Заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ, член Экспертного совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Александра Докучаева о работе IV Всемирного конгресса российских соотечественников, его правозащитной секции, о деятельности Фонда.
IV Всемирный конгресс российских соотечественников, прошедший в Санкт-Петербурге, стал очередным всемирным собранием соотечественников, которые собрались, чтобы вдохнуть воздух исторической Родины, увидеться с товарищами из разных стран, послушать отчеты российских ведомств об их неусыпной заботе о соотечественниках, разбросанных по всему миру. Конечно, в выступлениях самих соотечественников прозвучали и проблемные вопросы и критика в адрес тех ведомств в России, которые призваны к работе с соотечественниками. На секциях высказано немало дельных предложений, учет которых помог бы повышению эффективности оказанной им поддержки. Но, к сожалению, содержательная часть конгресса была, как обычно, сильно забюрократизирована.
Конечно, на мероприятиях такого уровня проекты итоговых документов должны готовиться заранее. Но, к сожалению, эти проекты не были розданы участникам при регистрации, чтобы они смогли, до обсуждения на секциях и итогового заседания, внести свои предложения. Да и не на всех секциях проект рекомендаций был доступен. Исключение представила секция «Взаимодействие соотечественников с институтами гражданского общества стран проживания. Вопросы обеспечения прав соотечественников, проживающих за рубежом», где ее участники хотя бы перед началом работы получили и проект рекомендаций, и рабочие материалы. Может быть, поэтому рекомендации этой секции, доложенные на заключительном пленарном заседании, не были формальным зачитыванием заготовленного заранее проекта, как случилось с другими секциями.
Вообще, участие в конгрессе Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, стало, на мой взгляд, светлым пятном на фоне двух конгрессовких дней. Напомню, что создание Фонда – это одно из немногих конкретных пожеланий конгресса 2009 года, которое было услышано и удовлетворено. Просьба о Фонде отражена в его резолюции и рекомендациях четырех секций:
- защиты прав и законных интересов соотечественников, граждан и «неграждан» стран проживания;
- функционирования русского языка за рубежом;
- консолидации и структуризации организаций соотечественников;
- защиты прав российских граждан, постоянно проживающих за рубежом.
Четким был доклад о начавшейся работе Фонда, сделанный его исполнительным директором И.К.Паневкиным. Несомненный интерес вызвал новый проект Фонда о проведении конкурса среди русскоязычных СМИ и журналистов по правозащитной тематике: «Российские соотечественники: «Имеем право!». Известно, что «дитя не плачет – мать не разумеет», а уж для того, чтобы достучаться до власть предержащих, нужно бить во все барабаны, трубить во все трубы. Поэтому надо писать, рассказывать, показывать. И очень правильно, что лучших на этом фронте будут поощрять. По-моему, правильный проект. Можно только пожелать этому проекту успехов, а его участникам - острого пера и зоркой камеры!
В этой связи очень своевременным является новый проект, который начинается на российском телевидении. С начала ноября на канале ТВЦ планируется выход еженедельной программы «Русский вопрос». Автор и ведущий – Константин Федорович Затулин, директор Института стран СНГ. Программа будет выходить еженедельно, в один из рабочих дней в прайм-тайм, длительность - около 50 минут. В рамках этой передачи обязательно найдут отражение актуальные вопросы жизни наших соотечественников за рубежом и соблюдения их прав как в странах их проживания, так и в России.
Надо признать, что количество проблем, которые Фонду нужно держать на контроле, в разрешении которых надо помогать, не уменьшилось за три года с прошлого конгресса. В то же время задачи и возможности Фонда четко очерчены в его уставных документах, за рамки которых он не имеет права выходить. Но часто на него возлагают надежды в вопросах, которые не находятся в его компетенции, или его участие может быть, в каком-то смысле, опосредованное. Например, если какая-то конфликтная ситуация, возникшая у соотечественника за рубежом, нуждается в судебном рассмотрении, то Фонд может, например, оказать финансовую помощь в оплате адвокатских услуг. Но для этого надо обратиться с Фонд не с политическим заявлением, а с проектом договора с адвокатом, предоставив соответствующую информацию о существе дела. И такую помощь Фонд уже оказывал, например, журналисту и блогеру Владимиру Фарафонову из Киргизии.
Но, думаю, это большая ошибка, и даже провокация, вводить в заблуждение наших соотечественников, предъявляя претензии Фонду за его невмешательство в какую-то спорную ситуацию на том основании, что в прессе появилась заметка об этом случае; что Фонд не разрешил ее к удовлетворению попавшего в беду соотечественника. Создание иллюзии, что Фонд по мановению его аппарата сможет разрешить любую проблему только вредит соотечественнику, который уповает на «помощь из Москвы» вместо принятия конкретных действенных мер, которые и должны быть предприняты непосредственно в стране проживания: обращение в суд или в российское консульство, например. Таким образом, проблема просто заводиться в тупик.
Я думаю, что многие из участников конгресса знакомы с такими «обвинениями» и понимают, что «надувание щек» тут неуместно.
Не могу согласиться и с тем, что Фонд – «вне политики». Правозащитная деятельность, как бы ее ни старались «не политизировать», остается политическим делом, поскольку ущемление прав по признаку языка, этнической принадлежности – это политические моменты. Ведь, например, Владимира Фарафонова судили «за разжигание межнациональной розни», за его статьи о проблемах русского населения в сотрясаемой революциями Киргизии – это чистая политика. Убеждена, что Фонд не может отказаться от оценки того, как решаются вопросы гражданства в Латвии и Эстонии; не помогать организациям и правозащитникам из стран бывшего СССР, защищающим право учиться, общаться и получать информацию на русском языке. Помогать правозащитникам в отстаивании прав русскоязычного населения в государствах ближнего зарубежья – это святой долг Фонда.
В то же время можно порекомендовать Фонду более осторожно подходить к вопросам выделения средств на защиту в судах по искам о защите чести и достоинства. Одно дело, когда вопрос касается соотечественников, которые выступили с критикой существующего положения дел с правами человека в стране проживания или какого-либо должностного лица, нарушающего права соотечественников, и другое – если спор идет между соотечественниками. Думаю, что в этом случае Фонд должен воздерживаться от поддержки одной из сторон. Известно, что в нашей диаспоре личностные конфликты не редкость, и не следует их поощрять.
Думаю, что Фонд может выступать с поддержкой тех российских законопроектов и программ, которые служат обеспечению прав соотечественников, проживающих за рубежом. Слово Фонда может быть значимым и для законодателей, и для органов исполнительной власти. Поэтому Фонд может выступить с обращением к руководству страны о рассмотрении тех предложений, которые были сделаны на правовой секции конгресса, но не вошли в ее рекомендации, а, как обещано, будут приложены к ним. Как известно, приложения никто никогда не увидит, если их не передать в компетентные структуры.