Атака на памятник Освободителям Риги отбита. Надолго ли?

Сбор подписей под петицией о сносе памятника Освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков и сооружении на его месте нового архитектурного комплекса длился в Латвии на протяжении четырёх лет в вялотекущем режиме. Но в мае этого года нашлось-таки 12 236 латвийских патриотов, поддержавших данную инициативу, которая и была передана на июньское рассмотрение в комиссию Сейма Латвии по заявлениям. В ходе непродолжительных дебатов было решено не рубить с плеча, а отправить вопрос на консультации в Рижскую думу и МИД ЛР.

Рижский монумент оказался последним памятником советской эпохи воинам-освободителям

Чего добиваются авторы этой явно провокационной инициативы? В своём заявлении они обвиняют памятник Освободителям в прославлении «оккупационного режима СССР и его вооружённых сил». Поэтому, по их мнению, у памятного комплекса для начала необходимо установить хорошо видимые издалека информационные плакаты, рассказывающие «об уроне, нанесённом Латвии оккупационным режимом, порождённом в результате пакта Молотова-Риббентропа и последующих за ним событий». Также податели петиции предлагают на этом месте возвести мемориал, прославляющий исторические победы Латвийского государства, как это было когда-то задумано в архитектурном проекте от 1939 года. На заседании комиссии один из заявителей, латышский публицист Марис Рукс, заверил, что вовсе не желает обострения межнациональных отношений, а всего лишь выступает за восстановление исторической правды. Ну-ну, свежо предание… Каждый год накануне 9 мая и после празднования Дня Победы у памятника Освободителям Риги, к которому ежегодно приходят с цветами около 200 тысяч жителей Латвии, в местных СМИ начинаются привычные сетования по поводу «чужого праздника», что уже давно вызывает бурное негодование у национально-озабоченных латвийских патриотов. Но, как известно, караван идёт... А с недавних пор к нему добавилось ещё и шествие Рижского «Бессмертного полка», собравшее в этом году под свои знамёна более 4 тысяч участников, прошедших к памятнику маршем по улицам Риги с портретами своих дедов - героев Великой Отечественной войны. Отстаивая идею сноса мемориала перед комиссией Сейма ЛР, Рукс как раз и упирал на то, что негоже, мол, в независимой Латвии прославлять Красную армию и Москву. Сослался патриот на украинцев и поляков, особенно преуспевших в деле ликвидации советских монументов. И что - хотелось бы спросить у этого господина, наступило ли после этого благоденствие на Украине или в Польше? Было им счастье?..

Мэр Риги Нил Ушаков высказался резко отрицательно по поводу неуместной и опасной идеи, которая, по словам репортёров, освещающих дискуссию в Сейме, может поставить Латвию на грань гражданской войны.«Инициатива, попавшая на рассмотрение в Сейм - это вселенского масштаба глупость, как говорил профессор Преображенский о всяких "шариковых", - заметил рижский градоначальник. - И естественно, эта инициатива - грубейшая провокация и неуважение к сотням тысячам жителям Латвии, которым дорог памятник Освободителям. Авторам петиции и тем, кто её подписал, хотелось бы напомнить про одну старую и простую народную мудрость - ну не надо пытаться делать пакости другим и пробовать рыть всякие разные ямы!»

Что ж, на сей раз очередную атаку на мемориал памяти советским воинам в Латвии удалось отбить. Странно, конечно, - вот, к примеру, в Париже есть бульвар, площадь и станция метро, которые носят название «Сталинград». В Лионе так называется антикварный рынок, в Брюсселе - проспект и отель, а в Болонье - центральная улица города. И ведь никому же в голову не приходит переименовать эти объекты в угоду политическому моменту! А уж тем более крушить или сносить исторические памятники. Почему же прибалтийским властям так сильно неймётся, хотя, казалось бы, других, гораздо более актуальных, проблем в этих странах более чем достаточно?.. К тому же, видимо, надо напомнить, что статус памятника Освободителям в рижском парке Победы защищён заключённым в 1994 г. латвийско-российским договором о социальной защите живущих на территории Латвии военных пенсионеров и членов их семей. В этом документе есть пункт, предусматривающий обоюдное сохранение и содержание в надлежащем виде мемориалов и мест погребений. Договор предусматривает, что оба государства будут воздерживаться от односторонних и несогласованных решений, в том числе и в вопросе о судьбе данного памятника.

Как «сынок» Баграмяна стал «отцом» бронзовых солдат

В связи с последними событиями, мне вспомнилась непростая история создания мемориала Освободителям Риги. Знаю её из первых рук, т. к. не так давно мне об этом рассказывал один из авторов памятника - известный латышский скульптор Леонид Кристовскис. Три бронзовых 7-метровых бойца сделаны именно его руками. Леонид Владимирович - ветеран Латышской стрелковой  красногвардейской дивизии, в конце 1943 г. его с братом вызвали из части в Москву, где они принимали участие в выставке «Латышский народ для фронта, для Победы». Как рассказывал мне Леонид Кристовскис, именно тогда в Москве впервые заговорили о том, что война скоро кончится и надо будет поставить памятники Победы в крупных городах, в том числе и в Риге. Один из первых памятников Победы был установлен в Минске, в его создании Кристовскис тоже принимал участие. А вот Латвия почему-то опоздала с этим делом на 30 лет…

Скульптор Леонид Кристовскис 30 лет назад участвовал в создании памятника Освободителям в Риге

После войны они с братом вернулись в Ригу и скульптор устроился на работу в штаб ПрибВО, в отдел учёта воинских потерь, который курировал маршал И.Х.Баграмян. Леонид устанавливал места захоронения советских бойцов, готовил техническую документацию. Иногда из своей резиденции в Межапарке Баграмян заезжал по дороге к ним в архитектурную мастерскую, интересовался, как идут дела. Молоденького и худющего Леонида он обычно по-отечески называл «сынком». Конечно, Леонид гордился, что попал в «сынки» к самому маршалу Баграмяну! На 50-летний юбилей Ивана Христофоровича они с братом сваяли ему большой бюст - Баграмян в кавказской бурке с орденами и медалями. Юбиляр был приятно удивлён: «Ребята, какие же вы молодцы! Вам обязательно надо учиться - пишите рапорт о демобилизации и идите в Академию художеств!» Вскоре по прямому указанию начальника ПрибВо Кристовскисов зачислили на второй курс Латвийской Академии художеств. Брат Леонида здесь не стал задерживаться, а сам он добросовестно отучился, не желая подводить маршала, получил диплом. И долгие годы работал начальником скульптурного цеха комбината «Максла». Работы Леонида Кристовскиса в бронзе и камне советского периода и по сей день украшают города Латвии, Украины, России…

В конце 70-х в Латвии было решено соорудить мемориал Победы, по конкурсу выбрали проект, пригласили ведущих архитекторов, скульпторов и инженеров, которым и поручили претворить замысел в жизнь. Эскизы скульптурной группы бойцов создавал народный художник республики Лев Буковский, Кристовскис отвечал за техническую часть проекта. Деньги на памятник Победы собирали по всей Латвии - жертвовали производственные коллективы, организации, частные лица - по 5-10-20 рублей. Только на 7-метровых солдат требовалось не меньше 160 тонн бронзы! Фигуры отливали в Москве и Ленинграде, гранит возили с Украины, доломит - из Эстонии…

Слава и Лёня - на страже мира

В процессе работы у авторов было немало споров, какими должны быть фигуры советских бойцов. По замыслу Буковского, они шли как бы гуськом, друг за другом. Кристовскис, как бывший фронтовик, доказывал своему не воевавшему коллеге, что это в корне неверно. «Я убеждал его, что солдаты должны стоять плечом к плечу, как один кулак… И вот, когда работы были в самом разгаре, Лев Буковский заболевает и умирает. Мне поручают закончить эту работу вместо него, - рассказывал Леонид Владимирович. - Тогда я немного и поменял композицию. Готовые к отливке гипсовые модели солдат пришёл утверждать товарищ из ЦК. И тут он вдруг вгляделся в лицо бойца с узкими глазами и ехидно так меня спрашивает: "А разве Ригу монголы освобождали?"  Но я как-то не придал значения его словам, думал, мало ли – пошутил человек…»

А на следующее утро, придя в мастерскую, Леонид увидел, что лицо у его солдата кем-то срублено. Как оказалось, подсуетился один из коллег, делавших фигуру Родины-матери. Услышав слова партийного начальника, он поспешил подправить скульптуру. Леонид рассердился, но делать нечего - махнул рукой, да и вылепил из «монгола»… своё собственное лицо! Сроки-то уже поджимали.

«Как-то около памятника меня спросил один школьник, кто эти солдаты? - продолжил скульптор свой рассказ. - Ясно, говорю, кто: справа с автоматом - боец Латвийской стрелковой красной дивизии  Леонид Кристовскис, то есть - я. Слева с поднятой рукой – мой боевой товарищ и однополчанин Слава Шадурскис (тоже в Латвии фамилия почти нарицательная, принадлежащая скандально известному министру образования К. Шадурскису, автору пресловутой реформы русских школ … - А. Б.), мы с ним на войне в одних окопах с фашистами сражались, а сзади - Неизвестный солдат».

Однажды, пока на площади ещё только собирали бетон, к будущему мемориалу пришла сгорбленная старушка с цветами. «Мать, прости, но памятник ещё не готов, приходи, когда закончим!» - извинился скульптор. «Боюсь, что я не доживу, хочу успеть сына помянуть. Он у меня пропал в войну где-то на Украине…», - женщина вытерла слёзы, оставила гвоздики на плите и ушла. «Это были первые цветы нашим солдатам… Но ведь именно в этом и суть памятника, чтобы люди могли прийти сюда - к павшим на войне воинам, помянуть своих сынов, дедов, братьев или отцов. И не надо им для этого ехать никуда - ни на Украину, ни в Германию, ни в Польшу, где их родные головы сложили. Людям это очень важно», - уверен ветеран войны.

 

Колонна Рижского «Бессмертного полка» на 9 мая прошла по улицам Риги к памятному мемориалу, всего же в этот день здесь побывало около 200 тысяч человек

«Кишка тонка - такой памятник взрывать!»

С приходом к власти М.С.Горбачева работы по сооружению мемориала в Риге были приостановлены. Говорят, что чуть ли не по его личному распоряжению. А деньги-то народные на него уже были собраны! Не пропадать же добру? Городские власти решили на эти средства закупить в Германии оборудование для только что отстроенной многопрофильной рижской больницы. Так и сделали. Но тут вдруг в Москве хватились - на носу 40-летие Победы, пусть уж Рига у себя памятник ставит. Что делать, деньги-то давно потрачены? Пустили шапку по второму кругу! Пришлось трудящимся Риги ещё раз раскошелиться. Радости в народе это ни у кого не вызвало, но куда деваться - платили! В итоге половину суммы собрали, остальное взяли из госказны. Да только к 40-летию всё-таки не успели, памятник открыли уже в 1986 г. Видимо, тогда концепция и поменялась: памятник Победы переименовали в памятник Освободителям Риги. Таким образом, латвийский скульптор Леонид Кристовскис участвовал в создании первого в СССР памятника Победы в Минске и самого последнего - в Риге…

Ох и досталось же его детищу за последние годы! И взрывали его, и памятные надписи на камне уничтожали, и непотребными словами исписывали… (Вот и недавно один из депутатов Сейма, некто Сполитис, казалось бы, образованный человек, правда, уже успевший засветиться в пьяной езде за рулём, сравнил советский памятник с… фаллосом! Право слово, иногда лучше пить, чем говорить!) «Дурни полные! - искренне возмущался «отец» бронзовых солдат. - Сколько же они тогда шуму наделали со взрывом памятника! Один из доморощенных диверсантов при этом погиб, хотя могли вообще все на тот свет отправиться! Кишка тонка - такой памятник взрывать! На сколько метров он вверх поднимается, на столько же фундамент в землю уходит. Сваи здесь сделаны на века, можете быть спокойны! Но мне противен сам этот факт - взрывать памятники, как и жечь книги, могут только варвары или идиоты!»

Многое в этой новой жизни не разделяет ветеран войны. Не нравится ему, как националисты с подачи новой власти поссорили народы, разделили всех на «наших» и «не наших». Говорит, что отец воспитал его в духе любви к России, без которой Латвия существовать не может, - так было во все времена. О своём боевом прошлом Леонид кое-что рассказывал своему племяннику Гиртсу Кристовскису, занимавшему в 2010 г. пост министра иностранных дел, обороны и внутренних дел Латвии: и про то, как сам воевал с немцами, и про служивших с ним латышских парней-перебежчиков. Большинство из них были из Латгалии и разбежались сразу, как только их мобилизовали в 19 дивизию СС: попрятались по домам и хуторам. Потом многие-то и пошли воевать за советскую власть. Да только племянник не особо прислушивался к рассказам дядьки-ветерана и в политике ставку сделал на русофобию. Но «лошадка» оказалась хромой, после очередного скандала министру пришлось уйти в отставку.

Скульптор, которому исполнилось 93 года, искренне не понимает, зачем сегодня в Латвии кому-то нужно воевать с памятниками. В чем смысл?

Лето в Риге. В парке Победы тишина и благодать. По аллеям гуляют мамы с колясками, мальчишки катаются на роликах, утки плещутся в пруду, на скамейках тихо беседуют о чём-то седовласые тётушки. Трое бронзовых солдат, возвышаясь на бетонной платформе, зорко оглядывают мирный город. В этом году будет ровно 30 лет, как они стоят здесь на посту - на страже мира. Спасибо вам, бойцы! И - простите нас…

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии