Доктор философии Елена Григорьева: Сегодня убрали меня, завтра придут за вами

26.12.2013

11 ноября 2013 года издание «Постимеес» разместило на своих страницах Открытое письмо старшего научного сотрудника отделения семиотики Тартуского университета, доктора философии Елены Григорьевой к члену исследовательской группы по семиотике ТУ Михаилу Лотману. Она призывает продолжателя дела своего отца, Михаила Лотмана, обратить внимание на процессы, происходящие в отделении семиотики Тартуского Университета, которые приводят к обесцениванию и вымиранию высшего образования (к тому же, не только русскоязычного) в Эстонии.

Интервью с Еленой Григорьевой публикует Информационный бюллетень Совета объединения «Русская Школа Эстонии». Беседовала ответственный редактор Юлия Мазалова.

Юлия Мазалова: Расскажите, пожалуйста, о себе: где Вы родились, учились, работали и работаете на данный момент?

Елена Григорьева: Я родилась в Тарту, закончила 26-ую английскую школу в Таллине. После окончания школы я год работала в Институте информации. Поступила в Тартуский университет, где закончила Отделение русского языка и литературы. Моим научным руководителем была Зара Григорьевна Минц, я занималась Серебряным веком, диплом, позже переработанный в магистерскую диссертацию по Андрею Белому и Федору Сологубу. После окончания университета я начала работу научным сотрудником в Лаборатории истории и семиотики под руководством Юрия Лотмана. Я занималась визуальной культурой, теорией знака и сознания, иконографией, социологией и т.д. Эта работа вылилась в докторскую монографию, защищенную cum laude в 2000 году, позже переизданную в виде книги в российском издательстве «Водолей». После уничтожения Лаборатории я перешла на новое Отделение семиотики, где и работала по сей день, сочетая педагогический эксперимент с научной работой.

- Почему Вы выбрали Семиотику? Расскажите о Вашем эксперименте, который Вам не дали довести до конца.

Е.Г.: Семиотика сама выбрала меня, я попала в нее случайно. Я поступила в университет, практически ничего не зная ни о семиотике, ни о Школе. Просто повезло. Начало моего эксперимента по построению динамической модели сознания (или семиосферы в определении Ю.М.Лотмана) можно отсчитывать с разных точек моей персональной истории. Я начала осознавать, что я участвую в этом эксперименте, около 2006 года, когда я стала наблюдать отчетливые закономерности в том, как строится текст в реальном времени.

В 2008 году я сделала об этом доклад в Пушкинском доме в С.-Петербурге. Примерно тогда же я стала понимать, что эти закономерности можно и наблюдать и переносить, так сказать, в «настоящую жизнь». Что можно не только наблюдать, но и формировать культуры, используя определенные инструменты воздействия на сознание. Я стала применять эти технологии в своей педагогической практике и продолжала обрабатывать материалы в теоретических докладах и статьях. У меня было два основных курса, соответствующих модели двух полушарий человеческого мозга, иногда я читала дополнительные спецкурсы на разнообразные смежные темы. В 2010 году я начала читать новый курс по субкультурам, но через год у меня этот курс отобрали, отобрав и 0,2 ставки старшего научного сотрудника. Именно тогда и началось постепенно нараставшее противостояние между мной и моими коллегами, которое на данный момент закончилось описанным в Открытом письме увольнением с 0,5 ставки лектора.

Я была поставлена на грань выживания. Поэтому мне приходится бороться за свои права просто на физическое существование с учетом моей профессиональной квалификации. Мне эта ситуация чрезвычайно напоминает ситуацию с генетикой и кибернетикой в эпоху сталинского культа. Генетики многие просто физически погибли в мясорубке политических амбиций. У нас была Лаборатория семиотики, а ее с наступлением национального восторга разогнали еще ДО смерти Лотмана. Чернову удалось создать новое Отделение, а Чернова изгнали. Мы начинали учить на трех языках, а у нас отобрали русский. Оригинальный язык нашей Школы. Как это называется? Это – геноцид. Я – один из немногих уцелевших хранителей традиции нашей Школы на оригинальном языке, а меня ставят на грань выживания.

- Вы продолжили дело Юрия Лотмана, благодаря Вам Институт Философии и семиотики получил многолетний грант, не так ли? Как же вышло, что для Вас не нашлось места в этом проекте? Какая официально названная причина Вашего увольнения?

Е.Г.: Я сидела очень долго тихо и делала свою работу. Читала по-русски и по-английски, потом только по-английски. Я стала получать объективные доказуемые результаты по своему эксперименту. А меня стали притеснять – отбирать курсы, лишать заработной платы. Я подумала, что мои коллеги меня просто не знают, не знают моих работ, я им не интересна, потому что я ими не интересуюсь. Я стала выступать на разных форумах, критиковать систему нашего преподавания и администрирования, поскольку я видела, что наука стремительно вырождается только в показательные ритуалы.

Я представила свою модель Двойной Герменевтической Спирали на всевозможных международных конгрессах экспертов, поскольку я полагала, что мы принадлежим к одной Школе. В 2010 я пришла к Калеви, нашему заведующему, и предложила ему идею нового проекта под общий грант: реконструкция, моделирование, конструирование национальной матрицы самоидентичности. Я уже работала в этом направлении и решила, что мы можем удачно объединить наши усилия. У меня каждый пункт отчета соответствует идее этого проекта. Проект пишет команда, возглавляемая номинально Пеетером Торопом, а за кулисами - Михаилом Лотманом. Они переформулируют, адаптируют под свои нужды, выигрывают грант, получают старшего научного и младшего научного, а у меня отбирают половину ставки.

Странно, что мне одной кажется, что это ситуация несправедливая. Я так понимаю, что денег на академическую науку становится все меньше, а молодые напирают, они на все согласны, а старики неудобны, они многое помнят, поэтому так и получается. Своим не хватает, сначала убираем русских. Как это было все обставлено? Какие-то иностранные студенты (числом 6 или 4) мне поставили негативные оценки в официальной совершенно бессмысленной классификации. Кто такие? Анонимы. А то вдруг я буду мстить. И эти негативные оценки моих лекций послужили основным аргументом в том, что я несостоятельна занимать данную позицию.

При этом, как я уже неоднократно писала, ни один из «взрослых» членов комиссии не удосужился лично проверить корректность оценки студентов. А официально все по закону – тайным голосованием. Поэтому, когда я пишу в ректорат, что меня уволили несправедливо, они мне отвечают: вас уволили по закону. А когда я пишу, у вас несправедливый закон, он требует пересмотра, а я – восстановления в правах и репутации, мне просто не отвечают. Молчат.

Вот типичный ответ из ректората, вернее, не совсем, он из вежливости написан по-русски, чтобы показать, что русских ученых никто не притесняет:

«Уважаемая госпожа Елена Григорьева!

Должности преподавателей и научных сотрудников в Тартуском университете заполняются согласно постановлению „Õppejõudude ja teadustöötajate ametikohtade täitmise kord“, принятому советом университета 24 сентября 2010 года. Это же постановление определяет порядок оспаривания результатов конкурса.

С уважением

Ивар-Игорь Саарнийт

Академический секретарь»

- 11 ноября этого года в газете Поостимеес было опубликовано Ваше открытое письмо Михаилу Лотману, в котором Вы описали создавшуюся ситуацию в отделении семиотики, и призываете его публично выразить свое отношение к этой ситуации и урезанию Вашей ставки. Скажите, последовал ли Михаил Юрьевич Вашему призыву?

Е.Г.: Нет, Михаил Лотман мне на письмо до сих пор ничего не ответил. Я попросила своего студента перевести это письмо на эстонский язык (вдруг Михаил подзабыл язык своих родителей), но и на это письмо он мне не ответил.

- Намерены ли вы бороться и восстановить свое место старшего научного сотрудника и продолжить работу над начатым экспериментом?

Е.Г.: Да, я буду бороться за восстановление своей научной и педагогической репутации во всех возможных инстанциях. Я считаю, что мой случай должен послужить настоящим триггером к серьезной публичной дискуссии в обществе о морали и этике в среде интеллектуальной элиты.

Я еще хочу просто сказать всем, кто меня читает: не оставайтесь равнодушны! Сегодня убрали меня, завтра придут за вами. Я была самой дурой, не будьте такими же дураками.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии