В 2013 году сразу несколько эстонских организаций получили гранты Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Среди них была и одна из старейших правозащитных организаций Восточной Европы – Центр информации по правам человека в Эстонии. Директор Центра Алексей Семенов ответил на вопросы сайта Фонда.
- Алексей Александрович, Центр информации по правам человека существует и оказывает помощь соотечественникам с 1994 года. Почему возникла необходимость обратиться за грантом к Фонду поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом?
- За годы существования нашей организации мы оказали правовую помощь тысячам людей. До вступления Эстонии в Европейский Союз финансирование такой помощи и сопутствующего мониторинга предоставлялось целым рядом западных организаций, фондов и правительств. Однако после вступления в Евросоюз ситуация резко изменилась, причем в худшую сторону. Наши партнеры стали исходить из того, что в Эстонии как в стране Евросоюза серьезных проблем с правами человека быть не может, а также что наше правительство настолько демократично и зрело, что готово оказывать поддержку организациям гражданского общества, несмотря на критику с их стороны. Это был, мягко выражаясь, весьма наивный подход. На деле появление Фонда поддержки и защиты прав соотечественников оказалось весьма своевременным, он стал надежной опорой десяткам организаций соотечественников во всех постсоветских странах, позволив им продолжить важную работу. Так, только с начала этого года по телефону «горячей линии», через интернет, электронную и обычную почту Центр оказал бесплатную правовую помощь почти 800проживающим в Эстонии соотечественникам, и все это благодаря гранту Фонда.
- Изменилась ли в последние годы тематика вопросов, с которыми к Вам обращаются соотечественники?
- И да, и нет. Всегда появляются новые темы, и мы стараемся реагировать на новые вызовы, собираем информацию, доводим до сведения властей наши озабоченности. Мировой финансовый кризис не обошел Эстонию стороной, и большая часть вопросов соотечественников теперь касается социальной сферы и трудовых отношений, при этом проблемы зачастую имеют самое прямое отношения к защите прав человека и прав меньшинств. Позорное явление массового безгражданства также никуда не делось, и мы по-прежнему получаем вопросы, касающиеся видов на жительство и получения эстонского гражданства. Нередко приходится защищать право человека на неприкосновенность личной и семейной жизни. В последнее время к нам также стали чаще обращаться с жалобами на дискриминацию из-за национальности и родного языка, что указывает на рост правосознания соотечественников.
- Этим летом Комитет ООН против пыток призвал эстонские власти прекратить языковую дискриминацию заключенных в Эстонии. До Вас доходили жалобы на подобные злоупотребления?
-Надо сказать, что ооновский комитет принял свои рекомендации на основе тех сведений, что ему предоставил Центр информации по правам человека. Это хороший пример взаимодействия серьезных международных организаций с НПО национального уровня. Мы регулярно занимаемся мониторингом правового положения соотечественников, не исключая заключенных и членов их семей. Мы твердо придерживаемся позиции, что и оступившийся когда-то человек должен получить помощь при отстаивании своих законных прав и интересов. Эстонские власти начали нашивать заключенным на грудь различные буквы в зависимости от того, насколько хорошо они говорят по-эстонски. С учетом наших реалий эстонским заключенным и почти всем русским нашивали разные буквы. Все это очень напоминало дурные примеры из не столь далекого прошлого. Мы привлекли к решению данной проблемы депутата парламента от Центристской партии Яну Тоом, и, как и она, не были удовлетворены объяснениями властей касательно нашивок и того, как решаются языковые вопросы в тюрьмах. Теперь же есть четко выраженная позиция комитета ООН: любой дискриминации заключенных на основании владения эстонским языком следует положить конец.
- Другой вопрос – насколько правительство Эстонии готово прислушаться к этим рекомендациям…
- Конечно, иногда это проблематично. Но у нашей организации есть и позитивный опыт сотрудничества с разными эстонскими органами власти. Мы никогда не отказываемся от возможности поучаствовать в различных консультациях или обсуждениях. Порою у нас имеются претензии не столько к чиновникам-исполнителям, сколько к законам или к тому, как решаются вопросы финансирования. Например, наш исполнительный директор Лариса Семенова недавно выступила в Варшаве на конференции ОБСЕ по т.н. человеческому измерению. Она четко выразила нашу позицию по поводу работы Уполномоченной по гендерному равноправию и равному обращению. Уполномоченная старается, но трудно многого ожидать от органа, который занимается жалобами на дискриминацию по девяти основаниям, имея в штате только два человека!
- Но последний довод европейских правозащитников – это обращение в страсбургский суд?
- К сожалению, практика Европейского суда по правам человека в последнее время не слишком радует, к тому же разбирательства длятся годами. Лишь только этой весной мы выиграли в Страсбурге дело четырех клиентов Центра, пострадавших от рук полиции в апреле 2007 года во время переноса «Бронзового солдата», при активном участии британских адвокатов – Била Боуринга и его помощников. Люди не нашли справедливости в Эстонии, даже никакого следствия по их жалобам начато не было. Однако Европейский суд установил нарушение прав человека со стороны Эстонии, и жертвы уже получили от властей солидные компенсации за причиненный моральный ущерб.
- Польза от выигранного суда очевидна. Но вот в чем практическая польза от посещения мероприятий вроде конференции ОБСЕ в Варшаве?
- Любая ориентированная на успех правозащитная организация должна поддерживать регулярные контакты с Советом Европы, ООН и ОБСЕ, а не только с правительством своей страны или с муниципалитетами. Обмен информацией помогает международным органам увидеть и правильно оценить имеющиеся проблемы, сформулировать рекомендации, за выполнение которых уже спросят с эстонских властей. Именно поэтому мы уделяем столь большое внимание подготовке аналитических докладов. Однако нельзя забывать и о контактах с коллегами-правозащитниками из Эстонии и других стран, ведь всегда можно многому научиться друг у друга. Например, в начале лета Центр совместно с Европейской ассоциацией по защите прав человека провел в Таллине большую международную конференцию по вопросам гражданства. Весной наш сотрудник Вадим Полещук и латвийский правозащитник Александр Кузьмин провели в Вене небольшой обучающий семинар для коллег-правозащитников по вопросу языковой дискриминации на рынке труда, даром что такая возможность была предоставлена в рамках форума, который проводило Агентство Евросоюза по фундаментальным правам.
- Обращаются ли к Вам ученые, которые изучают положение соотечественников в Эстонии?
- Сотрудники нашей организации имеют столь высокую квалификацию, что сами полноценно участвуют в научной работе. В этом году мы опубликовали несколько научных статей, в том числе по проблеме дискриминации и национально-культурной автономии в Эстонии. Под редакцией Вадима Полещука и Валерия Степанова в солидном московском издательстве «Наука» выходит книга «Этническая политика в странах Балтии». Публикация стала возможна благодаря гранту ещё одного фонда - Российского Гуманитарного научного фонда. Я считаю, что очень важно быть активным в академических кругах, ведь ученые помогают властям в выработке оптимальных решений. Работа должна вестись во всех направлениях!
- Спасибо за интервью!