Здесь вам помогут. В первую очередь - правовая поддержка

06.06.2012

С 1 января нынешнего года при Министерстве иностранных дел Российской Федерации начал работать Фонд защиты и поддержки прав соотечественников, проживающих за рубежом. Решение о его создании было принято непосредственно президентом страны. Возглавил Фонд чрезвычайный и полномочный посланник 2-го класса, кандидат юридических наук Игорь Паневкин. Сегодня - он наш гость.

 -Игорь Константинович, что предшествовало образованию Фонда. Каковы его главные задачи?

- Идея создания Фонда прорабатывалась несколько лет. С 2009 года, когда Всемирный координационный совет российских соотечественников высказался о необходимости создания структуры, которая обладала бы финансовыми возможностями для оказания помощи выходцам из России - бывшего Союза, проживающим за рубежом и попавшим в трудную правовую ситуацию. Но мы не собираемся ограничиваться решением только финансовых вопросов. Прежде всего, Фонд призван обеспечить условия, при которых наши соотечественники смогут в полной мере пользоваться правами граждан стран, на территории, которых они проживают. В рамках своей деятельности Фонд будет (и уже начал) оказывать им информационную и методическую поддержку. Его задача - проводить мониторинг правового положения соотечественников в государствах их постоянного проживания, поддерживать с ними связь, обмениваться информацией с местными и международными общественными объединениями и правозащитными организациями. Еще одна из основных функций наряду с Фондом «Русский мир» – защищать права соотечественников на использование родного языка. В целях научного обеспечения деятельности Фонда при нем создан экспертноправовой совет (первое заседание уже состоялось в апреле), в состав которого вошли представители неправительственных организаций, юридических структур и научнообразовательных учреждений. Этот совет будет определять, какие из предложенных тем стоит брать в проработку, а от каких отказываться. Как было отмечено министром иностранных дел Сергеем Лавровым, возглавившим попечительский совет Фонда, его создание заполнит "лакуну", которая сохранялась в наших структурах по оказанию поддержки соотечественникам.

- Название Фонда действительно говорит само за себя. И все таки разъясните: какие виды поддержки и помощи имеются в виду?

- В последнее время, к сожалению, очень нередки случаи, когда наши соотечественники оказываются в различных правовых коллизиях, выход из которых без адвоката невозможен. Кроме того, решения, выносимые национальными судами, а также само местное законодательство, которым они руководствуются, не всегда понятны русскоязычному гражданину из-за слабого знания языка. Ранее, оказавшись в подобной ситуации, соотечественник, как правило, оставался один на один со своей проблемой. Максимум, на что он официально мог рассчитывать, - на помощь работников посольства РФ в стране пребывания. Но у тех, как известно, совершенно другой круг задач, и заниматься каждым выходцем из России зачастую не хватает возможностей. Отныне эта задача де юре возложена на наш Фонд. И прежде всего мы намереваемся начать с того, чтобы создать доступную систему информирования о новациях, происходящих в законодательных актах и правовых нормах, которые касаются наших людей, проживающих за границей.

- Но как это будет выглядеть практически? Наши соотечественники проживают более чем в 150 странах по всему миру.

- Пока, во всяком случае, в ближайший год мы сконцентрируем свое внимание на странах СНГ и Балтии. Здесь достаточно проблем. Например, с разницей в правах на труд и образование между коренным населением и теми, кто считается не гражданами или только — русскоговорящими. Юридическая помощь с нашей стороны будет оказываться и при сопровождении дел, находящихся в настоящее время в Европейском суде по правам человека. Некоторые из них затрагивают не только интересы конкретных граждан, но и имеют под собой определенную политическую подоплеку. В частности, по иному формируется общественное мнение в отношении итогов Великой Отечественной войны, решений Нюрнбергского трибунала, к событиям, произошедшим в начале 90_х при распаде Союза. Все это существенно отражается на наших ветеранах ВОВ, лицах, выполнявших профессиональный долг, будь то в Литве или Эстонии. У нас есть возможность направлять в эти страны юристов из Москвы, а также оплачивать услуги тех адвокатов, которые помогают в подобных процессах на местах. Что касается соотечественников, проживающих в 150 странах (по предварительным оценкам, их порядка 30 миллионов), мы будем оказывать им юридическую поддержку по мере возможности.

- Чтобы оказать помощь человеку, его нужно найти. Или он сам должен обратиться в Фонд с соответствующей просьбой? Как конкретный человек в случае необходимости сможет до вас «достучаться»?

- Помимо того, что вся необходимая информация о Фонде имеется в МИД России и его зарубежных представительствах, у нас есть собственный сайт в Интернете (pravfond.ru), где указаны контакты Фонда. Там же приведены образцы заявок на предоставление грантов и субсидий юридическим и физическим лицам для оказания поддержки или защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. В отличие от субсидий, которые предназначены для оперативного решения конкретных вопросов, гранты будут выдаваться на реализацию долгосрочных программ. Например, для создания кабинетов правовой помощи. То есть в каком то государстве на базе любой неправительственной организации, занимающейся российскими соотечественниками, может быть сформирована структура (вполне возможно, что она уже существует) для оказания подобных видов помощи. Они - первые претенденты на грант.

- Каков срок между подачей заявки на субсидию и ее получением? Вопрос, как вы понимаете, не праздный, поскольку многие хорошие дела у нас попросту тонут в бюрократической пучине.

- Любое выделение денежных средств никогда не было простым делом. А перевести сумму из подотчетной организации физическому или юридическому лицу из одной страны в другую — тем более. У нас разработан определенный механизм через систему договоров и гарантийных писем, позволяющий работать достаточно быстро. Могу привести пример из числа недавних, когда вопрос с выдачей субсидии гражданину, обратившемуся к нам из Кыргызстана, был решен в течение одного месяца. В связи с этим хочу отметить, что работать с юридическим лицом для нас значительно проще, нежели с отдельным гражданином. Поэтому хотелось бы наладить четкую систему взаимоотношений. То есть прежде, чем обращаться в Фонд, желательно, чтобы человек на месте проконсультировался с действующей организацией соотечественников, а если в ней нет структуры, оказывающей правовую помощь, то - с любой адвокатской конторой. Дело в том, что зачастую обращения людей строятся на личных обидах или эмоциях, которые по определению не могут иметь судебной перспективы. А человек будет тратить время (и свое, и чужое), нервы, на что-то надеяться... Мы готовы с пониманием отнестись к каждой просьбе, но далеко не каждая (жизнь это не раз демонстрировала) требует юридического вмешательства. В идеале мы намереваемся найти адвокатские конторы или бюро в зарубежных странах, которые могут состоять из юристов, работавших на территории России - бывшего Союза; студентов обучавшихся в юридических вузах нашей страны; местных адвокатов... Будем заключать с ними партнерские договоры на предмет взаимодействия с координационным советом российских соотечественников в стране пребывания и правозащитными организациями. А они по нашей просьбе будут оказывать предварительную консультацию лицам, у которых сложилась непростая ситуация. При наличии соглашений о сотрудничестве с такими конторами и при том, что все "нити" будут сосредоточены в одном месте (в данном случае в нашем Фонде), эту работу можно будет координировать по всему миру. А сроки выделения денежных средств свести до минимума.

- Очертите перечень проблем, по которым люди, проживающие за рубежом, могут обращаться в Фонд. А какие выходят за рамки его полномочий?

- Очень сложно назвать причину, по которой к нам обратиться нельзя. Устав Фонда предполагает, что практически любой российский соотечественник может выйти на нас с любой проблемой. Намеренно не привожу примеров, но за первые три месяца работы Фонда, когда не было еще ни сайта в Интернете, ни конкретики по нашему функционированию, мы получили более 200 обращений из различных стран. Это лишний раз свидетельствует: создание подобной структуры назрело по жизненным показаниям.

- Что конкретно удалось сделать за время существования Фонда?

- Мы - некоммерческая неправительственная организация, финансируемая из бюджета страны, поэтому вся наша деятельность в этом отношении максимально прозрачна. На этот год из госбюджета нам выделено около 145 миллионов рублей. Основная часть этих средств уйдет на гранты и субсидии, поддержку судебных процессов и командировки адвокатов. Мы планируем также ввести систему премирования за проведение тематических конкурсов в различных странах и за активное участие на правозащитном направлении. До конца года у нас запланировано порядка 40 командировок. Мы их используем для того, чтобы координационные советы российских соотечественников, а также наши земляки, уехавшие когда то из страны в силу различных причин, узнали и о Фонде, и о том, чем он занимается.

Елена Денисьева

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии