Игорь Паневкин: Нередко перед Фондом встают вопросы, требующие принятия решений на стратегическом уровне

30.05.2014

Предлагаем вашему вниманию тезисы выступления исполнительного директора Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Игоря Константиновича Паневкина 
на заседании Попечительского Совета Фонда, прошедшего в МИД России 26 мая 2014 года:

В соответствии с утвержденной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 12 февраля 2013 года обновлённой Концепцией внешней политики Российской Федерации и другими основополагающими документами, всесторонняя защита прав и законных интересов российских соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из высших приоритетов внешнеполитической деятельности нашего государства.

В русле этого подхода и в рамках своей компетенции Фонд осуществляет работу во взаимодействии с МИД России, Россотрудничеством, Правительственной Комиссией по делам соотечественников за рубежом, профильными комитетами Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Общественной Палатой Российской Федерации.  В целях координации эффективной поддержки соотечественников развиваются наши связи с Фондом «Русский мир», Фондом поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова, Московским домом соотечественника, Федерацией мира и согласия, Домом русского зарубежья им. А.Солженицина, Институтом русского зарубежья, Институтом стран СНГ, другими российскими и зарубежными государственными и неправительственными организациями, профильными международными  структурами, координационными советами общественных объединений соотечественников.

Основные направления работы Фонда выстраиваем в рамках требований действующего российского законодательства, принципов и норм международного права, в соответствии с указами Президента Российской Федерации, решениями IV Всемирного конгресса соотечественников, Устава Фонда.  Так, в 2013 году одним из ведущих направлений деятельности Фонда оставалось проведение совместно с МИД России, Россотрудничеством и иными российскими и зарубежными структурами  текущего и оперативного мониторингов правового положения соотечественников в странах проживания и, в первую очередь, мониторинга нарушений их базовых групповых интересов. Текущий мониторинг осуществлялся   в отношении действующего национального законодательства и нормативных актов, определяющих правовое положение соотечественников, а также их применения на предмет соответствия общепризнанным нормам международного права (в том числе в области прав человека), включая правовую позицию Европейского суда по правам человека. Кроме того, оценивалось соблюдение пределов собственной компетенции органом государственной власти или организацией при издании ими актов, противоречащих международному праву. В этой работе большую помощь оказали Центры правовой защиты и правозащитные организации, которые на основе собственных оценок  в немалой степени способствовали объективному информированию мировой общественности о реальном положении с правами человека в различных государствах.

Наиболее активными на этом треке были организации соотечественников Эстонии, Латвии, Молдавии, Украины, Институт стран СНГ, Институт русского зарубежья. Естественно, мы отмечаем и аналогичные усилия на этом направлении, предпринятые соотечественниками, проживающими а Армении и Греции, а также деятельность международной структуры «Мир без нацизма».

На основе мониторинга соблюдения прав человека (включая права наших соотечественников) Фонд и наши партнеры в минувшем году продолжали уделять существенное внимание разъяснению на различных международных площадках фактов нарушений прав и законных интересов либо фактов дискриминации по этнокультурному признаку наших соотечественников. В этом контексте   поддерживали постоянные связи и обмен информацией как с международными правительственными и неправительственными организациями, работающими в сфере защиты прав человека и национальных меньшинств, так и с общественными объединениями соотечественников и правозащитными организациями в государствах их проживания.

Таким образом, мониторинг является необходимым предусловием для выверенного принятия Фондом решений о задействовании своих механизмов в целях поддержки или защиты в конкретных ситуациях соотечественников, проживающих за рубежом.

Значительные ресурсы в 2013 году были выделены Фондом на  непосредственную правовую защиту групповых и индивидуальных прав соотечественников в международных и национальных судебных и административных органах. Финансировались услуги адвокатов и оплачивались судебные издержки по конкретным делам, имеющим резонансный либо прецедентный характер.  Существенная помощь была оказана и Центрам правовой защиты, которые также осуществляли непосредственную судебную защиту соотечественников.

Немалая часть судебных процессов, в которые вовлечены средства Фонда, проходит в Прибалтике и касается обвинений ветеранов Великой Отечественной войны в военных преступлениях, якобы совершенных ими в период 1945-1953 гг.

Кроме того, оказывается финансирование по защите ряда наших соотечественников, которым вменяются в вину противоправные действия в более поздние периоды, вплоть до последних лет. Фонд также оплатил адвокатские услуги по делам, заведённым в Эстонии в связи с протестной акцией по поводу демонтажа Правительством Эстонии памятника Советским воинам-освободителям.

На Украине в 2013 году были оплачены адвокатские услуги по защите одного из наших соотечественников, обвиняемого в шпионаже в пользу России, а также оплачивались судебные издержки, связанные с исками  к властям Ивано-Франковска о защите прав русского национального меньшинства и отмене запрета на размещение символики бывшего СССР.

В Грузии благодаря финансовой помощи Фонда восстановлены конституционные права одной из  российских соотечественниц.

В 2013 году Фондом профинансированы судебные издержки по защите интересов российских граждан в судах  США и  Канады. Возмещены расходы адвокатам по защите  российских болельщиков футбола  в судах Польши.

В непосредственную судебную защиту соотечественников вовлечены и Центры правовой защиты.

В целом же деятельность Фонда и Центров правовой защиты по обеспечению прав соотечественников имеет уникальный характер, поскольку включает в себя бесплатое консультирование, правовую помощь и защиту российских соотечественников в случаях нарушения их прав и законных интересов.

Естественно, судебные процессы могут длиться не один год, и их исход трудно предугадать заранее. Однако выделяемые Фондом на судебную защиту соотечественников  средства позволяют многим из них чувствовать себя более защищенными в государствах своего проживания, о чем свидетельствуют благодарственные письма и отзывы, направляемые как в наш Фонд, так и в Центры правовой защиты на местах.

Важным направлением работы Фонда в 2013 году оставалось содействие развитию и совершенствованию деятельности Центров правовой защиты соотечественников (ЦПЗ),  активно работающих в первую очередь в странах СНГ и Прибалтики. В их функции, в частности, входит досудебное рассмотрение юридических споров, связанных с нарушениями прав соотечественников, подготовка соответствующих документов в государственные, административные, нотариальные и судебные органы, юридическое сопровождение, в том числе с привлечением адвокатов и экспертов в судах всех инстанций, включая международные;

Представители организаций соотечественников в ходе IV Всемирного конгресса, региональных и страновых конференций неоднократно отмечали, что практическая стратегия и целевая направленность Фонда на создание ЦПЗ в странах массового проживания русскоязычных соотечественников являются эффективным шагом вперед, новым инструментом в международной практике работы с диаспорами. Подчеркивалось, что подобные центры становятся надежной базой для защиты законных прав и интересов соотечественников. Отрадно, что активно включились в эту работу соотечественники Латвии, Эстонии, Литвы, Киргизии, Молдавии, Украины, Казахстана, Грузии, Абхазии, Ирландии Израиля, Бельгии. В Туркмении и Китае также появились структуры, деятельность которых во многом соответствует задачам центров правовой защиты.

14 действующих в 2013 году Центров правовой защиты (реализация утверждённых в конце 2013 года проектов по 4 центрам началась лишь в 2014 году) оказали бесплатную правовую помощь более 10 тыс. соотечественников, подготовили несколько тысяч судебных документов и обращений в различные административные инстанции. Центрами подготовлены и размещены в печати несколько сот аналитических материалов, публикаций, выступлений и интервью. Об эффективности их работы говорят не только отзывы соотечественников, но и тот факт, что в Фонд поступили  заявки на создание в 2014 году ЦПЗ ещё из 11 стран. Планируем рассматривать их с учетом финансовых возможностей Фонда и, исходя из того, что в данный момент концентрировать силы целесообразно, прежде всего, на направлении стран, ранее входивших в состав СССР. На наш взгляд, размещение Центров правовой защиты в местах  массового проживания российских соотечественников за рубежом даёт возможность, взаимодействуя с местными исполнительными и законодательными структурами, способствовать привлечению внимания к фактам нарушения прав и законных интересов  членов русскоязычных диаспор и искать решения вышеупомянутых проблем в правовом поле. При этом мы ориентируем центры руководствоваться нормами национального и международного законодательства в области защиты прав человека, поскольку в этих рамках усилия по обеспечению прав национальных меньшинств рассматриваются не как вмешательство во внутренние дела суверенных государств, а в качестве  элемента международного сотрудничества. 

В настоящее время деятельность 18 центров правовой защиты охватывает страны, в которых проживает примерно 10 миллионов соотечественников. Планируем расширять их географию.

Важным направлением  Фонда продолжает оставаться работа по повышению правовой грамотности соотечественников. Представители организаций соотечественников и  партнёрских правозащитных структур Фонда неоднократно отмечали, что многие проблемы соотечественников обусловлены сохраняющимся недостаточным уровнем их правовой грамотности, особенно в странах, где отсутствует официальная правовая информация на русском языке. В этих целях Фондом выделяется финансирование  на  деятельность специальных приложений и рубрик в русскоязычных печатных и электронных СМИ, в которых на основе анализа международного и национального законодательств  разъясняются права и свободы соотечественников, в том числе их права на создание организаций и объединений, на использование русского языка, социальные права и др. Правовые рубрики  регулярно включают в себя и консультации юристов по многочисленным вопросам, задаваемым соотечественниками.Этой работой также в определенной мере  занимаются Центры правовой защиты  и специализированные правовые рубрики и программы в печатных и электронных русскоязычных СМИ (Украина, Эстония, Болгария). 

Дальнейшим развитием данного направления в 2013 году стали поддержанные Фондом новые проекты в Азербайджане, Греции, Германии, Франции, Португалии, Латвии, Эстонии, Молдавии, Узбекистане, Украине, Эстонии.

Предпринятые Фондом и при его поддержке организациями соотечественников в 2013 году  шаги на этом направлении позволили, как отмечают соотечественники, существенно активизировать правозащитную издательскую деятельность, повысить внимание русскоязычной прессы к правовым проблемам соотечественников. В то же время,  данное направление работы требует значительного внимания для повышения качества представляемых материалов, их актуальности и целевой ориентированности.  Над решением этих задач Фонд  предполагает  продолжить работу в 2014 году.

В 2013 году Фонд продолжил работу по информационному сопровождению своей деятельности, предусматривающему освещение в СМИ вопросов правового положения российских соотечественников, проживающих за рубежом, практических шагов по защите их прав и законных интересов, медийную поддержку общественно значимых правозащитные акций, практических итогов международных конференций и форумов российских соотечественников, распространение опыта работы центров правовой защиты за рубежом и  информации о правозащитной деятельности, проводимой организациями соотечественников.

Заметную роль на этом направлении, как отмечают представители наших зарубежных диаспор, играет Интернет-сайт Фонда в сети Интернет (www.pravfond.ru), действующий с апреля 2012 года.

Помимо собственно функции представительства Фонда в сети Интернет, сайт также выступает в качестве электронного СМИ, подробно освещающего деятельность Фонда по его главным направлениям.

В течение 2013 года  на сайте размещено более 1500 информационных материалов, включая новости, статьи, интервью, фото-, видео- и аудиоматериалы. В разделе «Мониторинг событий» регулярно обновляются публикации, связанные с правовым положением соотечественников в различных странах и регионах их проживания. На сайте можно ознакомиться и с научными исследованиями,  посвященными анализу правового положения соотечественников.

Фонд наращивает работу по формирование единого информационного правозащитного пространства посредством специальных информационных проектов в отечественных и зарубежных русскоязычных СМИ и издательствах. Главной целью этого направления работы Фонда является консолидация национальных русскоязычных сообществ, повышение уровня правовых знаний соотечественников, содействие организациям соотечественников по развитию информационных, культурных и научных связей с Россией,  сохранению позиций русского языка,  обмену информацией о правовом положении соотечественников в различных странах и опытом проводимой ими правозащитной деятельности. Тольков2013 году Фондом было поддержано более 40 информационных и медиа проектов в 19 странах, включая Россию. Развивая эту тему, планируем в ближайшее время развернуть проекты по подготовке создания телевизионных программ для зарубежного русскоязычного телевидения с акцентом на соблюдение прав соотечественников, проживающих за рубежом.

Ярким событием 2013 года явилось подведение итогов Первого Международного Конкурса «Российские соотечественники: «Имеем право!», учредителем и организатором которого стал Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.

Присланные на конкурс журналистские материалы, свидетельствуют, что привлечение внимания к проблемам защиты прав, свобод и законных интересов национальных меньшинств, в частности, к положению российских соотечественников в странах их постоянного проживания  способствует формированию объективного общественного мнения о фактах ограничения или ущемления прав соотечественников как в культурно-гуманитарной и социальной сферах, так и в их доступе к информации, участию в политической и экономической жизни стран проживания.

Опыт  проведения конкурса с использованием современных медийных технологий также заметно активизировал механизмы создания обратной связи русскоязычных зарубежных СМИ и Фонда, русскоязычных зарубежных СМИ и соотечественников.

Как известно, взаимодействие с соотечественниками осуществляется различными государственными и общественными структурами. У каждой из них свои задачи и свои возможности их реализовывать. Что касается нашего Фонда, то мы стараемся дополнить усилия нашего государства  по защите прав и свобод соотечественников, проживающих за рубежом, например, финансируя адвокатские услуги по защите их прав  в национальных и международных судах или путем  содействовия повышению правовой грамотности соотечественников, например, через финансирование правовых рубрик в печатных и электронных  русскоязычных СМИ наших соотечественников либо через финансирование переводов на русский язык правовой литературы и национального законодательства. Есть и другие направления деятельности, реализация которых отнесена, прежде всего, к компетенции нашего Фонда.

Характерным является то, что мы работаем преимущественно с конкретными соотечественниками либо с конкретными микропроектами (адвокатские бюро, редакции СМИ, правозащитные организации и др.). Это дает нам определенные преимущества с точки зрения организации контроля за реализацией проектов и оценки их эффективности, поскольку в микропроектах проще отслеживаются и корректируются сметы расходов или сроки осуществления заявленных этапов проекта.

При этом мы хорошо понимаем, что являемся лишь малой частью той непростой объемной работы с соотечественниками, которая ведется в России как нашими учредителями - МИДом и Россотрудничеством, так и иными министерствами и ведомствами, субъектами Федерации, ПКСДР, профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации, НПО и другими структурами гражданского общества нашей страны. Поэтому успехи или неудачи в работе нашего Фонда во многом связаны с эффективной реализацией своих функций нашими старшими партнерами, будь то миграционная политика, совершенствование законодательства о гражданстве, об усыновленных за рубежом российских детях и пр.

В соответствии с Уставом и иными документами целью создания Фонда является оказание российским соотечественникам, проживающим за рубежом, всесторонней правовой и иной необходимой поддержки в случае нарушений их прав, свобод и законных интересов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека, а также с учетом российского законодательства и законодательства государства проживания соотечественников. Целевая правовая помощь соотечественникам и правозащитным организациям оказывается Фондом путем выделения грантов или субсидий, предоставляемых на основе договоров, заключаемых Фондом с получателем такой финансовой помощи.

Поскольку по различным оценкам в мире насчитывается 20-30 млн. людей, которые могут быть отнесены к категории «соотечественник, проживающий за рубежом», а также с учетом финансовых возможностей Фонда нам потребовалось определить в отношении поступающих в Фонд заявок приоритеты на оказание содействия тем или иным проектам соотечественников. В этом существенную роль сыграли «Основные направления деятельности Фонда на 2013 год», одобренные Попечительским Советом Фонда в мае 2013 года. Прежде всего, мы сконцентрировались на поддержке соотечественников, проживающих на территории государств, ранее входивших в качестве республик в состав СССР. Однако и среди таких заявок нам пришлось отбирать наиболее актуальные, значимые в контексте обеспечения интересов Русского мира и те, которые требовали нашей оперативной поддержки в целях защиты прав и законных интересов конкретных лиц из числа соотечественников либо касавшихся защиты от нарушений их коллективных прав, например, права на использование родного (русского) языка, права на равноправное участие в политической жизни (выборы), права на свободу выражения мнений, право на вероисповедание и пр.

Естественно, мы не забывали и о соотечественниках в дальнем зарубежье особенно в тех странах, где их число оценивается тысячами и миллионами (Германия, США, Израиль и др.). Однако помимо приоритетов, скажем «территориального плана», Фонду, исходя из наших финансовых возможностей, потребовалось определить приоритеты как собственно по существу направляемых соотечественниками проектов, так и по их наиболее эффективным исполнителям.

Хотел бы пояснить. Например, из государства, входившего ранее в состав СССР, от различных организаций соотечественников в Фонд поступают сразу 3 заявки примерно аналогичного свойства - создать ЦПЗ, оказывать правовые консультации соотечественникам, сопровождать их судебные дела, создать сайт правовой информации, осуществлять переводы на русский язык законодательных актов и пр. Естественно, что нам в таких ситуациях, а они нередки,  требуется определить, чью заявку с учетом наших финансовых возможностей удовлетворить в первую очередь. Чтобы найти оптимальный вариант, мы начинаем прорабатывать эту тему. Делаем запросы в наше посольство, представителю Россотрудничества, в Координационный совет соотечественников, в территориальные и другие департаменты  МИД России с тем, чтобы при принятии решения Правлением Фонда о возможности нашего подключения к проекту были бы приняты во внимание мнения и подходы различных структур. На заседаниях Правления, а они  рассматривают по нескольку десятков заявок, решения, как правило, принимаются консенсусом.С учетом возникающих политических или финансовых аспектов определенная часть заявок отклоняется либо направляется на дополнительную проработку.

Нередко перед Фондом встают и вопросы, требующие принятия решений на стратегическом уровне. Например, в какой степени Фонд может быть вовлечен в поддержку проектов, поступивших из непризнанного государственного образования, либо тема подключения Фонда к проектам, предлагавшимся ранее соотечественниками в странах, где сегодня имеет место  вооруженный конфликт немеждународного характера, например, на Украине. В тех случаях, когда соотечественники обращаются в Фонд с проектами, содержащими существенный политический компонент, мы обращаемся за помощью к Управляющему совету Фонда. При его содействии удается развязывать самые сложные коллизии, возникающие время от времени в сфере защиты прав и законных интересов наших соотечественников. Именно в свете рекомендаций Управляющего совета Фонда  мы скорректировали основные направления работы Фонда на 2014 год. Сконцентрировали усилия на задачах, связанных, прежде всего, с защитой прав соотечественников в странах, где сложилась непростая ситуация, в том числе на Украине.

Кстати, в 2012-2014 годах Фондом была оказана поддержка на Украине таким проектам, как: поддержка печатных и электронных русскоязычных СМИ,  непосредственная защита прав и законных интересов русскоязычных соотечественников, защита русского языка, работа с молодежью, противодействие искажению отечественной истории, противодействие распространению идей неонацизма, фашизма, ксенофобии, русофобии, религиозного экстремизма, а также иным на весьма значительную сумму. В том числебыла признана целесообразной поддержка Фондом создания Центров правовой защиты в Одессе, Киеве, Донецке, Харькове, Луганске.

Полагал бы также обратить внимание на следующее. С каждым кварталом возрастает количество проектов, в которых задействованы средства Фонда. Это вызывает необходимость расширения и углубления контроля за целевым использованием  выделяемых нами средств, чем мы стремимся весьма серьезно заниматься.

Мониторинг, непосредственная правовая защита в национальных и иностранных судах, оказание бесплатной правовой помощи в созданных Центрах правовой защиты, повышение правовой грамотности соотечественников, в том числе через переводы на русский язык национальных законодательных актов, активизация деятельности русскоязычных печатных и электронных СМИ на правовом поле, проведение национальных и международных конференций по правозащитной тематике, активизация правозащитников на международных площадках – вот далеко не полный перечень направлений, реализации которых способствовал Фонд, оказывая свое методическое, организационное и финансовое содействие.

Даже предварительный анализ поддержанных Фондом проектов свидетельствуют о том, что его создание и работа стали  катализатором роста активности организаций соотечественников, проживающих за рубежом.

Соотечественники отмечают, что Фонд всё в большей степени становится действенным инструментом защиты их прав и важным фактором консолидации их деятельности в государствах.

В качестве главного итога  работы Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, в 2013 году можно отметить то, что Фонд перешёл к полноценной работе  по защите прав и законных интересов соотечественников по всем направлениям, предусмотренным его Уставом, стал активным участником процессов, происходящих в зарубежном Русском мире. К концу 2013 года Фонд осуществлял более 100 проектов в 32 странах мира, включая Россию. По практически единодушному мнению  руководителей координационных советов, организаций соотечественников и ведущих  русскоязычных СМИ,  создание Фонда было своевременным и оправданным шагом, которого ждала вся многомиллионная российская диаспора. В течение 2013 года без упоминаний о Фонде, как правило, в положительном ключе, не проходило ни одно значимое мероприятие российских соотечественников как на страновом, так и на международном уровне.. При этом подчёркивается, что проекты Фонда, направленные на целевую и конкретную работу по правовой защите соотечественников,   оживили работу не только координационных советов, но и организаций соотечественников в целом, что выразилось в ряде стран в расширении участия представителей русскоязычного сообщества в их деятельности. Фонду ставят в заслугу и  то, что во взаимодействии с координационными советами он продолжает стратегию поддержки центров правовой защиты.

Намерены и в дальнейшем работать на благо соотечественников, проживающих за рубежом, в интересах Русского мира и для укрепления позиций Российской Федерации на международной арене.

Москва, 26 мая 2014 г.

 

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии