Галицкая Русь и Первая мировая: память вопиет

2014 год – год трагического юбилея со дня начала Первой мировой войны, которую наши предки называли Второй Отечественной. На Украине об этой войне не вспоминают вовсе, и тому есть причина – соучастие политических украиноманов в геноциде собственного народа, устроенного Австро-Венгрией и Германией.

В 1914 г. тогдашние украинские националисты, окрыленные приходом австро-германских войск, почуяв свободу, с задором принялись уничтожать своих земляков, не разделявших их планы построения расово чистой украинской державы «от Сана до Дона». Концлагерь Талергоф, превращенный в специализированные застенки для уничтожения галицко-русского населения, оставили в народной душе незаживающие рубцы. Воспоминания о муках Талергофа публиковались в галицко-русской среде вплоть до 1930-х гг.(1).

 

 

О страданиях Галицкой Руси и жестоких ранах, нанесенных ей политическими украиноманами в годы Первой мировой войны (массовые расстрелы и повешения, в т.ч., особ духовного звания, женщин и стариков были тогда в порядке вещей) непредубежденным историкам хорошо известно. Хватает и фактологического материала, запечатленного в архивных документах.

Например, в приведенном выше стихотворении Ив. Тернопольского «В нынешни дни» упоминается «Альманах». Имеется в виду «Талергофский альманах» - сборник фотодокументов и иных свидетельств геноцида карпато-русского населения австрийскими войсками и их украинскими союзниками. В 1920-1930-х гг. он издавался львовским Талергофским комитетом, учрежденным бывшими узниками Талергофа, выложен в Сеть и доступен для скачивания.

Возникает вопрос о целесообразности переиздания этого серьезного обвинительного акта, раскрывающего масштабы ужасных преследований и массовых казней карпатороссов украинскими националистами. На фоне происходящих на Украине событий переиздание «Талергофского альманаха», повествующего языком архивных документов, просто необходимо.

В 2014 г. планируется проведение множества памятных мероприятий, так или иначе относящихся к событиям Первой мировой. Не осветить трагическую историю Карпатской Руси в годы той войны было бы признакам неуважения к многотысячным жертвам тогдашнего украинского национализма.

Паралелли событий далекого 1914 г. с событиями 2014 г. поразительны. На сцене – те же политические силы (подстрекаемые Западом украинские экстремисты, с одной стороны, и с другой - тысячи их сограждан, отданных им на заклание за свои русофильские взгляды).

И те же зверские методы: в 1914 г. в Перемышле толпой украинских националистов и венгерскими гонведами были растерзнаны 44 безоружных галицко-русских крестьянина, в т.ч., 16-летняя девушка Мария Мохнацкая. В 2014 г. в Одессе в Доме профсоюзов заживо сожжены 48 жителей города, обвиненные украинскими националистами в том же грехе – русофильстве.

О смерти Марии Мохнацкой известный галицко-русский писатель Василий Романович Ваврик (1898-1970), сам узник Талергофа, написал трагедию «Маша» (2). В 1930-х она еще ставилась на театральных подмостках Галиции, но затем по сей день предана забвению. Вот как В. Р. Ваврик описывает тогдашнюю ситуацию в Галицкой Руси: «Какъ ни странно и больно, Австрiя нашла сильную поддер­жку въ украинофильской партiи; поголовно вся интеллигенцiя этого направленiя состояла на добровольной, тайной службе безпощадной, нѣмецкой стихiи» (2).

Не пришло ли время переиздать «Машу», вывести ее снова на театральную сцену? Смерть безвинной галицко-русской девушки в далеком 1914 г. послужит убедительной иллюстрацией преступной сути украинской националистической идеологии, которая, как и сто лет назад, несет народам Украины страдания и муки. К слову, югая Маша была не единственной жертвой в семье Мохнацких. Ее брат Феофил был повешен годом ранее, в 1915 г., а отец схвачен жандармами. История украинского движения в Галицкой Руси – это трагедия многих семей, изведенных под корень апологетами независимого украинского государства.

Киевский режим развернул против России информационную войну, в т.ч., на уровне смыслов. Русская цивилизация, Русский мир преподносятся как извечные враги украинского народа и его культуры, а глава СБУ Валентин Наливайченко пугает граждан «православным фундаментализмом», исходящим от России. Но узники Талергофа и Мария Мохнацкая были галичанами – такими же украинцами, как и современные галичане. С тем лишь отличием, что украинскую идентичность они воспрниимали как региональную, и осознавали свои общерусские корни.

Учитывая, что кризис на Украине – это надолго, и в ближайшем будущем исчезновение с политической сцены украинскому национализму не грозит, изучению и распространению материалов о соучастии украинских национал-экстремистов начала ХХ в. в геноциде собственного народа следует придать планомерный и глубокий характер.  

Это не должны быть разовые памятные акции, не оставляющие следа в памяти обычного слушателя. Это должна быть комплексная и многоуровневая работа по систематизации и популяризации исторических сведений о горькой участи галицко-русского народа. Сама тематика тоже масштабна, поскольку вплотную примыкает к т.н. русинскому вопросу на Закарпатье. Закарпатские русины – единственные наследники тех верен, когда вся Карпатская Русь, а не только ее закарпатская часть, придерживались общерусского самосознания. Галичане сравнительно недавно отказались от русинского имени, хотя имеется предостаточно доказательств, что, прежде, чем стать украинцами, галичане называли себя галицкими русинами.

Старательное и систематическое изучение карпато-русского вопроса принесет Русскому миру лишь пользу: позволит на исторических примерах подчеркнуть неизменно агрессивную роль украинского национализма; показать общерусские корни тех, кто сегодня мнит себя народом, с русскими ничего общего не имеющим; заполнить пробел в исторических знаниях широкой публики, мало осведомленной о трагических событиях прошлых веков в Галицкой Руси.

1)       «Веночек стихотворений» (Львов, 1932 г.)

2)       В. Р. Ваврик «Маша» (Львов, 1933)

Владислав Гулевич,

политолог,

аналитик Центра консервативных исследований

факультета социологии международных отношений МГУ

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии