Еще школьники, но уже студенты

Утром минувшей субботы у дверей столичного лицея им. Антиоха Кантемира было шумно и многолюдно, а чуть ниже школьного здания, вдоль улицы Т. Чорбы, вытянулся рядок микроавтобусов и легковушек, между которыми, прижавшись к самой бровке, скучал огромный автобус с приднестровским номерным знаком. Видимо, именно он привез на ежегодный Республиканский многопредметный турнир молодых соотечественников и проводящуюся в его рамках (уже во второй раз!) олимпиаду «Время учиться в России!» самый представительный «десант» из одного лицея – Бендерского теоретического: 41 человек!

Ну а всего участников двух интеллектуальных состязаний собралось почти полтысячи (более чем из полусотни лицеев). Сколько ребят было из Приднестровья, а сколько – из Кишинева и правобережных регионов Молдовы, никто специально не подсчитывал: это наши политики обожают делить людей на «левых» и «правых», «титульных» и «нетитульных», русско- и румыноязычных. А здесь была разноголосая, но единая оживленная толпа замечательных детей, от которой волнами расходилась поразительная энергия молодости, целеустремленности, жажды жизни, веры в себя и в будущее. (Э-эх, где вы, наши юные годы?..)

Представители десяти российских вузов и руководители Конгресса русских общин РМ на открытии Республиканского многопредметного турнира молодых соотечественников 

Оставалось совсем немного времени до открытия турнира, в холле лицея было не протолкнуться, да еще все находились в каком-то броуновском движении – и «отловить» Елену Буракову, директора Русского интеллектуального центра (РИЦ), который проводит многопредметный турнир уже в шестой раз и вторично является организатором олимпиады, не представлялось никакой возможности. К ней все время подходили с вопросами то взрослые, то дети, она металась между столом регистрации и столами, заполненными информационными буклетами десяти российских вузов, представители которых тоже то и дело обращались к ней по разным поводам. Куда там Юлию Цезарю! Елена Михайловна одновременно умудрялась «регулировать потоки» ребят, консультировать российских и молдавских коллег, и, представьте себе, при этом  давать мне, все же прорвавшейся к ней, интервью – правда, «кусками». Заканчивали мы его в короткой паузе между окончанием линейки (первой, перед турниром; вторая состоялась перед олимпиадой, стартовавшей в 13:30) и моментом, когда ребята, распределенные по кабинетам, начали выполнять работы. Но об этом чуть позже...

На вопросы абитуриентов отвечает декан факультета по подготовке иностранных специалистов Ивановского государственного энергетического университета В.А. Фалина

Церемония открытия на самом деле была совсем не «церемонной», а деловой, краткой, по большей части – инструктивной: регламент – кто, где и что будет писать, правила оформление работ. Ну, и несколько лаконичных выступлений.

Первым слово получил заместитель председателя КРО РМ И. Т. Остафийчук: от имени Конгресса русских общин он поприветствовал всех присутствующих, поблагодарил приехавших россиян за их внимание к соотечественникам из Молдовы, а директора лицея Юрия Рексу – за традиционно предоставляемую площадку для турнира и олимпиады.

Юрий Ярославович обозначил происходящее событие как праздник – потому что, сказал он, «тут исчезает граница, проходящая по Днестру», и дети с обоих берегов – вместе, как когда-то, – решают нестандартные задачи, демонстрируя свои знания и смекалку.

Глава российской вузовской делегации, помощник ректора по международной деятельности МТИ «ВТУ» Ирина Ефименко заверила ребят, что они желанны в вузах России, что студенты из Молдовы прекрасно себя зарекомендовали, и их педагоги гордятся успехами своих учеников. «Перед вами такой широкий выбор, что можно позавидовать!» – сказала она.

Предоставляя слово преподавателю Бендерского теоретического лицея Светлане Грече, Е. Буракова заметила, что его учащиеся первыми из Приднестровья проторили дорожку на турнир. А Светлана Николаевна выразила признательность организаторам турнира за отличную возможность для бендерских лицеистов проверить свои силы на столь высоком уровне.

Собственно, на этом «торжественная часть» и завершилась – ребятам пожелали успехов, и все поспешили со двора лицея в его здание, потому что изрядно озябли, несмотря на яркий огонь, горящий в нескольких сотнях пар глаз юных энтузиастов.

А теперь – несколько блиц-интервью с организаторами «интеллектуальных боев» и гостями из России.

Елена Буракова: «Надеемся, рамки олимпиады будут расширены»

– Елена Михайловна, поясните для непосвященных: что собой представляет турнир и что – олимпиада. Кто в них участвует и чем разнится содержание этих двух состязаний?

– Проект «Время учиться в России» был запущен в 2013-м по инициативе Россотрудничества, но предыстория этой олимпиады уходит корнями в 2011 год. Выступая на одной из международных конференций, я рассказывала о нашем турнире молодых соотечественников и пригласила представителей российских вузов принять участие в его организации, посмотреть, какие у нас ребята, какие задания мы им даем, как они с ними справляются. Может, после этого кого-то из победителей российские вузы захотят видеть в числе своих студентов...

Эта идея понравилась, и один из представителей российской высшей школы, присутствовавший на конференции, – Александр Евгеньевич Тарасов, начальник международного отдела Московского энергетического института (МЭИ), – на следующий день пригласил меня в свой вуз и предложил совместно обратиться в Россотрудничество с инициативой проводить в Молдове отборочные олимпиады, подобные тем, что проводятся в Монголии и в Китае... Я написала письмо на имя замруководителя Россотрудничества Ларисы Ивановны Ефремовой, «письмо поддержки» направил МЭИ, и в 2013 году был запущен этот проект – «Время учиться в России!».

В качестве площадки для проведения олимпиады в Молдове её организаторы выбрали наш турнир молодых соотечественников, который РИЦ проводит с 2009 года.

Что собой представляет олимпиада? Пока она проводится исключительно для ребят из выпускных классов, которые должны решить четыре задачи по математике, и только. Задания аналогичны тем, что предлагают на вступительных экзаменах в вузы. Проверяют работы представители российских университетов. Победителям гарантируется место по техническим направлениям подготовки в любом из вузов, участвующих в проекте (в нынешнем году их число выросло до 22). В нынешнем году для победителей и призеров олимпиады «Время учиться в России» отведено 15 мест.

Турнир же традиционно проходит по четырем предметам: математике, физике, химии, биологии. Участие в нем принимают ученики 9–12 классов, причем все выполняют одни и те же задания, в первую очередь рассчитанные на сообразительность, изобретательность, нестандартное мышление. И нередко призёрами становятся 9-ти или 10-классники. Можно попробовать свои силы не в одном, а в нескольких предметах. Бывало, один учащийся становился победителем сразу в двух дисциплинах. Это наш внутренний турнир, он гарантий на поступление в российский вуз не дает, но российские вузы - партнёры не только берут таких детей на заметку, но и принимают их на бюджетное обучение в рамках собственных квот.

Турнир РИЦ проводит совместно с Открытой русской школой, которая оказывает нам помощь в составлении заданий и предоставляет призёрам гранты на бесплатное обучение. Проверяют работы наши, кишиневские, педагоги, которым, пользуясь случаем, хочется выразить искреннюю благодарность.

Мы мечтаем о том, чтобы рамки олимпиады «Время учиться в России!» расширились. Во-первых, по количеству предметов: в Монголии, например, уже писали химию – может, на следующий год и у нас будут писать. Во-вторых, по образовательным параллелям:  надеюсь, на следующий год в олимпиаде официально будут участвовать 9-10-классники, которым будут выделяться бесплатные места в Открытой русской школе. Тогда, может, и в нашем турнире необходимость отпадет...

Ирина Ефименко: «Не они за работой, а работа за ними будет бегать!»

– Ирина Георгиевна, в чем смысл особых квот для победителей олимпиады? И не слишком ли хлопотно для россиян специально приезжать на места, «отсматривать» претендентов? Подал вуз заявку на квоты – получил «автоматически» студентов. Разве так не проще?

– Изначально проект «Время учиться в России!» был задуман для отбора талантливой молодежи на технические направления подготовки. Здесь не все знают о наших технических вузах, о специальностях, которые ими предлагаются. Вот мы и приезжаем, чтобы дать о них представление, проводим информационные туры – такие, как в ноябре прошлого года. Так что я у вас (улыбается) уже третий раз, включая прошлогоднюю олимпиаду! Ездили и в Бельцы, Тирасполь... Олимпиада набирает обороты – в прошлом году она проводилась в шести странах: Китае, Вьетнаме, Монголии, Молдове, Армении, Казахстане, в этом году – уже в десяти.

– Знакомы со студентами из Молдовы? Довольны ими?

– И знакомы, и довольны. Треть нашей делегации  – ребята с молдавскими корнями: Анна Балтага (МГТУ «Станкин»), Виталий Поздышев (МАМИ), Виктор Траченко (МИСиС). Аня закончила вуз и преподает, Виктор учится в аспирантуре, Виталий работает в отделе по организации обучения иностранных студентов.

– Получается, «забираете» отсюда лучших ребят для России? – пошутила я. Но моя собеседница ответила абсолютно серьезно:

 – Мы даем им хорошее образование, а дальше – выбор за ними. Но люди должны иметь возможность выбора! ...

 Я знаю, что в Молдавии технические дисциплины не так уж востребованы, конкурс совсем небольшой. А как с этим обстоят дела в России? Может, своих абитуриентов не хватает?

– Время, когда максимальным спросом пользовались экономические, управленческие специальности, уходит в прошлое. Потому что из человека, получившего основательное техническое образование, управленца сделать легче, чем из управленца – человека, технически мыслящего. А в эпоху технократической революции это существенно! Поэтому в России интерес к техническим специальностям возрастает. В ведущие вузы конкурс очень большой, а в проекте «Время учиться в России» только такие и представлены. Обратите внимание: в России более двух тысяч вузов, из них всего 30 являются научно-исследовательскими университетами и 10 – федеральными. В проекте участвуют три федеральных университета и 6 научно-исследовательских! В каталоге есть даже легендарный МФТИ, конкурс в который доходит до 40 человек на место, – о чем можно еще говорить?!

– А какова вероятность трудоустройства в России по тем специальностям, которые предлагают участвующие в проекте вузы?

– Она равняется единице – выше, как Вы знаете, вероятности не бывает! К моменту, когда студенты заканчивают такой вуз, они либо уже приглашены на работу, либо за ними стоит очередь. Можно сказать и иначе: не они будут бегать за работой, а работа за ними!

Ольга Синельщикова: «Выпускник, уезжающий учиться далеко от дома, – уже победитель!»

К столу Московского университета им. С. Ю. Витте (бывшего института экономики, менеджмента и права) я подходила с особым интересом: вуз – негосударственный, какие же гарантии он дает?

Ольга Семеновна, руководитель Центра международного образования МУ им. Витте, пояснила, что их университет с самого начала является членом оргкомитета олимпиады «Время учиться в России»:

– Мы расцениваем эту олимпиаду как очень важный этап в укреплении и расширении международных связей нашего университета. Хоть мы и негосударственный вуз, но проводим набор студентов на бюджетные места, третий год предоставляем государственные стипендии, а с нынешнего года вошли в перечень вузов, которые могут принимать иностранных студентов по квоте Российской Федерации.

– Где размещаете студентов – своего-то общежития нет?

– В общежитиях дружественных нам вузов, по договору.

– Молдавские студенты у вас есть?

– Да, много лет подряд и РИЦ к нам ваших ребят направляет, и сами они поступают – и из Молдовы, и из Приднестровья. Как правило, они очень мотивированы на учебу.

– А уровень «рядового» студента из Молдовы сопоставим с уровнем его такого же российского собрата?

– Сложный вопрос – у всех разные способности, и к стране проживания это прямого отношения не имеет. Ребята из Молдовы, как правило, более ответственные. Я считаю, что человек, принимающий решение учиться где-то далеко от дома, – это уже победитель своего рода, и такие редко «ломаются», они умеют достигать свои цели.

Юлия Кузьмина: «Не мы выбираем, а нас выбирают!»

– Юлия, Вы у нас в первый раз. Как Вам понравились наши ребята? Уже на кого-то нацелились?

– (Смеется.) Так не мы же выбираем, а нас! Но таки выбирают! (Так и хотелось сказать: «Еще бы!». Ведь МИЭТ – Московский институт электронной техники, находящийся в Зеленограде, – как раз один из 30 национальных исследовательских университетов). И это не может не радовать. Приезжают и по квотам, и самостоятельно поступают на бюджет как соотечественники, сдав ЕГЭ в России. И демонстрируют очень хороший уровень подготовки!

Еще наметилась такая тенденция: ребята, которые уже учатся у нас,  «приманивают» к себе своих младших товарищей. Буквально вчера у нас была презентация в библиотеке им. Ломоносова, так ко мне подошел мальчик и говорит: неважно, на бюджет или на контракт, но я хочу только в МИЭТ, потому что у вас учится Максим. Значит, Максиму у нас хорошо!

Послесловие

Список победителей Олимпиады уже есть (с ним можно познакомиться на сайте www.ric.krorm.ru). Возможно, к ним добавятся и победители турнира, заинтересовавшие своими работами представителей российских вузов. И это здорово! Хотя мне хорошо понятна грусть, с которой Иван Тимофеевич Остафийчук произнес: «Уезжают в Россию лучшие – и оголяется русский сегмент в Молдове». Будем верить, что наступит время, когда обучающиеся в России молодые люди будут стремиться с обретенными знаниями вернуться домой, чтобы жизнь тут стала лучше, чем сейчас. А иначе... Что ж, по крайней мере, за наших перед Россией стыдно не будет!

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии