Ответ на этот весьма непростой вопрос пытались найти для себя российские участники двустороннего семинара «Современные миграционные процессы и их общеевропейские вызовы». Семинар прошёл с 26 по 28 июля в стенах Академии политического образования в баварском городке Тутцинг.
Организаторами семинара в Тутцинге выступили российские эксперты, входящие в состав Института лингвоцивилизационных и миграционных процессов (ИЛМП) – специального экспертного совета, образованного в 2014 году в составе фонда «Русский мир» с целью изучения и обмена опытом приема и адаптации мигрантов между Россией, Германией и Францией.
С момента учреждения ИЛМП российские эксперты, в числе которых руководящие сотрудники Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан, МИД РФ, ведущих российских академических учреждений, таких как Институт государства и права РАН, Институт Европы РАН, Институт этнологии и антропологии РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова, РУДН и других, провели целый ряд двусторонних и многосторонних встреч.
Была образована постоянно действующая российско-германо-французская экспертная площадка, к работе которой подключились и представители других европейских стран – таких как Италия и Австрия. Возникли и постоянные надёжные зарубежные партнёры, в числе которых и академия в Тутцинге.
Вояж экспертов ИЛМП в Баварию стал вторым за три года, он состоялся в продолжение семинара 2016 года, а уровень его участников оказался ещё более высоким. Так, немецкие соорганизаторы смогли привлечь к участию в нём бывшего премьер-министра, позже – министра внутренних дел Баварии д-ра Гюнтера Бекштайна, представителя Еврокомиссии в Мюнхене Иоахима Ментце, уполномоченную правительства Баварии по интеграции мигрантов, члена баварского ландтага Мехтильду Виттман.
В состав российской делегации вошли председатель совета экспертов ИЛМП, директор Института Европы РАН Алексей Громыко (руководитель делегации); его заместитель по институту, директор Центра германских исследований Владислав Белов; заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Владимир Зорин; советник исполнительного директора фонда «Русский мир», исполнительный вице-президент общества «Россия – Германия» Анатолий Блинов; один из ведущих российских специалистов в вопросах приема и адаптации мигрантов Ольга Чудиновских (экономический факультет МГУ); эксперты Высшей школы экономики и РУДН Наталия Карпова и Мария Тисленко.
«Мы справимся с этим!»
Как информировали немецкие участники семинара, с одной стороны, наблюдаются значительные успехи в сфере адаптации мигрантов в Германии, с другой – имеют место значительные разногласия по миграционным процессам, миграционному законодательству как на правительственном уровне (в частности – между федеральным канцлером Ангелой Меркель и бывшим премьер-министром Баварии, а ныне министром внутренних дел Германии Хорстом Зеехофером), так и на законодательном.
По данным участвовавшего в семинаре заместителя управляющего Экспертного совета немецких фондов по миграции и интеграции д-ра Хольгера Кольба, в настоящее время в мире находится свыше 65 миллионов беженцев, но лишь 2,8 миллиона из них нашли убежище в Европе. При этом 60 процентов беженцев, хлынувших из подверженных кризису стран Ближнего Востока и Африки в 2014–2015 годах, были приняты в Германии. Не будет преувеличением утверждать, что, выдвигая свой лозунг «Мы справимся с этим!», Ангела Меркель руководствовалась итогами успешно выдержанного Баварией испытания по приёму невероятной массы беженцев в 2014 году, когда ежедневно на территорию этой немецкой земли попадало до 8 тысяч человек, стремящихся обрести убежище, получить разрешение на проживание.
Немецкая федеральная программа поддержки и интеграции мигрантов опирается на бюджет в 40 миллиардов евро, выделяемый на период до 2022 года. Помимо общегосударственных субсидий, правительства немецких земель выделяют впечатляющие суммы на поддержку интеграции прибывших к ним мигрантов. И по сравнению с другими землями лидерство Баварии в этом отношении налицо (так, из 20 миллиардов евро ежегодной поддержки мигрантов на земельном уровне 9 миллиардов приходится на Баварию).
Как призналась российским экспертам правительственная уполномоченная по вопросам интеграции Мехтильда Виттман, объем стоящих перед ней задач по адаптации и интеграции различных категорий иностранцев значителен, а вот штат собственных сотрудников невелик – всего 7 человек. Однако за её спиной выстраивается контингент профессиональных помощников в 200 человек в составе специального управления по миграции, образованного при баварском МВД.
На территории земли действуют многочисленные центры языкового обучения и культурной адаптации мигрантов в местную общественную среду. В отличие от некоторых немецких земель, например Северного Рейна-Вестфалии, где имеются ограничения по максимальному удельному весу иностранцев среди населения городов, в Баварии такие пороги отсутствуют, а в ряде населённых пунктов доля иностранцев достигает показателя в 20–22 процентов.
В земле отсутствуют как переселенческие гетто, так и «параллельные общества». Уровень выдворений получивших отказ в представлении разрешения на проживание иностранцев остаётся невелик и не превышает трёх процентов от общего количества подавших заявление на приём в Баварии беженцев.
Среди находящихся на территории этой немецкой земли переселенцев и мигрантов почти 80 процентов тех, кто прибыл сюда для проживания и трудоустройства из других европейских стран, поэтому сказывается и невысокий уровень преступности среди иностранцев.
Баварские предприниматели заинтересованы в использовании как квалифицированной, так и неквалифицированной рабочей силы в производстве и активно привлекают для этого прибывающих к ним мигрантов, организуя курсы обучения и повышения квалификации.
Не «принимать прибывших», а устранять причины массовой миграции
В то же время миграционная политика как на общегерманском, так и на общеевропейском уровне нуждается не просто в совершенствовании, но и в кардиальном пересмотре, отметили ряд немецких участников семинара.
Известная Женевская конвенция о беженцах, равно как Лиссабонский договор, более не способны на сто процентов регулировать всю массу юридических вопросов, связанных с приёмом и интеграцией мигрантов. Европейцам предстоит принять закон об определении статуса мигрантов, чётко разграничить функции и правовые возможности принимающих стран.
По мнению ряда немецких экспертов, настало время руководствоваться не пассивной тактикой «принимаем прибывших», а концентрировать усилия на устранение самих причин, ведущих к миграции и бегству из поражённых кризисом регионов, оказывать поддержку экономике бедствующих стран, уделять больше внимания программам размещения беженцев и мигрантов в приграничных государствах (Resettlement).
К сожалению, между Еврокомиссией и Европарламентом до сих пор не достигнут в этом отношении желаемый консенсус.
В заключение следует подчеркнуть, что поездка экспертов ИЛМП в Баварию не явилась «улицей с односторонним движением», а была активно использована для информирования их немецких коллег о достижениях и нерешённых вопросах, стоящих перед российскими властями, российским обществом в целом в сфере приёма, культурной и языковой адаптации прибывающих в Россию мигрантов. Их основная масса, в отличие от мигрантов в странах Западной Европы последнего времени, подпадает под категорию «трудовая миграция».