Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Соотечественники связывают определённые надежды с деятельностью правозащитного Фонда. Как можно определить цель создания Фонда и что конкретно он может сделать для соотечественников?

Ответ: Тема защиты законных прав российских соотечественников  в последние годы становится важной составляющей отечественной внешней политики. Тому есть объективные причины. Российская диаспора за рубежом насчитывает около 30 миллионов человек, из которых почти 2 миллиона  - граждане РФ. Большие группы россиян, оказавшись на территории новых независимых государств, неизбежно сталкиваются с местными правовыми, политическими и прочими реалиями.

25 мая 2011 года принят указ президента России № 678 «О создании Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом», который рассматривается как качественно новый этап работы на данном направлении. Учредители Фонда - МИД России и Россотрудничество. Фонд старается поддерживать, в первую очередь, проекты, имеющие значение для широкого круга соотечественников. Такими проектами стали Центры правовой защиты соотечественников, которые до конца текущего года могут заработать в Прибалтике и ряде стран СНГ. На следующем этапе планируется создание консультативных центров в местах компактного проживания русскоязычного населения.

Вызывает беспокойство общий уровень правовой грамотности соотечественников - особенно в тех странах, где законодательные материалы доступны только на языке «титульной» нации. Поэтому Фонд поддержит открытие постоянно действующих рубрик правовых консультаций. Предстоит создание структуры правового мониторинга национальных законодательств в отношении  нацменьшинств, подготовка и издание справочной литературы по  правовым вопросам, проведение семинаров  по обмену опытом, привлечение молодых юристов к проблеме прав человека.

Вопрос: Каков механизм принятия решений в Фонде о выделении средств на поддержку того или иного проекта?

Ответ: Полученные Фондом заполненные в соответствии с размещёнными на сайте Фонда (www.pravfond.ru) образцами заявки прорабатываются и представляются на рассмотрение либо управляющего совета (гранты), либо правления Фонда (субсидии). Если заявка имеет неоднозначный характер (по стоимости или по предмету деятельности), она может быть вынесена на экспертно-правовой совет Фонда. По утвержденным заявкам заключаются соответствующие договоры, затем начинается практическая работа с выделением финансирования по реализации содержащихся в заявках проектов.

Вопрос: Может ли Фонд оказывать помощь, в том числе финансовую, соотечественникам, решившим воспользоваться Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на этапе их подготовки к переселению из страны исхода в Россию?

Ответ: Все правовые, организационно-технические, административные и финансовые вопросы, связанные с переселением в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, решаются на основе нормативной правовой базы, специально сформированной для целей реализации Государственной программы. Эта программа целевая, и она финансируется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Российской Федерации. В этой связи и с учетом уставных положений Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, не вправе заниматься сопровождением Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Вопрос: Распространяется ли деятельность Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, на граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории России?

Ответ: В соответствии со статьей 1 («Понятие соотечественника») Федерального Закона Российской Федерации № 99-ФЗ от 24.05.1999 «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (с поправками, принятыми 9.07.2010) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, являются соотечественниками, проживающими за рубежом, и на них в полной мере распространяется деятельность Фонда. При этом необходимо учитывать, что критерий «постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации» подразумевает факт отсутствия у лиц данной категории соотечественников регистрации (прописки) на территории Российской Федерации. Если же гражданин Российской Федерации, находящийся за рубежом, имеет регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации, то он не подпадает под определение «соотечественник, проживающий за рубежом». И в этом случае на него не распространяется деятельность Фонда. При необходимости помощь и поддержку за пределами территории Российской Федерации ему будет оказывать соответствующее российское дипломатическое представительство или консульское учреждение.

Вопрос:  Почему Россия не может помочь своим соотечественникам в отстаивании прав на родной язык, как, например, право на русский язык в Украине?

Ответ: Для России поддержка русского языка является частью государственной политики. Работа на этом направлении ведётся многими государственными и неправительственными организациями, включая МИД Российской Федерации, Россотрудничество, Фонд «Русский мир». Осуществляется комплекс мер по сохранению и развитию русскоязычного пространства, в том числе и в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011–2015 годы, программы работы с соотечественниками за рубежом на 2012–2014 годы и программами работы с соотечественниками многих других федеральных и региональных организаций страны.

Защита прав соотечественников на использование родного языка является одним из важных направлений деятельности Фонда поддержки и защиты прав соотечественников. Работа строится  в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и с учетом законодательства иностранных государств. Важно максимально полно использовать возможности международных норм, а также местного законодательства по этой тематике с тем, чтобы оно полностью отражало законное право русскоязычного населения. Фондом уже предприняты меры по поддержке механизмов анализа соответствия национального законодательства общепринятым международным нормам, в том числе и на Украине.

В то же время необходимо учитывать, что внутреннее законодательство является суверенным делом каждой независимой страны, поэтому статус и положение русского языка в зарубежных странах  во многом зависит  от активности и солидарности русскоязычных общин, всех соотечественников, заинтересованных в отстаивании своих прав на поддержание и сохранение родного языка и национальной культуры.

 

Новости

Все новости

Архив публикаций

Мониторинг событий

Открыть карту