вопрос: Недавно в Санкт-Петербурге состоялся второй саммит Россия-Африка. По его итогам Президент Российской Федерации В.В.Путин дал высокую оценку как нынешнему уровню отношений с африканскими странами, так и перспективам их развития. В каких областях Вы видите наибольший потенциал сотрудничества?

С.В.Лавров: Второй саммит Россия-Африка, прошедший в июле в Санкт-Петербурге, подтвердил твердый настрой Москвы и африканских стран на сотрудничество и расширение рамок партнерства. Он также выявил наличие общей мировоззренческой основы нашего взаимодействия в виде традиционных духовно-нравственных ценностей. Несмотря на колоссальное давление со стороны Запада, на встречу прибыло 48 официальных делегаций и представители пяти ведущих региональных интеграционных объединений. Причем 27 стран континента были представлены на уровне первых и вторых лиц. Эти цифры однозначно свидетельствуют о том, что независимый внешнеполитический курс нашей страны пользуется пониманием развивающихся стран, а усилия США и их союзников, направленные на международную изоляцию России, потерпели крах.

Стержневым вектором нашего сотрудничества с Африкой является содействие в укреплении политического, экономического и технологического суверенитета партнеров. Мы готовы делиться с африканскими друзьями соответствующим опытом – для повышения устойчивости и конкурентоспособности их систем государственного управления, обеспечения продовольственной безопасности, реализации национальных приоритетов в сфере социально-экономического развития. Россия воспринимается в Африке как надежный партнер и в плане содействия поддержанию военно-политической стабильности, урегулированию региональных конфликтов, борьбе с терроризмом, наркопреступностью и другими трансграничными угрозами и вызовами.

Саммит открыл перспективы наращивания российско-африканского сотрудничества в различных областях. Это, в частности, касается инвестиций, региональной экономической интеграции, сельского хозяйства, энергетики, строительства инфраструктуры, недропользования, информационно-коммуникационных технологий, здравоохранения и образования.

Отдельного упоминания заслуживает наш пилотный проект по созданию Российской промышленной зоны в Египте, которая призвана стать площадкой для производства и экспорта товаров в другие страны региона с использованием возможностей Африканской континентальной зоны свободной торговли.

Россия остается добросовестным поставщиком энергоресурсов, продовольствия, удобрений, медикаментов в Африку. Одно из наиболее востребованных направлений сотрудничества – оказание гуманитарной помощи особо нуждающимся государствам региона.

Значительное внимание традиционно уделяем подготовке кадров. В российских вузах обучается почти 35 тыс. африканских студентов, и это число ежегодно растет. Планируется открытие филиалов ведущих российских вузов в странах Африки, создание других совместных образовательных заведений.

Вопрос: В текущих условиях особое значение приобретают отношения России со странами ЕАЭС и ОДКБ. Динамика развития взаимодействия в рамках этих структур очевидна. При этом наши партнеры, в частности в государствах Центральной Азии, подвергаются серьезному внешнему давлению с целью заставить их присоединиться к антироссийским санкциям. Как, на Ваш взгляд, можно этому противостоять?

С.В.Лавров: Действительно, партнеры по ЕАЭС и ОДКБ испытывают колоссальный нажим со стороны недружественных государств. Регулярными стали поездки к ним высокопоставленных чиновников из западных столиц для проведения «консультаций» по вопросам «противодействия обходу» нелегитимных антироссийских санкций. Если называть вещи своими именами, то речь идет, конечно же, о попытках угрозами и шантажом заставить наших союзников отказаться от абсолютно законного сотрудничества с Россией.

С пониманием относимся к тому, что в условиях оказываемого на них внешнего давления наши партнёры вынуждены проявлять осмотрительность. Имеющиеся между нами взаимные торгово-экономические обязательства продолжают выполняться, поскольку отвечают интересам сторон и не нарушают международное право.

Естественно, с нашей стороны предпринимаются встречные шаги, направленные на купирование попыток деструктивного влияния извне. Так, в рамках ЕАЭС налажена выработка совместных мер по преодолению последствий введенных против России и Белоруссии санкций за счёт повышения устойчивости экономик стран Союза. Это уже дало конкретные результаты. Неуклонно растет объем взаимной торговли, доля национальных валют во взаиморасчетах, увеличивается число кооперационных проектов, полностью обеспечена продовольственная и энергетическая безопасность.

Приведу ещё некоторые цифры. На рынок ЕАЭС приходится до 40% внешней торговли центральноазиатских государств. В регионе Центральной Азии работают более 10 тыс. российских и совместных предприятий, на которых создано порядка 900 тыс. рабочих мест. В целом евразийская интеграция служит залогом сохранения экономической стабильности государств-членов ЕАЭС и повышения благосостояния их граждан.

В полной мере это справедливо и применительно к ОДКБ. Основу нашего взаимодействия в этой организации составляют принципы равноправия и учета интересов всех входящих в неё государств. Уверены, что наши союзники критически подходят к возросшему в последнее время вниманию Запада к их странам и не допустят своего вовлечения в планы, направленные на эскалацию военно-политической напряженности.

В целом, мы, конечно, рассчитываем, что, развивая связи с третьими странами и объединениями, наши союзники по ЕАЭС и ОДКБ не будут предпринимать шаги, противоречащие их обязательствам в рамках этих организаций. При этом не в наших правилах «учить жизни» другие государства или диктовать, как и с кем им строить отношения. Россия не запрещает никому из наших соседей и партнеров налаживать взаимодействие с кем-либо, но всегда просит учитывать наши законные интересы. Думаю, они нас слышат.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии