Посол России в Италии: «Россия ни в коем случае не отказывается от защиты законных интересов этнических русских и русскоговорящего населения на Украине»

24.06.2014

Предлагаем вашему вниманию интервью Посла России в Италии Сергея Разова для радиопрограммы «Corriere diplomatico» гостелерадио Италии «RAI Radio 1» 

Вопрос: Как российское руководство относится к итогам президентских выборов на Украине 25 мая?

Ответ: Как сказал Президент России В.В.Путин и Министр иностранных дел России С.В.Лавров, выборы на Украине ознаменовали собой шаг в правильном направлении, вызвали в России ожидания и надежды, связанные с возможностью скорейшего национального примирения на Украине, налаживания там национального инклюзивного диалога. Мы заявили об уважении результатов волеизъявления украинского народа. К сожалению, на Востоке и Юге страны продолжается карательная операция, которая уже приняла характер общевойсковой, порождая жертвы среди мирного населения.

Вопрос: Россия по-разному отреагировала на референдумы о независимости, прошедшие в Крыму и в Донецкой и Луганской областях. Следует ли это понимать как отказ России от защиты интересов этнических русских и русскоговорящего населения на Украине?

Ответ: Нет, Россия ни в коем случае не отказывается от защиты законных интересов этнических русских и русскоговорящего населения на Украине. Но следует, безусловно, различать политические и культурно-исторические подтексты произошедшего в Крыму, а с другой стороны – в Донецке и Луганске. Крым был частью России с 1783 года. Референдум в Крыму, в ходе которого подавляющее большинство населения проголосовало за присоединение к России, был естественным ответом на антиконституционный государственный переворот в Киеве и на дискриминационную политику пришедших к власти в стране сил в отношении русскоязычного населения. Ведь из 2,2 миллионов жителей полуострова, почти полтора миллиона – русскоговорящие, а русский язык после событий на Майдане пытались де-факто поставить под запрет.

Иная ситуация в Луганской и Донецкой областях, жители которых в условиях продолжающейся карательной операции выступили за провозглашение независимости. Эти люди в большинстве своем по-прежнему ощущают себя украинцами, но в условиях сложившейся ситуации, они не видят смысла оставаться частью украинского государства. Мы уважаем результаты референдумов в Донецкой и Луганской областях, однако не имеем намерений вмешиваться в ситуацию, тем более силовым путем. Это системный кризис, который имеет исключительно внутриукраинские корни.

Вопрос: США и Европа утвердили ряд антироссийских санкционных списков, которые отличаются между собой целями, резкостью интонаций и количеством затронутых ими людей. Какие последствия они будет иметь для отношений между европейскими столицами и Москвой?

Ответ: Санкционное давление на Россию, разумеется, не добавит нашим отношениям с Западом ни доверительности, ни конструктивности. Но Москва, как я думаю, вы замечаете, избегает нагнетания конфронтации. Кроме того, хотел бы подчеркнуть, что санкции в отношении России уже давно утратили какую-либо связь с нашей политикой на Украине. Вы помните, на определенном этапе действия государств «семерки», США, Евросоюза, НАТО выдавались как наказание России за воссоединение Крыма. Сейчас санкционное давление напоминает железнодорожный состав, который набрал инерцию и катится под уклон с отказавшей тормозной системой. Похоже, санкционную дубинку хотят сделать инструментом постоянного давления на российское руководство.

Вопрос: Как Вы полагаете, можно ли считать партнерские отношения России и НАТО, закрепленные на заседании Совета Россия-НАТО на авиабазе ВВС Италии Пратика-ди-Маре в 2002 году, исчерпавшими себя?

Ответ: Резкое ограничение сотрудничества в рамках совета Россия-НАТО –не наш выбор и не наша инициатива. Мы, разумеется, не можем не обращать внимания на действия НАТО, непосредственно затрагивающие интересы безопасности России. Ведь это факт, с которым, никто не спорит, что НАТО приближает свою военную инфраструктуру к россиийским границам. Не будем забывать, что уже в 2008 г. были утверждены известные формулировки, открывающие перспективу членства в НАТО Украины и Грузии. Тем не менее, мы взаимополезно сотрудничали с НАТО по целому ряду направлений, это: борьба с терроризмом, наркотрафиком, пиратством, распространением ОМУ, природными катастрофами, взаимодействие по Афганистану в транзите грузов через российскую территорию. Так что, Россию трудно упрекнуть в дефиците стремления к партнерскому сотрудничеству. Но, как говорят на Востоке, где я долго проработал, «одной рукой в ладоши не хлопнешь».

Вопрос: Как Вы можете определить характер отношений ЕС и России в настоящий момент?

Ответ: Если воспринимать ЕС как некий монолит, единый политический организм, то наши отношения вступили в фазу рецессии, надеюсь, временную. Конечно, санкционное давление сказывается и на торговле с ЕС, в России на нее приходится почти половина общего объема товарооборота. Мы поддерживаем с некоторыми странами ЕС более интенсивный диалог, с другими– менее.

Вопрос: А отношений России с Италией?

Ответ: Мы, разумеется, понимаем, что, как член «восьмерки», НАТО, Евросоюза Италия действует в рамках согласованной, консолидированной линии. В то же время обращаем внимание на принципиальную позицию итальянского руководства относительно важности сохранения каналов для диалога с Россией и желания найти решения имеющихся проблем в неконфронтационном духе. С Италией нас традиционно связывают отношения взаимного уважения, многопланового взаимодействия и стратегического партнерства. Италия - наш четвертый торговый партнер с объемом товарооборота в прошлом году в 54 млрд.долл. США. Проходящий сейчас перекрестный Год туризма интенсифицировал наши контакты в туристической сфере. Думаю, нет необходимости говорить и о взаимопереплетении экономических интересов, об огромном взаимном интересе к культурному достоянию Италии и России. Одним словом, нам, безусловно, есть, что терять. Важно не допустить утраты того, что создавалось десятилетиями. Цена вопроса слишком высока.

Вопрос: Может ли вызванная украинскими событиями напряженность в отношениях между Россией и Западом повлиять на разрешение ряда ключевых международных вопросов, в которых Россия, как глобальный актор мировой политики, играет одну из ведущих ролей, – например, сирийское урегулирование, иранское ядерное досье и др.?

Ответ: Конечно, нынешнее изменение климата в отношениях России и Запада накладывает свой отпечаток. В то же время Россия продолжает неукоснительно соблюдать свои международные обязательства, осознавая свою меру ответственности за создание стабильного и безопасного миропорядка. Мы продолжаем играть активную конструктивную роль в плане сирийского урегулирования, поиска компромиссных решений по иранскому ядерному досье и т.д. Важно, чтобы все ключевые участники международных отношений на практике реализовывали принципы равной и неделимой безопасности, в том числе на евроатлантическом пространстве.

Вопрос: Сейчас в Брюсселе между ЕС, Россией и Украиной ведутся переговоры по газу, который, судя по всему, превратился в геополитическое оружие. Существует ли вероятность того, что газ будет использоваться Россией как элемент силового давления на Запад и Украину?

Ответ: Вопрос газовых поставок из России на Украину и последующего транзита газа в страны Запада имеет долгую историю. Проблема состоит в том, что за поставляемый товар надо платить. Долг Украины по газовым поставкам достигает нескольких миллиардов долларов. Однако безосновательно утверждать, что Россия использует газ как элемент силового давления на Украину. Россия исправно в течение длительного периода времени и без претензий со стороны потребителей поставляла газ в Западную Европу.

Вопрос: Вы приехали из Пекина. Как вы себя чувствуете в Риме?

Ответ: Я прекрасно себя чувствую в Риме.Если проводить сравнение Италии с Китаем, где я работал в качестве Посла в течение 8 лет, могу сказать, что это разные страны, разный климат, разные люди, разные культурные традиции. В Италии мне нравится солнце, небо, кухня. Не случайно, ее называют «Вelpaese» («Прекрасной страной»).

Вопрос: Есть в итальянской кухне блюдо, которое Вы предпочитаете?

Ответ: Я не большой гурман, мне нравится пробовать блюда разных направлений кулинарного искусства.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии