Состав преступления. Как я стала «доносчицей»

02.09.2014

Правительство декларирует, что мы — народ Латвии — живем в европейском обществе и в правовом государстве. На Западе одним из распространенных и приветствуемых видов гражданской активности считается доносительство. Бдительные граждане охотно стучат куда надо на своих знакомых, соседей, коллег — если видят, что те совершают какие-то поступки, не укладывающиеся в нормы общественного приличия и безопасности.

К слову сказать, так поступают и наши местные «государствообразующие», направляя заявления пачками и объявляя тех, осмелился выступить против политики правительства, «врагами родины», «пятой колонной», «агентами влияния Кремля» и т.п.

И до сих пор негласно считалось, что им можно, а нам жаловаться на ксенофобию как бы нельзя — «не будет состава преступления».

Но капля камень точит, решила я, тем более что предметом моего доноса стал действительно вопиющий эпизод, целиком укладывающийся в определение «антиобщественной выходки» и, что немаловажно, имеющий, на мой взгляд, состав преступления согласно теории уголовного права.

22 августа под бдительным оком и из-под пера заместителя редактора газеты Neatkarīgā Rīta avīze Элиты Вейдемане вышло интервью с неким Антоном Ранцансом — отрекомендованным как «писатель, педагог и скульптор по дереву».

Признаться, я никогда раньше о таком писателе не слышала. Но искренне уверена, что человеку, имеющему отношение к столь благородным занятиям, как педагогика и литературное творчество, не подобает распространять шовинизм и ксенофобию. А г-н Ранцанс распространяет, да еще как! Сей автор делится с аудиторией газеты сделанным им крупным этнографическим открытием.

Отвечая на замечание г-жи Вейдемане о том, что «конечно, национальная ментальность на протяжении столетий не меняется» („protams, tautas mentalitāte gadsimtu gaitā nemainās”), А.Ранцанс продолжил предложенную ему мысль:

«Именно это посредством прошлого хотел доказать, что в русской ментальности, к сожалению, есть ген грабителей, а все остальное — пустая болтовня. Примерами прошлого хорошо можно показать, как это было и что из этого вышло. Суть в том, что они приходили и грабили, и также теперь они приходят и грабят. Они рождены не для работы, а для грабежа».

„Tieši to ar pagātnes starpniecību arī gribēju pierādīt, proti, ka krievu mentalitāte diemžēl ir laupītāju gēns, un viss pārējais ir tukša muldēšana. Ar pagātnes piemēriem labi var parādīt, kā tas bija un kas no tā laika gaitā sanāca. Būtība ir tāda, ka viņi nāca un laupīja, un arī tagad viņi nāk un laupa. Viņi lielākoties nav radīti strādāšanai, bet gan laupīšanai.”

Учитывая название «произведения» — Krievināšana, ясно, что «они» — это русские. Дерзкий разоблачитель, однако! Данное высказывание задевает не только русских по национальности, но и тот широкий пласт людей, которые самоидентифицируются как русские. Этот «господин» позволил себе не просто критику, как могло бы показаться на первый взгляд, а указание на свойство, присущее с рождения, как характерную черту определенного этноса.

Не знаю, осознав то, что он сказал или нет, но далее по тексту Ранцанс немного смягчился и признал, что, дескать, не все русские поголовно являются грабителями:

«То, что в русском народе много светлых умов, людей культуры и искусства, само по себе понятно, поскольку в большом народе много что можно найти». Ну, спасибо за столь великодушное снисхождение!

Однако в целом г-н Ранцанс смотрит на действительность очень мрачно — вполне в духе наших «манихейцев» у власти, все плохое, что есть в мире, объясняющих «кознями руки Москвы». Он убежден, что Москва по-прежнему насаждает в Латвии свою волю, осуществляет зловещую подрывную деятельность: «Сегодня мягкая власть стала более скрытной, коварной, но она несомненно продолжается. Во времена Атмоды русификаторы притихли, но сейчас они снова становятся все бессовестнее. И события на Украине их очень взбодрили», — отметил «педагог».

Читая все эти откровения, я больше чем когда-либо ощущала себя обитательницей какого-то невероятного кривозеркалья. Это в какой вселенной надо жить, сколь перекошенными мозгами обладать, чтобы высказывать подобное на полном серьезе!

Подумать только! Наше государство уже двадцать с лишним лет не имеет ничего общего с Россией, русских выдавили из госструктур, сделали негражданами, низвели их язык до статуса иностранного, собираются латышизировать даже детские садики нацменьшинств — а в пределах отдельно взятой головы некоего «патриота» Москва проводит в Латвии «бессовестную русификацию»!

Ладно, если б это были излияния отдельно взятого сумасшедшего. Беда в том, что в сходном ключе мыслят и многие другие латыши — а власти в предвыборном угаре делают все возможное, чтобы окончательно заморочить национального избирателя, переместить его в параллельную реальность.

Характерно, что сам г-н Ранцанс мыслит свою систему взглядов как единственно возможную, еще и на соседей-россиян посматривает с презрением:

«Мы должны думать по-латышски! Посмотрите, что происходит в России — там рейтинг Путина вырос в два раза. Они там по-прежнему живут за занавесом, не видя и не понимая, что происходит в мире», — ставит «писатель» свой окончательный вердикт.

В общем, не стану больше ходить вокруг да около. Презрительные оценки по отношению к определенной этнической группе и высказывания о врожденных недостатках и предрасположенности ее представителей к насилию и преступлениям являются классическим проявлением расизма.

Прошу прощения за высказывание столь банальных аксиом — но кое-кому в Латвии даже они не представляются несомненными. Для этих обитателей параллельного мира я готова еще раз сыграть роль Капитана Очевидность: долг каждого приличного человека — противостоять проявлениям расизма и нетерпимости в обществе, не допускать усиления напряженности в и так непростых межэтнических отношениях в Латвии.

Поэтому я подала заявление в Полицию безопасности по факту высказываний, разжигающих национальную рознь, а также обратилась в Союз журналистов по поводу нарушения профессиональной этики со стороны газеты и журналиста, распространивших расистские высказывания Ранцанса. Пусть в этих инстанциях разберутся и выскажут квалифицированную оценку выходкам шовинистов.

Да, несомненно, донос — это оружие цивилизованного человека. Потому что в обществе некультурном и отсталом за подобные выходки можно расплатиться в лучшем случае разбитой мордой. Но мы же люди передовые — и никогда, в отличие от наших оппонентов, не выходим за границы законности, ведь правда?

P.S. Как стало известно, что Полиция безопасности проверит возможное разжигание межнациональной розни в высказываниях писателя и педагога Антона Ранцанса по заявлению представителя «Конгресса неграждан» Елены Бачинской. Уголовный закон предусматривает за сознательное разжигание межнациональной розни лишение свободы на срок до 10 лет.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии