Александр Корнилов: В Эстонии большие проблемы со свободой СМИ

Полиция безопасности Эстонии (КаПо) на днях выпустила очередной ежегодный отчет об угрозах, с которыми столкнулось государство в 2014 году. В список организаций, «представляющих угрозу» для национальной безопасности Эстонии, внесли русскоязычные информационные порталы «Балтия» и «Балтньюс».

Главный редактор и владелец портала Русской общины Эстонии, член Координационного совета российских соотечественников в Эстонии Александр Корнилов рассказал порталу RUSSKIE.ORG о причинах и последствиях этого решения. 

- Для ваших порталов это первый раз, когда эстонские спецслужбы устраивают им блокаду? Как Вы считаете, какие будут последствия решения КаПо для порталов?

‑ Портал Русской общины Эстонии регулярно попадает в отчеты эстонской Полиции безопасности, поэтому я не понаслышке сталкивался с проблемами, связанными со своеобразным пониманием эстонскими чиновниками свободы слова. Эстония — страна маленькая, и любое упоминание в сборнике КаПо отдельной персоны или организации — это некая черная метка, после которой последуют очередные неприятности.

Получившие ее организации мгновенно лишаются поддержки государства, финансирования европейских фондов и прочих структур, занимающихся распределением средств для неправительственных организаций. О поддержке бизнеса тоже можно забыть, потому что он весь, по сути, поделен между крупными партиями, или партии поделены между бизнесменами.

Занесение СМИ в ежегодник говорит о том, что КаПо превратилось в политическую полицию. Это свидетельствует о больших проблемах в Эстонии с демократией в общем и со свободой масс-медиа в частности.

Иностранным агентом авторы издания могут легко и бездоказательно назвать хоть вице-мэра Таллина, хоть самого мэра. В этот список независимые СМИ попадают в обязательном порядке, представители общественных организаций тоже – обычное дело. Хороший пример «свободной» журналистики в Эстонии ‑ случай с известным кинодокументалистом Олегом Бесединым. Упоминание его имени в ежегоднике КаПо стоило ему нескольких потерянных контрактов.

‑ То есть никакой свободы слова в Эстонии нет?

‑ У журналистов возможности для профессиональной деятельности ограничены со всех сторон. Во-первых, нас контролирует государство и спецслужбы. Им ничего не стоит уничтожить, как минимум, репутацию журналиста. Во-вторых, в профессиональном сообществе принято соблюдать так называемый «паритет интересов государства и бизнеса». Строптивого бумагомараку просто вычеркнут из очень-очень узкого круга журналистов, которым милостиво разрешено писать на русском языке. В-третьих, общий очень низкий уровень журналистики и нетребовательность издателей означает, что любого, даже самого интересного автора можно, а иногда и нужно по указке сверху заменить на очередного автора статей текстов и постов, чья точка зрения отвечает политическому моменту.

Получается, для того, чтобы заработать, журналисту в Эстонии надо либо писать на темы, которые никак не затрагивают интересы государства и оставаться в профессиональном плане на уровне поселковой прессы времен застоя, либо искать другое поле деятельности, либо попытаться найти себя в российских изданиях, где его, в отличие от российских оппозиционеров, совершенно точно никто не ждет.

‑ Как вы оцениваете информационную обстановку в Эстонии, когда одни русскоязычные порталы объявляются «вражескими», но при этом создается «правильный» русскоязычный канал?

‑ Показательно, что журналистское сообщество никак не реагирует на наезд на СМИ со стороны спецслужб Эстонии. Другое дело, если бы российский телеканал «Дождь» лишился государственного финансирования, то эстонские журналисты начали резко и бескомпромиссно высказываться на этот счет.

Как и предполагали независимые эксперты, появление «правильных» телеканалов, порталов и изданий для русских, будет сопровождаться давлением на «неправильные» СМИ, а в дальнейшем и их закрытием по указке спецслужб.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии