Украину - к ответу!

Сотни тысяч пострадавших от украинской агрессии людей, более миллиона беженцев, колоссальные разрушения, нищета и прочие прелести нового украинского государства - вот та реальность, с которой мы столкнулись в 2014 году. Первоначальный шок окончательно сменился осознанием необходимости что-то со всем этим делать. Вина Украины в этом конфликте аксиоматична, а когда есть виновный, обязательно найдется и пострадавший. В нашем случае пострадавшими являются простые люди.

Явление, называемое в украинском гражданском обществе «антитеррористическая операция», породило новый, не виданный доселе по своим масштабам тип людей - беженцы. Хотим мы этого или нет, но они также становятся частью общества. Прежде всего, этот процесс очевиден в Российской Федерации, где к беженцам с самого начала войны возникло особое отношение. На Украине дела обстоят немного по-другому: на первом месте в списке объектов «национальной скорби» стоят военнослужащие и боевики различных «добровольческих подразделений», на втором - «герои» майдана и уже за ними следуют сотни тысяч обездоленных людей, о которых как-то даже и говорить не принято. Тем не менее, вполне вероятно, что пришло время этим людям заявить о своей субъектности, прокричать о своих правах и быть услышанными.

Но не только беженцы являются сейчас выброшенными за борт наиболее пристального внимания со стороны украинской власти. Миллионы людей, которые остались в своих домах на Донбассе, как со стороны занятой украинскими войсками его части, так и со стороны ЛНР и ДНР, вынуждены мириться с циничным пренебрежением своих прав и не имеют возможности, что называется, подать голос.

Самая главная проблема многих из них, как мне кажется, это отсутствие заинтересованности со стороны развязавшей войну Украины в возмещении им нанесенного ущерба. Свои разрушенные дома люди вынуждены восстанавливать за свой счет, не имея возможности воспользоваться законными инструментами для того, чтобы привлечь настоящего преступника к ответственности. Это является следствием низкой организованности и в какой-то степени запуганности этих людей, ведь многие из тех, кто на себе испытал украинский террор, уже и думать забыли о том, чтобы заявить о своих законных правах.

Очевидно, что уже назрела необходимость создания некой общественной структуры, которая бы стала поверх этого явления и смогла бы выступать от имени его участников. Назвать ее можно, например, Комитет пострадавших в ходе войны на Донбассе. Эта структура должна быть на сто процентов неполитичной, незаангажированной, действовать исключительно в рамках закона и отстаивать интересы только тех граждан, которые либо были вынуждены выехать с места своего постоянного жительства на Донбассе, либо проживают там и испытывают определенные трудности. Эта организация должна быть международной: ее отделения (как отдельные субъекты с одним центром, например в Москве) необходимо зарегистрировать на Украине, в Российской Федерации, ЛНР и ДНР в соответствии с их законодательством. Международный статус, во-первых, снизит градус давления на организацию со стороны украинского государства, а во-вторых, позволит охватить как можно большее количество жителей Донбасса. Основная цель Комитета: содействие в компенсации убытков, нанесенных гражданам в ходе украинской агрессии. К ее задачам можно отнести: ведение судебных дел, консультирование по вопросам международного законодательства, содействие в инициировании судебных дел против Украины, составление альтернативных или так называемых «теневых» докладов о соблюдении прав человека на Украине, а также комментариев к украинским докладам, содействие в сборе гуманитарной помощи и т.д.

Комитет пострадавших в ходе войны на Донбассе сможет объединить усилия наиболее активной части жителей тех районов Луганской и Донецкой областей, которые пострадали в ходе украинской интервенции. Основная задача Комитета - это инициирование и ведение от имени пострадавших судебных дел против украинского государства с целью возмещения нанесенного украинскими военными убытка мирным жителям в ходе так называемой «антитеррористической операции» как в украинских, так и в международных судах, говорить от имени пострадавших в наднациональных инстанциях. Также эта общественная организация могла бы предоставить сколь-нибудь четкую картину масштабов разрушений имущества мирных граждан. Понимания масштабов разрушений, количества пострадавших и общей суммы убытков, которые понесли люди только потому, что кому-то в Киеве хочется видеть Донбасс в составе Украины, просто не существует. Кроме того, в качестве второстепенной деятельности Комитет мог бы аккумулировать усилия по сбору гуманитарной помощи для беженцев с Донбасса и контролю над ее доставкой.

Но и это не все: действуя на территории Российской Федерации, Комитет мог бы отстаивать права беженцев в рамках российского законодательного поля во всех сферах общественной жизни. Это и консультирование по вопросам российского трудового законодательства и законодательства в сфере миграции, и помощь в трудоустройстве, и взаимодействие с государственными и негосударственными учреждениями и организациями.

Действуя на территории Украины, Комитет смог бы поднимать перед украинским руководством некоторые острые и неудобные для него вопросы, касающиеся возмещения ущерба. Однако действовать в рамках украинского правового поля крайне затруднительно ввиду его отсутствия. Здесь Комитет может сосредоточить свои усилия на помощи беженцам, их консультировании по вопросам взаимоотношений с украинским государством, а также проводить опись пострадавшего имущества в занятых украинской армией населенных пунктах Донбасса. Есть и еще один важный аспект работы с беженцами, которые оказались на территории Украины. Это аспект психологический. Сложно себе представить, что переживает человек, потерявший в ходе украинских бомбардировок свой дом, родных и близких людей. Горе невосполнимой утраты может пробудить в нем жажду мести, и тогда могут пострадать невинные люди. Этого нельзя допускать ни в коем случае, поэтому психологической поддержке беженцев также стоит уделить особое внимание.

На территории ЛНР и ДНР организация также может заниматься мониторингом разрушений и провоцировать обращения пострадавших людей в украинские и международные инстанции. Крайне важно зарегистрировать Комитет в качестве резидента этих республик, способствуя тем самым легализации идеи их самоопределения как высшего достижения демократии.

Костяк этой организации должны составить жители Донбасса. Именно они и от своего имени должны заявить о себе не только в украинском государстве, но и в международных инстанциях. Украина не может уйти от ответственности за причиненный ущерб. В этом суть предлагаемого проекта, необходимость которого уже назрела.

В этом вопросе, чего греха таить, есть также и политический подтекст. Российская Федерация в лице миллионов беженцев с Донбасса теряет ценнейший инструмент влияния на Украину. В то же время украинская власть не стесняется использовать беженцев в своих политических играх против Новороссии. Вспомните хотя бы хоть и немногочисленные, но очень «распиаренные» митинги против выборов в ЛНР и ДНР с участием беженцев с Донбасса. При этом затруднительно припомнить хоть один «беженецкий» митинг против убийств и массового террора в отношении инакомыслящих. Но дело опять-таки не в митингах, а в необходимости работы с беженцами как с многочисленным и, возможно, решающим явлением новейшей истории.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии