Россия не отвергает диалог с ЕС по тематике прав человека

24.01.2014

Предлагаем вашему вниманию интервью заместителя министра иностранных дел России Алексея Мешкова агентству «Интерфакс» о сотрудничестве России с Евросоюзом (23 января 2014 года).

Вопрос: Алексей Юрьевич, складывается впечатление, что прошлый год был одним из самых сложных за последнее время для отношений России с Евросоюзом. Разногласия из-за «Восточного партнерства», ситуация с задержанием экипажа «Arctic Sunrise», многочисленные претензии в области прав человека, перенос сроков саммита, наконец. Согласны ли Вы с тем, что уровень политических отношений крайне низок и что его надо поднимать? Есть ли идеи, как можно улучшить общий фон отношений и на чьей стороне сейчас мяч?

Ответ: Хотел бы начать со следующего: есть извечный спор о том, что стакан наполовину пуст или наполовину полон. Действительно, прошлый год был непростым в наших отношениях с ЕС, но его можно разделить на две части. У нас очень активно и продуктивно развивались отношения в первой половине года: состоялся саммит в Екатеринбурге, в марте прошла встреча на уровне правительства России и Еврокомиссии с беспрецедентным по количеству участием наших министров и еврокомиссаров. Однако в конце года отношения вошли в определенный период турбулентности. Это отнюдь не было связано с позицией России, во многом причины надо искать в той позиции, которую некоторые страны ЕС заняли по «Восточному партнерству», и их эмоциональной реакции на фактический провал саммита в Вильнюсе.

Одним словом, год был противоречивый, но корабль российско-есовских отношений продолжает двигаться вперед.

Мы позитивно, но при этом прагматично относимся ко всему комплексу российско-есовских отношений. ЕС - наш крупнейший экономический партнер. В прошлом году товарооборот России с Евросоюзом далеко перешагнул планку в 400 млрд. долларов. Мы активно работаем с ЕС по целому ряду очень важных направлений, в том числе необходимых для тех преобразований, которые мы проводим в нашей стране. Прежде всего, имею в виду партнерство для модернизации. К тому же 2014 год призван стать знаковым годом и с точки зрения движения вперед нашего сотрудничества в научной и образовательной сферах, так как это Год науки Россия - ЕС. Трудно переоценить важность вовлечения в нашу совместную работу научной и университетской общественности. Да и в целом без позитивной повестки дня сложно рассчитывать на уверенное движение вперед. Мы к такому движению готовы.

С другими темами я бы не стал это все смешивать. Ситуация с «Arctic Sunrise» отношения к российско-есовким связям не имеет. Другое дело, что она стала определенным уроком и для наших стран-партнеров, граждане которых оказались на этом корабле. Скажем, наши голландские коллеги всерьез задумались над темой ответственности государства флага за корабль-провокатор. То есть история с «Arctic Sunrise» тоже может много чему научить. 

Вопрос: Кто должен сделать первый шаг навстречу к потеплению и лучшему взаимопониманию - Россия или ЕС?

Ответ: Отношения России с Евросоюзом отнюдь не находятся в столь низкой точке, чтобы кому-то надо было делать шаг навстречу. У нас через несколько дней предстоит встреча на высшем уровне Россия - ЕС, на которой будет проанализирован весь комплекс двустороннего сотрудничества с прицелом на практическую реализацию имеющихся договоренностей о стратегическом партнерстве между Москвой и Брюсселем.

Вопрос: Впервые саммит пройдет в измененном формате, сокращенном по сравнению с предыдущими. Были опасения, что российская сторона не согласится с таким вариантом, однако она его приняла. Но как в целом в Москве расценивают такой формат? Нет ли планов в принципе сократить количество саммитов до одного раза в год?

Ответ: Совершенно очевидно, что проведение дважды в год саммитов Россия - ЕС является главным мотором всех отношений, и именно на саммитах определяются стратегические направления сотрудничества. По существу, на сегодня саммит - это главный практический инструмент нашего взаимодействия, которому зачастую не хватает системного подкрепления активной работой со стороны так называемых постоянных советов партнерства. Так что саммиты однозначно нужны.

Что касается той формулы, которую в этот раз предложили есовские партнеры, обозначив эксклюзивность данного саммита, то российская сторона, как сторона приглашенная, с ней согласилась. Наши коллеги заверяют, что идея проведения саммита именно в таком формате продиктована желанием углубленного диалога по ключевым вопросам, где позиции России и ЕС сходятся или расходятся. В определенной степени этот саммит позволит также в предварительном плане подвести итоги работы с нынешней Европейской комиссией, нынешним руководством ЕС. Разумеется, в этом году еще предстоит много совместно поработать, но для ЕС 2014 год - период выборов в Европарламент и утверждения нового состава руководящих органов Союза. В любом случае рассчитываем, что саммит пройдет по-деловому и даст импульс движению в наших отношениях вперед.

Вопрос: Одним из главных раздражителей в прошлом году между Россией и ЕС была Украина. Власти Украины неоднократно уже заявляли, даже после достигнутых в декабре договоренностей с Москвой, что в этом году продолжат переговоры с Брюсселем по соглашению об ассоциации и создании зоны свободной торговли и подпишут его в любом случае. Брюссель также по-прежнему готов к подписанию. Идет ли это вразрез с соглашением с Москвой? Будет ли Москва обсуждать ситуацию на Украине на саммите Россия - ЕС и продолжит ли настаивать на ведении переговоров в трехстороннем формате Россия - Украина - ЕС?

Ответ: Мы не выступаем против расширения сотрудничества между Киевом и Брюсселем. Российская сторона неоднократно давала разъяснения по этой теме. Вопрос заключается в том, как сопрягаются экономические отношения Украины с ЕС с теми отношениями, которые Украина имеет с Россией, странами Таможенного союза и СНГ. Тот вариант соглашения об ассоциации, который должна была подписывать Украина, практически игнорировал тот факт, что Украина - это не государство, которое живет в безвоздушном пространстве. Это государство, у которого накоплен огромный массив двусторонних и многосторонних соглашений и договоров со своими соседями, Украина входит в зону свободной торговли в рамках СНГ.

Поэтому, проанализировав всю ситуацию, украинская сторона предложила провести трехсторонние консультации между Украиной, Россией и Евросоюзом, чтобы посмотреть, как гармонизировать торгово-экономические интересы сторон на данном этапе. Россия к такому диалогу готова. Пока какой-либо позитивной реакции на это предложение со стороны ЕС мы не слышим.

Вопрос: На саммите Москва поднимет эту тему?

Ответ: На саммите, совершенно очевидно, будет подниматься тема общего соседства. Это вопрос не только Украины, но и других так называемых фокусных государств. Президент России В.В.Путин выдвинул инициативу о создании общего экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана. На этом пространстве должно найтись достойное место для всех государств Европы. То, как реализовать эту идею, учитывая сложившуюся систему взаимоотношений России с иностранными партнерами, а также актуальный диапазон внешних связей Евросоюза, призвано стать важной частью дискуссии на предстоящем саммите в Брюсселе и в наших контактах с есовцами на различных уровнях.

Вопрос: Будет ли Москва добиваться учета Евросоюзом своих интересов на пространстве СНГ?

Ответ: У нас, к сожалению, отсутствует «превентивный» диалог между Россией и Евросоюзом. Зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, когда наши партнеры что-то кулуарно решают у себя, а потом приходят к нам с какими-то готовыми формулами и говорят: берите это в таком виде. Тем самым фактически исключается возможность совместного поиска сопряжения интересов.

Мы рассчитываем, что рано или поздно ЕС от такой максималистской позиции отойдет, потому что она начинает все больше мешать нахождению взаимоустраивающих развязок по обсуждаемым сторонами вопросам.

Вопрос: Какова роль в этом страны-председателя? В прошлом полугодии не был проведен саммит Россия - ЕС, но Литва активно продвигала саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе.

Ответ: Саммит с декабря был перенесен на январь исключительно по техническим причинам. Не удалось согласовать взаимоприемлемых дат, к этому бывшее председательство отношения не имеет. Кроме того, после Лиссабонского саммита возможности и права государства - председателя ЕС реально сократились, но при этом председательствующая страна продолжает играть весьма заметную роль в выстраивании повестки дня Евросоюза на период своего председательства. Эта роль может быть либо позитивной, либо негативной.

Что касается предстоящего греческого председательства, а также последующего за ним итальянского, мы убеждены, что они сыграют важную и конструктивную роль в развитии наших отношений с ЕС, и это не голословные утверждения, а тот вывод, который мы делаем из уже проведенных углубленных консультаций как с нашими греческими партнерами, так и с итальянскими. В декабре 2013 года я летал в Грецию, где мы обсуждали возможность объединительной повестки дня греческого председательства и наших взглядов на то, как нам двигаться вперед в этом году с ЕС. Буквально через неделю такого рода консультации у нас будут продолжены с итальянскими партнерами. Поэтому, конечно, роль председательства важна, и, если желание страны-председателя - двигать отношения вперед, это, несомненно, является дополнительным, пусть и не решающим, фактором выстраивания отношений на перспективу.

Вопрос: За последние дни было сделано много заявлений, вывод которых таков, что модернизированное соглашение об упрощении визового режима на ближайшем саммите в Брюсселе подписано не будет. Вопрос: когда?

Ответ: В рамках и «на полях» этого саммита не предполагается подписание каких-либо документов. Это касается и визовой области. Ситуация очень простая. Соглашение об облегчении визовых формальностей фактически готово. Оно было готово еще в мае прошлого года. Сам факт его подписания будет зависеть от политической воли государств - членов ЕС.

При этом хотел бы особо подчеркнуть, что это соглашение, по большому счету, носит промежуточный характер и во многом подтягивает отстающие страны ЕС до уровня отношений в визовой области с Россией с «передовой» группой стран. Единственные, кто непосредственно теряют от неподписания этого соглашения, - это, прежде всего, представители гражданского общества и прессы. Тематика туризма выведена практически за рамки этого соглашения. А визовый режим, закладываемый для других категорий граждан – бизнесменов, участников молодежных и официальных контактов, уже предусмотрен в целом ряде двусторонних соглашений. Поэтому вопрос «когда» надо задавать не нам, а прежде всего тем странам - членам Евросоюза, которые имели безвизовый режим с нами до своего вступления в ЕС.

Это, кстати, в полной мере относится и к вопросу о запуске работы над соглашением о безвизовом режиме по краткосрочным поездкам граждан. Совершенно очевидно, что ключевые страны ЕС заинтересованы в скорейшем начале этой работы, потому что именно с вступлением этого соглашения в силу и будут открыты шлюзы прямых туристических обменов.

Сегодня каждая невыданная виза российскому туристу - это потеря, которую несет в Европе владелец гостиницы, владелец ресторана и магазина. В ключевых странах Евросоюза, еще раз подчеркну, это прекрасно понимают.

Вопрос: Как в Москве расценивают заявление высокопоставленных представителей ЕС о том, что в Брюсселе не допускают возможности начала переговоров о соглашении о безвизовом режиме с Россией до того, как будет завершено выполнение «совместных шагов»? Почему нельзя сделать эти два процесса параллельными?

Ответ: Я не вижу никаких препятствий для того, чтобы начать работу над соглашением по безвизовому режиму для краткосрочных поездок граждан еще вчера, или позавчера, или несколько лет назад.

Вопрос: Но в ЕС-то теперь говорят о том, что безвизовый диалог невозможно начать без полной реализации «совместных шагов». Почему эти два вопроса увязываются?

Ответ: Прежде всего, визовый вопрос - это вопрос политический. К сожалению, зачастую это бывает у нас в отношениях с ЕС - когда совершенно не имеющие к предмету переговоров вопросы увязываются с тем или иным решением. Повторю: если политическая воля есть, то и развязки находятся очень быстро.

Что же касается работы над «совместными шагами», то она была важной и полезной и, главное, продемонстрировала высокую степень готовности сторон к введению безвизового режима. 

По долгу службы мне регулярно приходится общаться с официальными представителями Евросоюза и стран-членов, причем тех, которые посещает основная масса россиян, выезжающих в Европу. Все в один голос мне говорят: проблемы нелегальной иммиграции из России как таковой нет. А имеющиеся соглашения и протоколы о реадмиссии позволяют «зачищать» возникающие единичные проблемы.

Вопрос: Прогресс по визам ЕС также часто увязывает с правами человека.

Ответ: Если вообще брать тему прав человека, то к ней надо подходить системно. Россия и страны Евросоюза - мы все являемся членами Совета Европы, а это и есть центральный панъевропейский орган, который призван заниматься всей правочеловеческой проблематикой. И это единое поле надо оберегать и расширять. Нас серьезно беспокоят попытки Евросоюза вывести себя из-под прямого действия конвенций Совета Европы, как бы обособиться. Мы не отвергаем диалог с ЕС по тематике прав человека. Более того, недавно вышел очередной доклад МИД России по положению с правами человека в Евросоюзе. Главная цель этого документа была в том, чтобы определить те болевые точки, которые есть в Европе в этой сфере, и понять, как их можно устранить. Мы надеемся, что наши партнеры из ЕС наконец начнут рассматривать эти вопросы непредвзято и, главное, на основе реальных фактов, а не домыслов.

Вопрос: У Евросоюза традиционно много вопросов к России в сфере прав человека. Может ли объявленная в декабре в России амнистия, затронувшая и «Pussy Riot», а также освобождение Михаила Ходорковского улучшить взаимопонимание по этим вопросам?

Ответ: Те шаги, которые делались в России в декабре, делались для нас, россиян, и без оглядки на внешних партнеров. Прежде всего они были продиктованы 20-летним юбилеем нашей Конституции.

Вопрос: Собственно ситуацией с правами человека в России многие европейские руководители обусловили отказ от приезда на Олимпиаду в Сочи. Как это воспринимают в Москве?

Ответ: Лет 30 - 40 назад был такой популярный персонаж, как Неуловимый Джо. И был анекдот: «А почему Джо неуловимый?». Ответ был такой: «Потому что его никто не ловит».

Как можно от чего-то отказываться, если вас никто не звал? По формуле, которая действует в олимпийском движении, главы государств и правительств сами определяются через свои олимпийские комитеты, едут они или не едут на то или иное спортивное мероприятие. Кстати, никто из глав государств не заявлял о том, что «намерен бойкотировать» Игры в России.

У нас уже подтверждено участие порядка 40 глав государств и правительств. Из целого ряда европейских стран едут монархи и премьеры. Я уже не говорю о министрах спорта, которые по долгу службы являются непосредственными участниками олимпийских мероприятий.

Вопрос: Является ли «Третий энергопакет» ЕС ключевым препятствием на пути к заключению базового договора между Россией и ЕС? Или существуют другие и более значительные причины его не подписывать так долго?

Ответ: По инициативе наших партнеров из ЕС на заключительный период нашего вступления в ВТО были временно заморожены переговоры по новому базовому соглашению Россия - ЕС. Это было обусловлено договоренностью, что в документе будет серьезный раздел, посвященный торгово-экономическим и инвестиционными вопросам. Наши коллеги предложили, а мы согласились, в том числе рассматривать в данном соглашении энергетику.

Поэтому пауза была естественной, так как надо было понять, на каких условиях Россия вступит в ВТО. Сейчас, когда это произошло, переговорный процесс по новому базовому соглашению возобновляется. Прошла первая серия неформальных встреч сопредседателей наших переговорных команд, утверждены новые директивы для российской делегации.

Принципиально важно было договориться изначально по двум моментам, которые при всем уважении к разделу по энергетике представляли, может быть, более важное значение. Это то, что Россия не готова сейчас вести переговоры по формуле ВТО+, то есть мы готовы работать на нынешнем этапе в том поле, по которому договорились при вступлении в ВТО.

И второе: это учет тех интеграционных процессов, которые идут в рамках Таможенного союза, то есть участие в качестве экспертов в работе над этим соглашением наших коллег из Евразийской экономической комиссии по тем вопросам, по которым Россия передала свои полномочия в этот наднациональный орган. По этим двум базовым элементам понимание в общем достигнуто, что, как нам представляется, должно стимулировать переговорный процесс.

Энергетическая тематика будет играть в контексте нового базового соглашения, да и в более широком контексте отношений России с ЕС одну из ключевых ролей. Энергетика - один из базовых элементов всего нашего сотрудничества. Совершенно очевидно, что необходим диалог. Мы, как страна - поставщик энергоресурсов в страны ЕС, естественно, учитываем ситуацию в Европе, но мы исходим из того, что ЕС также должен учитывать российские подходы.

У нас есть много вопросов к так называемому «Третьему энергопакету» ЕС. Я уверен, что рано или поздно нашим коллегам из ЕС придется с нами как-то договариваться, разумеется, на взаимоприемлемой основе.

Сейчас один из серьезных вопросов в диалоге с ЕС - это проблематика строительства газопровода «Южный поток». Буквально на днях состоялось заседание ПСП по энергетике, на котором была достигнута договоренность о формировании экспертной группы по данной тематике. Есть и другие вопросы, по которым идет обсуждение.

Вопрос: Россия раньше высказывала озабоченность в связи с планами строительства Транскаспийского трубопровода и по этому вопросу сталкивалась с ЕС.

Ответ: Никаких изменений по вопросу Транскаспийского газопровода нет, причем позиция России хорошо известна. В условиях, когда не определен статус Каспийского моря, никто не имеет права принимать односторонние решения. Необходимо согласие всех прикаспийских государств. И тем более никакой роли в данном вопросе не должны иметь третьи стороны.

Другие статьи по теме

Позиция

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

Документы фонда

Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о порядке предоставления Фондом поддержки и защиты прав соотечественников пожертвований (грантов и субсидий)

Изменения в Положение о Ревизионной комиссии

Состав Экспертно-правового совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение об Экспертно-правовом совете Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Положение о Ревизионной комиссии