Свобода слова по-киевски

Киевские власти сделали очередной шаг к установлению на Украине тотальной цензуры. К перечню уже запрещенных ранее российских телеканалов Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания добавил еще один – ТVСI (международная версия российского телеканала «ТВ Центр»). Как сообщила пресс-служба ведомства, содержание иностранной программы «ТВ Центр-International» «не отвечает требованиям Европейской конвенции о трансграничном телевидении и законодательству Украины». Особо страшная крамола была найдена в информационных передачах "События", "В центре событий с Анной Прохоровой", "Право голоса", "Право знать", "Постскриптум", "Русский вопрос" и некоторых других. В связи с этим Нацсовет потребовал от провайдеров немедленно прекратить ретрансляцию ТVСІ в кабельных сетях.

Решению Нацсовета предшествовало грозное заявление в украинском телеэфире одного из руководителей этого надзорного органа Ольги Герасимюк, объявившей о грядущем закручивании гаек в украинском медиа-пространстве. По словам Герасимюк, сегодня на Украине идет информационная война, в которой нынешняя власть пока что несет большие потери. Впрочем, не все так мрачно. Явно желая успокоить «национально сознательную общественность», высокопоставленная киевская чиновница заверила зрителей, что власть в скором времени перейдет в наступление. Не мудрствуя лукаво, Герасимюк пообещала вести беспощадную борьбу против «вражеской пропаганды», попутно предупредив всех, «кто ретранслирует вражеские голоса – для них наступает черный день».

То, что угрозы воинственной мадам из Нацсовета (в прошлом, кстати, телеведущей) – не просто слова, уже почувствовали на себе не только российские, но и украинские СМИ. В тот же день, когда было принято решение о запрете ретрансляции ТVСІ, Нацсовет объявил предупреждение украинскому телеканалу UBR. Вина последнего состояла в «чрезмерном количестве выступлений в эфире сепаратистов Игоря Гиркина, Павла Губарева и Валерия Болотова». Дотошные украинские цензоры подсчитали, что «в период с 14:00 13 июля по 14:00 14 июля телеканал потратил 80 минут эфирного времени в передачах "Без комментариев", "Моменты жизни" и "Новости" на показ прямой речи сепаратистов ДНР и ЛНР». И хотя сам телеканал выразил несогласие с предъявленными ему претензиями, добиться отмены решения Нацсовета ему вряд ли удастся.

Тем более, что защита «информационной безопасности» (под данным благообразным эвфемизмом в нынешней Украине понимается всемерное ограничение свободы слова, а также подавление всякого инакомыслия) сегодня занимает не только многочисленных бойцов украинского идеологического фронта, но даже лиц, на первый взгляд, весьма далеких от этой сферы. Скажем, на днях глава МВД Украины Арсен Аваков выступил с довольно смелым предложением учредить на Украине министерство пропаганды. По его мнению, новосозданное министерство должно взяться за разъяснительную работу с населением и способствовать «разминированию мозгов» украинцев, подвергшихся воздействию иностранной (надо понимать – российской) пропаганды.

Свою идею Аваков высказал в дискуссии с пользователями на своей странице в Facebook: «Этим надо заниматься не факультативно. Это серьезная часть войны. Войны за умы. Нужно создавать министерство пропаганды. И не стесняться этого».

Похоже, главного украинского милиционера не смущает даже факт довольно рискованных исторических параллелей и ассоциаций, которые с созданием подобного ведомства неизбежно возникнут у любого мало-мальски образованного человека. Впрочем, возможно, после того как Басманный суд Москвы принял решение о заочном аресте Авакова, шеф МВД решил подыскать для себя местечко поспокойнее и из «украинского Гиммлера» надумал переквалифицироваться в «украинского Геббельса»? Однако здесь его ожидает, прямо скажем, нешуточная конкуренция, благо в украинском политбомонде претендентов на данную роль хоть пруд пруди.

Необходимо признать давно очевидный факт – с победой очередного «майдана» свобода слова в ее общепринятом понимании на Украине действительно приказала долго жить. Окончательно и бесповоротно. Впрочем, в «незалежной неньке» она и раньше существовала в весьма жестких рамках – не менее жестких, чем на одноименных ток-шоу от Савика Шустера. При кажущемся отсутствии цензурных ограничений и будто бы безграничной свободе высказываний в украинском информационном пространстве (особенно на телевидении) всегда существовал круг тем, на обсуждение которых было наложено негласное, но жесточайшее табу. Среди них – наличие многочисленных исторически обусловленных противоречий между Востоком и Западом Украины, искусственность самой идеи «единой украинской нации», положение многомиллионной русской общины, учет ее законных прав и интересов в ходе построения нового украинского государства, наконец, признание за русскими статуса одного из государствообразующих народов Украины со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В общем-то, с утверждением Герасимюк о ведущейся на Украине информационной войне вполне можно согласиться – с одной лишь поправкой, что началась эта война не сейчас, а очень давно, и отнюдь не Россия была ее инициатором. С начала 1990-х украинское информационное пространство неуклонно  наполнялось агрессивной русофобской пропагандой. На первых порах это были примитивные, но достаточно убедительные в глазах недалекого украинского обывателя жалобы на то, что «украинское сало съели москали», затем появились многочисленные сюжеты на тему якобы извечной вражды русского и украинского народов, далее пошли истории о столь же многовековом стремлении украинцев в Европу, – а в итоге Россия и Украина оказались на пороге полномасштабного конфликта с непредсказуемыми последствиями.

И ответственность за такое развитие событий, наряду с украинской правящей верхушкой, в полной мере должно разделить и украинское националистическое медиа-сообщество, на протяжении многих лет сознательно лепившее из России и русских образ врага и усердно продолжающее заниматься этим и поныне. Только вряд ли новоявленным «геббельсам» это поможет. Судя по всему, очередной «Дранг нах Остен» завершится тем же, чем и предыдущий.

Будем надеяться, что и новый Нюрнберг не за горами.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии