Кусочек Родины

В XIX веке жила в южнотирольском городе Мерано большая русская община, объединенная в «Русский дом Бородиной». Сегодня она возрождается — и планирует активно сотрудничать с Россией.

Мало где в Европе российская история так переплетена с мировой, как в Мерано, небольшом городке в итальянской провинции Больцано — Южный Тироль. А началось все с австрийской императрицы Елизаветы Баварской, больше известной как Сиси. В конце XIX века, когда город принадлежал Австро-Венгрии и назывался Меран, она стала на зиму переезжать в свой тамошний замок Траутмансдорф (в 1919 году, после Первой мировой войны, Южный Тироль отошел Италии, и город стал называться на итальянский манер — Мерано. — Прим. ред.). Присутствие царственной особы, целебный климат, минеральные источники и железнодорожная ветка из Вероны быстро превратили милый альпийский город в модный курорт. Как грибы после дождя стали расти санатории и пансионы для тех, кто хотел поправить здоровье.

Были среди отдыхающих и россияне. В 1875 году их уже приезжало так много, что было организовано Благотворительное общество русских жителей Мерано, сокращенно «Русский комитет». Оно помогало нуждающимся соотечественникам, желавшим пройти курс лечения в Мерано, а также собирало средства на строительство православного храма, поскольку оказавшиеся вдали от родины россияне испытывали в нем острую потребность.

Как-то раз на лечение в Мерано приехала Надежда Ивановна Бородина, девица 26 лет, дочь надворного советника. Она страдала тяжелой формой туберкулеза и очень скоро умерла, завещав «Русскому комитету» около 100 000 рублей. Для принятия наследства в 1890 году пришлось учредить специальное юридическое лицо — Благотворительное общество для помощи больным. Зато благодаря этой сумме и пожертвованиям российских подданных возвели две виллы; в одной была встроенная церковь в честь святого Николая Мирликийского, известная как Свято-Никольский храм.

В декабре 1897 года храм освятили. Весь комплекс получил название «Русский дом Бородиной». Здесь жили «русские подданные обоего пола христианского вероисповедания, страдающие грудными болезнями, без различия чина и звания». Не принимали только смертельно больных. А еще запрещали политические и религиозные дискуссии. В «Русском доме» бывала и Любовь Достоевская, дочь великого писателя, которая похоронена на городском кладбище расположенного неподалеку города Больцано.

Осенью 1914 года большинству русских пришлось покинуть Мерано: началась Первая мировая война. Вместо курортников появилась совсем другая категория русских людей: военнопленные. Они работали в сельском хозяйстве, на лесоповале, на строительстве железных дорог. «В 1915 году во время Великого отступления много наших солдат попало в австрийский плен, и значительную их часть увезли в Южный Тироль: из этой горной провинции им было не сбежать, — рассказывает Денис Садовников, руководитель департамента по работе с государственными и общественными организациями Российского военно-исторического общества. — А когда Италия вступила в войну, наших пленных стали использовать для военных целей. Бои шли высоко в горах, на уровне вечных снегов. Трудно описать лишения, которым подвергались российские солдаты. Если итальянцы для подвоза боеприпасов использовали мулов и ишаков, то австрийцы — российских пленных. Часто русские находились в одних окопах с австрийцами, и гибли они тоже вместе. Когда война окончилась, многие оставшиеся в живых завели семью и решили поселиться в Мерано и окрестностях. Русское присутствие оставило большой след в местной культуре: там есть песни с немецкими словами на русский мотив, в архитектуре тоже угадывается русское влияние. Кроме того, там сохранилось много русских захоронений».

После Первой мировой, когда Южный Тироль стал итальянским, благотворительное общество активно предоставляло кров беженцам из России. Но с годами контакты с родиной становились все слабее, “Русский дом” терял позиции. В 1970-х годах он стал частной собственностью и там разместился элитный дом престарелых. В 1980-х годах владелец разорился, и комплекс был выкуплен городом.

В середине 2000-х годов судьбой Свято-Никольского храма заинтересовался Владимир Якунин, президент РЖД, а также председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России. В 2007 году большая делегация политиков, бизнесменов и деятелей культуры из России приехала в Мерано на торжества по случаю 110-летию освящения храма, а уже в 2009 году была зарегистрирована ассоциация «Центр по развитию отношений между автономной провинцией Больцано и Россией Надежды Ивановны Бородиной — Мерано». Владимир Якунин стал ее президентом; директором ассоциации был назначен Андрей Прусс. Основными задачами центра являются развитие культурных, общественных и экономических связей между провинцией Больцано и Россией, укрепление духовного и культурного присутствия русской диаспоры в Европе, формирование бережного отношения к российской истории и понимания роли России и россиян в исторических судьбах европейского континента.

Сегодня в Мерано кипит работа. Центр успел провести Суворовские дни в Италии, организовать выставку янтаря, разработать видеокурсы русского языка. Но самый важный проект — Европейская региональная программа “Неизвестные страницы Великой войны: тирольская память”, рассчитанная до 2018 года. 2 июня 2014 года в рамках программы при активном участии центра на военном кладбище в Больцано, где в братской могиле похоронено 143 русских военнопленных, Фонд Сергия Радонежского установил часовню. В июле 2014-го в Южном Тироле, на высокогорных участках Доломитовых Альп, где походила линия фронта между австрийцами и итальянцами в Первую мировую войну, побывала российская поисковая группа. Молодые люди проводили раскопки в местах возможных захоронений, благоустраивали кладбища, участвовали в памятной церемонии, которая прошла в деревянной часовне, построенной русскими пленными на высоте 2600 м рядом с горным приютом Каре-Альто. «В Европе бережно хранят память о Первой мировой. Один местный житель в Валь-Гардене на собственные средства поставил барельеф русским пленным, которые строили там дорогу. А у нас даже серьезные историки часто не знают об участии русских в событиях, проходивших в этих местах, — говорит Денис Садовников. — В советские времена про Первую мировую не принято было говорить, а ее участники не считались героями. Между тем отсутствие в Европе русских мемориалов, посвященных Первой мировой войне, плохо сказывается на имидже России, которую из-за этого не воспринимают как полноправного члена европейской семьи народов. Восстанавливая события тех лет, мы работаем на положительный имидж России».

Впрочем, помимо имиджевой у проекта есть и вполне практическая сторона. Южный Тироль — регион туристический. По числу туристов (5,8 млн человек в год) он занимает третье место в Италии после Венето и Эмилии-Романьи. Одна из задач центра — активное продвижение Южного Тироля на российском туристическом рынке. “Мы начинаем работу с туроператорами по включению объектов, связанных с Первой мировой, в туристические маршруты”, — добавляет Садовников.

А еще “Русский дом” станет презентационной площадкой для предприятий и регионов РФ. В последние годы во многом благодаря деятельности Центра имени Бородиной провинция Больцано подписала соглашения о сотрудничестве со многими российскими областями и республиками.

И, конечно, точкой притяжения останется храм Николая Чудотворца, единственная православная церковь не только на севере Италии, но и во всем альпийском регионе. При храме работает музей, где собраны вещи, принадлежавшие когда-то местной русской общине. Здесь же хранятся все 1300 томов из библиотеки «Русского дома». В первую субботу и третье воскресенье каждого месяца в храме проходят богослужения.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии