МИД России: драматические истории с российскими детьми в США далеко не частный случай

27.12.2013

Уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов прокомментировал публикацию в журнале «Власть» под названием «Главное, чтобы общество не позволило чиновникам забыть о том, что они обещали» от 23 декабря. В ней эмоционально на примере «трагических историй конкретных детей» настойчиво проводится мысль о том, что введенный в конце прошлого года запрет на усыновление российских детей гражданами США («закон Димы Яковлева») лишил шансов на семью, а следовательно и лучшую жизнь, сотни российских сирот. При этом сам закон в статье называется не иначе, как «антисиротский» и «иродовый».

Как завил Константин Долгов, в МИД России не ставят перед собой цель вступать в заочную полемику с автором данной публикации. В конце концов, в демократическом обществе каждый имеет право на собственное мнение. Главное, чтобы в угоду обоснования своей позиции не было соблазна мифологизировать те или иные аспекты обсуждаемой проблемы, вольно обращаться с фактами - выпячивая одни и умалчивая о других.

Поэтому в целях придания продолжающейся дискуссии по вопросу усыновления более объективного характера внешнеполитическое ведомство РФ привлекает внимание к некоторым фактам иного рода, также основанным на трагических историях конкретных детей.

Так, Дима Яковлев, в память о котором был назван закон, был усыновлен в феврале 2008 года супругами Майлсом и Кэрол Линн Харрисон с надеждой на счастливую жизнь в США, а через 4 месяца мальчик погиб. Ему еще не было двух лет. Приемный отец оставил его в запертой машине при 32 градусной жаре (в салоне было больше 50 градусов) и забыл про него на 9 часов. По американскому законодательству усыновителю грозило до 10 лет лишения свободы за непреднамеренное убийство, но он был полностью оправдан американским судом.

Илья Каргынцев. Усыновлен в полуторагодовалом возрасте в мае 2000 года. 14 августа того же года он погиб. Приемного отца Брайана Дикстру обвинили в убийстве, но сразу освободили под залог. Позже Дикстра убедил присяжных, что травмы на теле ребенка, в том числе разбитая голова, связаны со случайным падением с лестницы. Американец был оправдан.

Иван Скоробогатов. Усыновлен в 2003 году, погиб в августе 2009-го в возрасте 7 лет от регулярных побоев и голода. Первоначально американская прокуратура требовала для приемных родителей, четы Крейверов, смертной казни, но затем ограничилась обвинением в «непредумышленном убийстве». Суд Пенсильвании приговорил супругов Крейверов всего к 16 месяцам тюрьмы. Этот срок они отсидели в предварительном заключении и сразу после оглашения приговора отправились домой.

Ксения Антонова. Удочерена в 2001 году. Осенью 2009-го в 15-летнем возрасте изнасилована приемным отцом Майклом Гризмором. Когда началось следствие, он заявил, что «все происходило добровольно», и предъявил поддельную справку, согласно которой девочке на момент преступления якобы было 16 лет (возраст совершеннолетия в штате Джорджия). В настоящее время защита обвиняемого всячески затягивает рассмотрение дела в суде, не оставляя попыток дискредитировать девушку и представить дело так, будто случившееся с ней вызвано ее «психическими заболеваниями», полученными в детском доме в Кемерово.

Елена, Сергей, Кристина и Леонид Живодровы. Усыновлены супружеской парой Мартином и Кэтлин О’Брайан в 2004 году. Однажды они пришли в полицию штата Висконсин и сообщили, что в течение нескольких лет подвергались побоям и другим издевательствам со стороны американских усыновителей. За любые провинности их связывали, били палкой, пинали в пах, душили, травили слезоточивым газом, выставляли голыми на мороз. В приемной семье их не пускали в школу и не обеспечивали одеждой и едой. По итогам проведенного прокуратурой округа Уолуорт (штат Висконсин) расследования, в мае 2012 года чете О’Брайан были предъявлены официальные обвинения по 17 пунктам. Показательно, что после этого садисты-усыновители были отпущены под залог. В октябре 2013 года Мартин и Кэтлин О’Брайан отказались от родительских прав в отношении детей из России. В настоящее время бывшие усыновители пытаются заблокировать рассмотрение выдвинутых против них уголовных обвинений.

Алексей, Анастасия и Светлана Климовы. Усыновлены в 2003 году американской семьей Деккертов. Приемные родители систематически подвергали их физическому и психологическому насилию. Приемная мать, Пенни Деккерт, выбила Алексею зубы, угрожала застрелить мальчика. Это вынудило его бежать из дома и скрываться до достижения им совершеннолетия.

По-прежнему сохраняются серьезные вопросы к американской стороне в связи со смертью в январе 2013 года усыновленного в России трехлетнего Максима Кузьмина. При осмотре на теле ребенка были выявлены многочисленные повреждения головы и ног. В ходе вскрытия патологоанатомы обнаружили повреждения брюшной полости и внутренних органов, которые могли быть вызваны сильным ударом. Однако власти штата Техас приняли решение прекратить расследование его гибели и полностью освободить американских приемных родителей, супругов Шатто, от уголовной и гражданско-правовой ответственности. Недавно Псковский областной суд принял решение об отмене усыновления четой Шатто его младшего брата, Кирилла Кузьмина, который по-прежнему проживает в американской приемной семье.

И, как отмечает Константин Долгов, это – далеко не все примеры, свидетельствующие о том, что в вопросе усыновления российских сирот американскими гражданами, мягко говоря, не так все однозначно, как это попыталась представить автор статьи.

Введение запрета на усыновление российских детей американскими гражданами стало для России вынужденной мерой.  Проблем в усыновленческой сфере, аналогичных с теми, что есть в США, у России больше нет ни с одной другой страной. Более того, вскрываются все новые факты нарушения в США прав детей, в том числе усыновленных в России. Достаточно вспомнить результаты обнародованного журналистского расследования агентства «Рейтер», которое выявило действующую в США нелегальную сеть посредников и торговцев несовершеннолетними.

Все это приводит к неутешительному заключению, что драматические истории с российскими детьми в США являются далеко не частным случаем.

По данным Госдепартамента, общее число официально усыновленных в США россиян за 1992-2012 годы составило 61 625 человек. При этом, на консульском учете в российских загранучреждениях в США состояли 37 438 человек (60,8% усыновленных). От рук усыновителей погибли, как минимум, 20 российских детей (и это – только случаи, о которых известно). Ни один из виновных в смерти 20 российских детей не был приговорен к смертной казни или пожизненному заключению, что практикуется в США в случае убийства несовершеннолетних. За 5 лет Российские загранучреждения в США занимались вопросами оказания консульской и юридической помощи порядка 500 несовершеннолетних россиян, ставших жертвами жестокого обращения со стороны американских усыновителей. По оценкам американских НПО, каждый четвертый-пятый случай усыновления иностранных детей американцами заканчивается неудачно.

Другие новости по теме

Последние статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Библиотека

Перейти в библиотеку