Украинский политический кризис: правозащитное измерение

21.05.2014

Предлагаем вашему вниманию доклад Московского бюро по правам человека «Украинский политический кризис: правозащитное измерение (разрушение правового порядка, нарушение гражданских свобод, дискриминация)».

Политический кризис на Украине: общая характеристика          

После распада Югославии и завершения серии военно-политических противостояний на Балканах в начале 2000-х годов впервые источник международных угроз выпукло обозначился в Европе. Стремительная дестабилизация Украины стала центральным событием не только европейской, но и мировой повестки дня, оттеснив на второй план даже такие острые проблемы, как ситуация на Ближнем Востоке, в Афганистане, Средней Азии и в Закавказье.

Политический кризис, спровоцированный в ноябре 2013 года решением украинского правительства приостановить процесс подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом (оно было парафировано сторонами в марте 2012 года), до предела обострил все ключевые противоречия украинской властной системы и общества. Решение официального Киева по поводу европейского интеграционного проекта привело к массовой акции протеста в центре украинской столицы и в других городах страны, получившей в СМИ и социальных сетях название Евромайдан (по аналогии с событиями так называемой «оранжевой революции» 2004 года).

После Вильнюсского саммита ЕС и стран «Восточного партнерства» (28—29 ноября 2013 года), разгона палаточного городка оппозиции и принятия 16 января 2014 года Верховной Радой законов, предусматривавших ужесточение санкций за участие в массовых беспорядках, протестная акция приняла резко антипрезидентский и антиправительственный характер. В качестве основных причин такого развития событий эксперты называют социальную несправедливость, огромную поляризацию доходов и уровня жизни населения Украины и разгул коррупции, пронизывающей исполнительную и судебную власть, правоохранительные органы[1].

Однако во многом справедливым возмущением украинского народа в довольно сжатые сроки смогли воспользоваться радикальные политические группировки в первую очередь националистического толка. Такие группы, как  «УНА-УНСО», «Патриот Украины», «Тризуб», объединились в рамках военизированной структуры «Правый сектор».[2] В отличие от оппозиции, представленной в парламенте, они рассматривали «второй Майдан» лишь как трамплин для реализации «национальной революции». По словам лидера «Правого сектора» Дмитрия Яроша, она должна была завершиться «полным устранением режима внутренней оккупации и получением украинского национального государства с системой всеохватывающего национального народовластия»[3]. Радикализация протеста привела к первым столкновениям и жертвам, что предопределило постепенную трансформацию протеста в гражданский конфликт.  И хотя лидеры парламентской оппозиции (включая и руководителя националистической партии «Свобода» Олега Тягнибока) пытались дистанцироваться от радикалов, они оказались не в состоянии отмежеваться от них и их услуг по обеспечению «безопасности Майдана».[4]

В январе 2014 года после новой эскалации насилия в центре Киева началась серия захватов зданий областных администраций в западной и центральной части Украины.  Уже к концу января было захвачено 8 зданий администраций: Киевской, Львовской, Тернопольской, Хмельницкой, Ровенской, Черновицкой, Житомирской, Ивано-Франковской. Также были заблокированы здания Волынской (в Луцке), Закарпатской (в Ужгороде) администраций. Здание Черкасской хоть и было взято штурмом, но затем нападение было отражено милицией. Началось разрушение властной и управленческой системы страны, появились параллельные органы власти и силовые структуры. При этом Евромайдан спровоцировал внутренние расколы и практически подтолкнул формирование ответных протестных действий в южных и восточных украинских регионах. Были сделаны первые шаги по формированию движений с общим пафосом «антимайдана».

Несмотря на попытки властей достичь соглашения с оппозицией (идеи о создании коалиционного правительства и приглашении оппозиционных лидеров занять места в кабинете министров), массовые выступления остановить не удалось. 18 февраля 2014 года произошло резкое обострение ситуации, сопровождавшееся масштабным кровопролитием. На заседании Верховной Рады оппозиция потребовала немедленного возвращения к парламентско-президентской форме правления и восстановления Конституции 2004 года[5]. В это же время в Киеве возобновились столкновения митингующих с милицией, что привело к гибели десятков человек. Крайне обострилась ситуация на западе Украины. По данным Минздрава Украины, с 18 по 21 февраля в Киеве погибли 77 человек, по данным МВД, погибло 16 милиционеров[6].

21 февраля 2014 года под давлением США и их союзников украинский президент Виктор Янукович пошел на уступки,  подписав с оппозицией соглашение об урегулировании кризиса на Украине. Этот документ предусматривал реализацию конституционной реформы и проведение досрочных выборов главы государства не позднее декабря 2014 года. Однако из-за того, что ситуация к этому времени уже вышла из-под контроля, а радикальные сторонники парламентской оппозиции требовали более жестких действий в отношении к президенту и его команде, Виктор Янукович покинул Киев, а затем и Украину, переместившись на российскую территорию (Ростов-на-Дону).

В итоге возникла ситуация с дефицитом легитимности власти в стране. Импичмент президента не был осуществлен. Согласно законодательству Украины Виктор Янукович считается легитимным главой государства. Однако 23 февраля обязанности президента были возложены на председателя Верховной Рады Украины Александра Турчинова, а пост главы кабинета министров занял Арсений Яценюк. Остроты ситуации добавляет тот факт, что страна, не оправившись от кризиса, начала подготовку к президентским выборам. Они состоятся 25 мая 2014 года (решение об этом было принято по горячим следам после бегства Виктора Януковича 22 февраля). Учитывая массу неразрешенных правовых коллизий вокруг Конституции страны и проблем с легитимностью центрального правительства, полномочия потенциального президента не слишком ясны и определены с правовой точки зрения. Как минимум, по поводу их реализации возможны интерпретации, что лишь умножает риски для политического будущего Украины.

Ситуация осложняется центробежными тенденциями, усилившимися после выхода Крыма из состава Украины и его вхождения в состав РФ, а также «русской весной» на юге и востоке страны, которая уже привела к провозглашению Донецкой, Харьковской и других республик и стремлению этих регионов к проведению референдума об их статусе.

Новые власти в Киеве, проводники ее политики в регионах и финансовые спонсоры фактически являются коалицией разнородных сил, объединяющих и олигархов (Игорь Коломойский, который на первых порах активно поддерживал Януковича, а потом пострадал от действий его сына, Сергей Тарута, имевший репутацию «оранжевого донецкого»), и представителей партии Юлии Тимошенко «Батькивщина». При этом и.о. президента Александр Турчинов в отличие от и.о. главы правительства Арсения Яценюка входит в «ближний круг» Ю.Тимошенко. В этой коалиции представлены  и националисты из партии «Свобода», неприемлемые для США и Евросоюза. Консолидацию властей в Киеве ослабляет и президентская выборная кампания, которая уже фактически стартовала. Основная конкуренция разворачивается между Юлией Тимошенко и Петром Порошенко (еще одним представителем олигархата, который испытывал определенную дискриминацию во время легислатуры Януковича). Оба фаворита гонки с подозрением относятся друг к другу, а чиновники среднего и низшего звена уже сегодня заняли выжидательную позицию и делают ставки либо на Порошенко, либо на Тимошенко. Это блокирует текущую работу всей властной системы. При этом новая власть в Киеве испытывает сильное давление со стороны активистов Майдана и радикалов, с частью которых МВД Украины уже успело вступить в конфликт (глава МВД Арсен Аваков начал бороться против «Правого сектора» во главе с Дмитрием Ярошем). Но одновременно с этим новые украинские власти пытаются интегрировать радикалов в правоохранительные и силовые структуры.

Никак не способствует разрешению политического кризиса и активная конкуренция за право влиять на Украину между Россией и Западом. Впервые после распада СССР конфронтация между ними достигла столь высокой отметки. После того как Автономная Республика Крым и город Севастополь после проведения референдума 16 марта 2014 года вошли в состав РФ, США и их союзники начали введение санкций против России. И хотя на сегодняшний день эти санкции носят ограниченный характер, трудно со стопроцентной уверенностью гарантировать, что со стороны Запада не последуют меры прямого или косвенного давления на российскую сторону.

Значение Украины в системе европейской безопасности невозможно недооценивать. Оно определяется целым рядом факторов. Во-первых, Украина - вторая по размеру территории (603, 7 тыс. кв. км) и пятая по численности страна Европы (чуть более 46 млн. чел.). Ее площадь - это 5, 7 % всей европейской территории. Следовательно, ее появление на карте мира в качестве независимого государства наряду с объединением Германии стало одним из самых важных геополитических изменений в Европе после 1945 года. И если произойдет ее коллапс, то это событие сможет претендовать на конфликт, сопоставимый по своему масштабу с югославскими противостояниями. Украина - это страна, находящаяся на пересечении интересов России и западного мира.  Украина - крупнейший сосед РФ в Европе. Она обеспечивает транзит российских энергоносителей в страны ЕС. При этом Украина граничит с четырьмя странами, входящими в НАТО и Европейский союз (Венгрия, Польша, Румыния и Словакия).

Украина - часть Черноморского региона, который принято рассматривать как важный элемент так называемого «пояса нестабильности» (от Балкан через Приднестровье до Южного Кавказа). На юго-западном направлении Украина имеет непосредственный выход к одному из неразрешенных конфликтов на территории бывшего СССР - молдавско-приднестровскому (405 км украинской границы примыкают к непризнанной Приднестровской Молдавской Республике). До нынешнего времени официальный Киев принимал участие в урегулировании данного противостояния в качестве гаранта. И, несмотря на резкое обострение российско-украинских отношений, Москва не собирается бороться за лишение Киева этого права.

Однако, признавая высокое геополитическое значение Украины, следует особо отметить, что кризис в этой стране представляет важность с внутриполитической и, прежде всего, с правозащитной точки зрения. Смена власти в стране, совершенная не в результате легитимных выборов, а силой, создала правовой вакуум, который пытаются заполнить радикалы. Это провоцирует волнообразное нарушение политических, гражданских и социальных прав граждан Украины, превращает эту страну в поле, где вместо закона бал правит грубая сила и конъюнктурная целесообразность. По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, после смены власти в Киеве нарушения прав и свобод человека на Украине приняли характер «массированного наступления»[7].

В настоящем докладе предполагается рассмотреть такие сюжеты, как эрозия правового порядка в стране, нарушение прав политических оппонентов новой власти, свобода СМИ. Оценка этих явлений позволит скорректировать идеализированные представления о «победе мирного протеста» и новой успешной «бархатной революции» в Восточной Европе.

Полный текст доклада можно скачать в формате Word на сайте Фонда поддержки и защиты прав соотечественников в разделе Исследования. 



[1] http://www.analitik.org.ua/current-comment/int/52dd1706970dc/

[2] «УНА-УНСО» (Украинская национальная ассамблея - Украинская народная самооборона) была создана в 1990 году. «Тризуб» («Тризуб имени Степана Бандеры») возник в октябре 1993 года. «Патриот Украины» был создан в 2006 году.

[3] http://euromaidan.rbc.ua/rus/-pravyy-sektor-nazval-soglashenie-s-yanukovichem-ocherednym-21022014160600

[4] Всеукраинское объединение «Свобода» было создано в 1991 году в формате «Социально-национальной партии» Украины. Получило свое нынешнее название в феврале 2004 года. Лидер этой партии Олег Тягнибок не раз был замечен в использовании откровенно националистических и юдофобских лозунгов.    17 июля 2004 года он произнес свою знаменитую антисемитскую речь на торжественном мероприятии, посвященном памяти Дмитрия Клячкивского, одного из лидеров украинских националистов. Тягнибок (имея на тот момент депутатский мандат) следующим образом оценил роль этого политического движения для своей страны: «Вони не боялися, як i ми зараз не маємо боятися, вони взяли автомат на шию i пішли в тiї лiси, вони готувалися i боролися з москалями, боролися з нiмцями, боролися з жидвою i з iншою нечистю, яка хотiла забрати в нас нашу українську державу» .

[5] В 2004 году закон под номером 2222 ввел в действие новую украинскую конституцию, по которой часть президентских полномочий перешла парламенту и правительству. В 2010 году Конституционный суд Украины признал реформу 2004 года неконституционной и восстановил основной закон 1996 года, вернув президентско-парламентскую республику.

[6] http://www.rosbalt.ru/ukraina/2014/02/21/1236065.html

[7] http://www.aif.ru/euromaidan/prediction/1124171

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии